Историко-архитектурное наследие в условиях войны
Охрана историко-культурного наследия со времен независимости была нашим слабым местом. Мы до сих пор охраняем не среду, а выстроенные по ранжиру отдельные объекты. Вместе с тем Статья 3 Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины» относит
Охранаисторико-культурного наследия со времен независимости была нашим слабым местом.Почему? Да потому что памятники архитектуры, как наиболее ранимая и незащищеннаячасть недвижимости, приравниваемая по своему статусу к старикам, инвалидам идетям, требует для развития и функционирования сети социальных и культурных программ,составления действующего реестра памятников с постоянным мониторингом, наконец,бюджетного финансирования. Кроме того, наше недвижимое наследие имеет несчастьерасполагаться в исторических центрах городов, которые были лакомой территориейдля любой власти.
Кчему это привело – полюбуйтесь. В Украине на государственном учете находится 143424 памятника; из них 16874 – памятники архитектуры и градостроительства. При этом в реестр внесено всего лишь около двух тысяч объектов, и из них ни один, кроме памятников всемирного наследия, не обеспечен необходимой документацией. А именно: охранным договором, паспортом объекта, а для заповедников – еще планом управления и планом организации территории. Паспорт объекта при этом должен включать полный перечень деталей и элементов, которые нельзя изменять при реставрации (цвет фасада, дверные ручки, рисунок обоев, оконные переплеты и т.д – то, что у нас никогда не вносят).
Отсутствие документации и ее «подтасовка» приводили к тому, что
не защищенные охранной документацией памятники непрерывно
уничтожались. В год мы теряли около 100 памятников истории и культуры.
Другой способ уничтожения исторически ценных зданий – их безумнаяреконструкция с надстройкой подчас 2-5 этажных мансард и безмернымукрашательством в «пшонкинском стиле», которые приводят если не к физическому,то документальному и моральному уничтожению памятника.
Кроме того, существует масса способов так называемой «девастации»объектов культурного наследия, т.е. доведения их до полного износа с последующимсносом и строительством на этом месте нового замечательного небоскреба или офис-центра, из пентхауза котрого открывается великолепный вид на останкиисторического центра.
Нерегулируемое высотное строительство приводит куничтожению еще одного важнейшего компонента наледия - исторических панорам и видов. Наши города за время независимости,особенно за последние пять лет, в условиях абсолютно неконтролирумой коррупции,утратили исторический облик почти наполовину.
Самасистема охраны историко-культурного наследия, доставшаяся нам от СССР, далекаот совершенства. Мы до сих пор охраняем не среду, а выстроенные по ранжируотдельные объекты – самые ценные (национальное и всемирное наследие), менееценные (местного значения) и прочие. Такая иерархия приводит к тому, что сгрехом пополам удается сохранить лишь наиболее ценные объекты, а обисторическом контексте и характерной застройке, составлявшей неотъемлемую частьокружения памятника, можно забыть навсегда.
Вместес тем Статья 3 Закона Украины «Об основах национальной безопасности Украины» относитк объектам национальной безопасности «духовные, культурные, исторические, и материальные ценностиобщества», в первую очередь историко-культурное наследие. А в числе основныхугроз национальной безопасности называется утратакультурного и духовного наследия народа.
Ядалека от мысли, что в состоянии войны, оккупации и выхода их кризиса вограбленном государстве бюджет сможет выделять средства на восстановление иподдержание памятников архитектуры.
Чтоже делать? Смириться с их дальнейшим уничтожением?
Естьряд способов, которые с успехом используются в странах, где система охраныисторического наследия не была столь кондово-регламентированной, например, вСША. Там любой объект историко-культурного наследия может быть передан вчастные руки, но в сопровождении так называемого «easement’a», то есть ограниченного права пользования. Вседетали здания, подлежащие охране или реставрации, подробно закреплены в паспорте.Более того, государство, заинтересованное в передаче в частные руки для реставрацииряда объектов, создает налоговые и кредитные льготы. Банки кредитуют процессреставрации с минимальным процентом, а владелец освобождается от налога на прибыльи на недвижимость лет на пять.
Этоприводит к тому, что вместо головной боли и заботы о постоянно разрушающихсяобъектах страна получает непрерывный приток пусть небольших инвестиций иконтролируемый процесс реставрации.
Насколькоэто реально в Украине? Вполне. Конечно, градостроительная и историко-охраннаядокументация должна финансироваться из бюджета и проводиться опережающимитемпами. Но даже сейчас уже существует масса объектов, переданных в частныеруки, где реставрация не проводится, или полуразрушенных объектовгосударственной собственности, которые могут быть переданы в частноепользование. Необходима проверка и дополнение их сопроводительной документации –это можно делать с привлечением местных экспертов. В случае, если объект нереставрировался более трех лет, лишать владельца права собственности.
Необходимоввести сертификацию реставраторов – такой вид деятельности вообще выпал изпоследних версий законодательства. Все работы на памятнике должны проводиться подруководством профессионалов – реставраторов и под контролем Национального Союзаархитекторов. Функция и использование памятника также должны быть согласованы спрофессионалами. Но на период процесса реставрации владельцы могут получатьгосударственные льготы в виде отсрочки платежей, кредитных каникул, системыльгот и т.д.
Такоеперераспределение прав собственности на объекты наследия поможет наполнитьбюджет, вместо непопулярных мер вроде сокращения пенсий у работающих стариков,спасти наследие и наладить постоянный мониторинг за его состоянием. Национальныйсоюз архитекторов, историки архитектуры и реставраторы-профессионалы через сетьобщественных организаций смогут контролировать этот процесс. Давайте думать обэтом уже сегодня.
- Довіра - валюта впливу: секрет ефективного лідера Ольга Духневич 02:37
- Трансформація демократії чи її дефіцит - кейс України Ірина Овчар вчора о 22:41
- Брекети після 30: чому ніколи не пізно подбати про усмішку Анастасія Опанасюк вчора о 21:53
- Податкове свавілля в Україні: як держава знищує малий бізнес Олександр Рось вчора о 15:30
- Проблеми з виплатами "бойових" під час лікування за кордоном після поранення Анжела Василевська 29.08.2025 16:07
- ТСК не дала рейдерам захопити фермерське господарство на Київщині Галина Янченко 29.08.2025 16:02
- Оперативний кадровий профайлінг: як швидко оцінити людей і мінімізувати ризики бізнесу Василь Фенчак 29.08.2025 15:42
- Пам'ятати – означає діяти Євген Магда 29.08.2025 10:15
- Стрес під контролем Олександр Скнар 28.08.2025 13:57
- І справедливість для всіх... Євген Магда 28.08.2025 13:48
- "Подарунок" від уряду: як під виглядом підтримки забрали пільги у багатодітних сімей Дана Ярова 28.08.2025 11:00
- Сексуальне насильство, пов’язане з конфліктом: правда, яку не можна замовчувати Галина Скіпальська 28.08.2025 06:00
- Мобінг: щоденник офісного терору Владислав Штика 27.08.2025 21:13
- "Шість тисяч" як дзеркало держави! Георгій Тука 27.08.2025 18:50
- Втеча майбутнього: як виїзд українських дітей і студентів змінює країну Дана Ярова 27.08.2025 11:00
-
Другий російський регіон повідомив про повну відсутність бензину
Бізнес 12244
-
Два світи, одна країна: чому ветерани відчувають зраду з боку цивільних
11210
-
Дороги, метро, зрада та заробітки. Інтерв’ю з Максимом Шкілем, засновником "Автостради"
Бізнес 8367
-
Україна підписала історичну угоду щодо захисту океанів
Бізнес 7225
-
"Дуже зацікавлені в цьому родовищі". TechMet підтвердила інтерес до літію в Україні
Бізнес 6885