Зачем нужна страховому рынку независимая экспертиза
После принятия Закона "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств", страховщики-лоббисты сделали все для того, чтобы в последующих изменениях нивелировать значение независимой экспертизы при опр
Послепринятия Закона "Об обязательном страховании гражданско-правовойответственности владельцев наземных транспортных средств",страховщики-лоббисты сделали все для того, чтобы в последующих измененияхнивелировать значение независимой экспертизы при определении размерапричиненного ущерба. Таким образом, была построена система, при которойнезависимая экспертиза приказала долго жить. Она была заменена, в лучшемслучае, карманными сервисными или ассистанскими компаниями, в худшем - штатнымирасчетчиками, задачей которых стало всеобъемлющее и максимальное занижениеподлежащей выплате сумме страхового возмещения. За пример уничтожениянезависимой экспертизы был взят российский опыт и за последним четыре – пятьлет процесс был завершен.
Новот вопрос: помогло ли это самому страховому рынку? Сейчас о кризисе рынкаОСАГО не говорит только ленивый. Уже много сказано и о заоблачных комиссионных,о нарушении сроков урегулирования, об умышленном доведении до банкротствастраховых компаний с малоизвестными названиями, но умудрявшихся входить вТОП-10 по сборам премий. Я не буду опять возвращаться к этой теме. Я хочу лишьдонести до рынка свою аргументацию того, что уничтожение страховщикаминезависимой экспертизы сыграло против них самих. И вот почему.
Независимыеэксперты, хоть и испытывала давление со стороны обслуживаемых страховщиков поповоду «много посчитали», «этот ремонт столько не стоит», «мы можемотремонтировать это в два раза дешевле», тем не менее, - всегда соблюдали меру допустимого. Серьезнымсдерживающим фактором здесь всегда была система государственной сертификацииоценочной и экспертной деятельности. Поэтому эксперт всегда был посредине: содной стороны ему нельзя обидеть страховщика, давшему ему заказ, а с другой –нельзя назвать белое черным, так как это чревато лишением права заниматьсяэкспертизой. И если вначале страховщики еще как-то с этим положением вещеймирились, то затем, по мере роста аппетитов и соответственно нежелания платить,отношение к независимым экспертам стало меняться. Гораздо удобней былозарегистрировать возле себя какое-нибудь ООО, назвав его громким именемэкспертно-ассистирующей компании, перевести туда объемы перечисляемых экспертамплатежей, а заодно по телефону или емейлу регулировать выдаваемый «на-гора» очередной«экспертный результат». Некоторые страховщики даже с этим не стализаморачиваться и попросту все экспертизы передали своим расчетным центрам. Тамзадачи по занижению можно было ставить даже не по телефону, а в режимереального времени на совещаниях по снижению убыточности.
Толькорынок это не спасло, десятки страховщиков стали банкротами, а сама идея ОСАГО,как социально значимый вид страхования, дискредитирована.
Сейчас,когда наметилось понимание рынка невозможности работать по-старому, осознаниятупика, к которому логично и бодро, под бравурные марши форумов и конференций,шел рынок, настало время переосмысления, что дает надежды на выздоровлениесмертельно больного. В связи с этим, было бы нелишним обратить свои взоры наустоявшиеся и стабильные рынки ОСАГО. В частности Германии. Согласно немецкогозаконодательства, потерпевший имеет право самостоятельно выбрать эксперта,который определит размер причиненного ущерба. Страховщик, конечно же, имеетправо перепроверять экспертизу и аргументировано возражать против каких-либо еепозиций. Но, как говориться «право первой брачной ночи» в процессеурегулирования принадлежит потерпевшему. И это правильно. Представьте себеситуация, если бы ОСАГО в Украине не существовало. Кто бы после ДТП выбиралэксперта: виновник или потерпевший? Ответ здесь, более чем, очевиден. Виновниквсегда будет заинтересован заплатить меньше. Поэтому экспертизу проводитпотерпевший, а виновнику дается лишь право оспаривать определенную экспертомсумму ущерба. Так почему, страхуя ответственность виновника, страховщикизакрепили за собой право определять, комуи сколько платить? Неужели право собирать с автовладельцев деньги, прямоозначает и право определять сколько платить, а сколько класть в карман?
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко вчора о 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський вчора о 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков вчора о 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв вчора о 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко вчора о 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Реформа "турботи" Андрій Павловський 27.06.2025 12:07
- Оцінка девелоперського проєкту з позиції мезонінного інвестора, як визначити дохідність Роман Бєлік 26.06.2025 18:39
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 731
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 309
- Реформа "турботи" 239
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 117
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 107
-
Літній базовий гардероб – 2025: як зібрати стильну і зручну капсулу – пояснює стилістка
Життя 7874
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 6498
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5198
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4266
-
Втратив бізнес в окупації та пережив два інсульти. Як ветеран відкрив поліграфічну фірму в Одесі
Бізнес 3360