Зачем рожать очередную «законодательную мышь»?
Законопроект о моратории на строительство в Киеве трудно назвать решающим даже часть проблем застройки столицы, хотя необходимость системного подойти к законодательному регулированию строительной отрасли уже давно назрела.
Законопроект с «запретительным» названием «Про мораторій на будівництво об’єктівна окремих земельних ділянках в м. Києві» крайне лаконичен и состоит всего из 4статей.
http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=54767.
В преамбуле сказано, что этот закон устанавливает мораторий на строительство в г. Киеве домов, зданий, сооружений любого назначения, их комплексов,линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры на отдельных объектахблагоустройства до утверждения нового Генерального плана г. Киева.
В ст. 1 («Введениеморатория на строительство объектов») перечислены зоны, где может бытьограничено строительство. Это земельные участки в скверах, ботанических садах,парках, лесопарках, рекреационных зонах, лесах г.Киева; в урочищах и надурочищами с крутыми склонами; с зеленыминасаждениями на придомовых территориях; на расстоянии до
Статья 1 еще раз (после преамбулы) подчеркивает,что мораторий действует до утверждения нового Генерального плана Киева иливнесения изменения в действующий.
Надо сказать, что уже с первых строк «Закон изчетырех статей» вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Например, если с ботаническимисадами более-менее все понятно, то вот с парками, лесопарками и скверами, какговорится, могут быть варианты. В украинской столице совсем не редкость,когда на бумаге мы имеем парк или сквер,а на деле обычные заросли со свалкой мусора, этакий рай для бомжей иалкоголиков. У властей нет денег наприведение таких «медвежьих углов» в нормальное состояние. Что плохого, еслистроители возьмут на себя обязательства по благоустройству территории,обновлению коммуникаций, созданию социально-бытовых объектов, а взамен построятна части заброшенной территории жилье?
Отдельныйвопрос к норме, которая предполагает установить 100 метровую свободную отстроительства зону не только от берега реки Днепр, но и от ее «притоков, протоков и заток».
Напомню,что Водный кодекс Украины в ст.88 («Прибережныезащитные полосы») определяет, что длясредних рек защитная прибрежная линия устанавливается в
И, наконец, что делать, если принятие нового Генплана столицы (илиизменений в него) затянется на неопределенно длительный срок? Ведь законотворцыисходят только из одного варианта развития событий – новый Генплан примут иливнесут в него изменения. А если нет? Причем, авторы так торопились, что даже непрописали, до внесения каких именноизменений в Генплан действует их закон. А что, если в Генплан будутвнесены совершенно незначительные«косметические» правки? Все, закон, исходя из его же положений, перестанет действовать?
Статья 2 законопроектаимеет в себе возможную коррупционную составляющую. Она определяет,что выборочнаязастройканаземельныхучастках(указанных в ст.1) может осуществляться в случае: отчуждения земельного участка по мотивам общественной необходимости и для общественных потребностей, аварийной и чрезвычайной ситуации.
По-видимому, тут исповедуетсяпринцип: когда нельзя, но очень хочется, то можно. Иначе как понять крайне неопределенные, но красивые фразы о «мотивах общественной необходимости»или «общественной потребности»? Кто и как будет определять эту самуюнеобходимость или потребность? Киевсовет? Громада? Каким образом: опросом, голосованием, социологией? Об этом в Законеснова же ни слова.
Статья 3 («Контроль за соблюдением моратория на строительство») возражений в принципе вызвать не может: «Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля осуществляет мониторинг и контроль за соблюдением моратория на строительство объектов на земельных участках, указанных в статье 1 настоящего Закона, и, в случае выявления нарушения требований настоящего Закона, в течение трех дней выносит предписание о приостановлении работ и обращается в правоохранительные органы для принятия ими соответствующих мер».
И, наконец, «ритуальная» 4 статья («Заключительные положения»)определяет, что:
Авторы даютвсего один месяц всем министерствам и ведомствам на то, чтобы перелопатитьогромнейший массив правовой документациипримерно за три-четыре десятка лет! А ведь тут требуется не просто пересмотреть всенормативно-правовые акты на соответствие «Закону из четырех статей», а еще (пологике) внести необходимые изменения или инициировать принятие новых нормативныхдокументов.
Представьте,например, что Рада принимала бы вместо Уголовного Кодекса, где прописанаответственность за кражу целый ряд «маленьких» законов. В одномпредусматривалась бы ответственность за кражу, совершенную мужчинами, во втором- женщинами, в третьем – несовершеннолетними и так далее. Условно говоря,именно по такому пути и пошли авторы вышеупомянутого законопроекта-моратория. В данном случаепринцип «краткость сестра таланта» не срабатывает, ведь хороший закон не должениметь простора для разных толкований, должен давать четкие и конкретные ответы,а не вызывать вопросы, и наконец, способствовать решению проблем, а несоздавать новые.
Выход видится впринятии крайне назревшего Градостроительного Кодекса, который бы упорядочил и унифицировалрегиональные и местные правила настройки, сделал понятными принципы отечественнойградостроительной политики.
Но родить очередную «законодательную мышь»намного проще, чем серьезно и вдумчиво с участием всех заинтересованных сторон(общественников, застройщиков, экологов, инвесторов, архитекторов) разработатьбазовый серьезный закон, который четко определит правила игры на строительномрынке надолго и для всех.
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль вчора о 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький вчора о 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко вчора о 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко вчора о 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець вчора о 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов вчора о 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко вчора о 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень Павло Васильєв 11.10.2025 14:53
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись Олександра Смілянець 11.10.2025 09:57
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу Вікторія Мартинюк 09.10.2025 16:58
- Як зрозуміти, чи ваш ІТ-продукт росте правильно: ключові метрики, які бачать інвестори Анна Одринська 09.10.2025 15:50
- Працюй на ОПК без військового квитка – Рада ухвалила закон про тимчасове бронювання Галина Янченко 09.10.2025 15:43
- Помилки у фінансовій звітності: погляд аудитора 208
- Роздуми щодо законопроєкту № 13628 118
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 118
- Чому Україні потрібні іноземні працівники: виклики ринку праці та стратегії бізнесу 90
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 76
-
Як зрозуміти, що час змінювати роботу – і не зробити фатальну помилку
Життя 12485
-
"Багаж – це не право людини". У WizzAir виступили проти скасування плати за ручну поклажу
Бізнес 11161
-
Чи має значення вік у коханні: результати опитування серед українців
Життя 9582
-
Найдорожчі стартапи у світі, створені українцями: 10 історій успіху
Життя 3111
-
"Санкції штовхають в обійми". Росія стала основним постачальником лігроїну до Венесуели
Бізнес 2011