Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
23.10.2014 11:18

Минобороны против журналистов. Кто кого?

Ексзаступник гендиректора концерну "Укроборонпром"

Сыр-бор из-за публикации в Зеркале недели набирает обороты. Статья "Тень войны" наделала много шума. Скорее даже не статья, а реакция на неё. "Укроборонпром" и Минобороны подали в суд. Уже даже президент комментирует эту ситуацию.

Сыр-бор из-за публикации в Зеркале недели набирает обороты. Статья "Тень войны" наделала много шума. Скорее даже не статья, а реакция на неё. "Укроборонпром" и Минобороны подали в суд. Уже даже президент комментирует э ту ситуацию. 

Журналисты обвинили ведомства в торговле оружием и техникой в разгар боевых действий. Чиновники не согласны.

Хоть каких-то комментариев официальных лиц от оборонки в статье нет. Не захотели ответить или к ним не обращались - я не знаю. Но в итоге  - будет судебное разбирательство.

Конечно, в оборонной сфере о многом говорить нельзя. Есть определенный режим гостайны. Но когда отсутствует объяснение каких-то действий, вызывающих вопросы, или когда чиновники отмалчиваются - у людей создается впечатление, что от них попросту хотят что-то скрыть. А раз хотят скрыть - значит воруют!

Чтоб от этой "народной логики" отойти, нужно каждый день разъяснять людям что к чему. И от этого никуда не деться. Возможно, если бы руководители ведомств озвучили свою позицию, то не было бы и этих проблем, и недоверия к государственным чиновникам. Ведь объективно говоря, об этих продажах руководство Укроборонпрома могло быть даже не проинформировано. 

О датах продажи можно судить по документам. Редакция газеты утверждает, что она ими располагает и будет их предъявлять в суде. Проверить нетрудно, поскольку каждый квартал Министерство обороны Украины направляет отчет в Кабинет министров о реализации имущества. Там есть полная информация: и даты продаж, и что продано, и кому. 

Насколько я знаю, в Минобороны после начала АТО не проводилась ревизия договоров на продажу техники уполномоченным Кабмином предприятиям (часть из которых не входит в концерн) на предмет того, что действительно излишне, а что продаже не подлежит, поскольку необходимо на фронте. 

Формально Министерство обороны продавать излишнее имущество могло до 15 августа, пока не истек срок действия перечня, принятого прежним правительством. Утверждается он раз в три года, потом возможны дополнения. В последний документ изменения вносили трижды. Новый перечень подавали в Кабмин в июле, то есть уже в разгар боевых действий, и в нем оказалась и техника, и оружие, и необходимое солдатам бытовое оборудование - те же полевые кухни. И только благодаря вниманию к этой проблеме СМИ, перечень утвержден не был. Я сам не раз поднимал эту проблему, поскольку неконтролируемая продажа излишнего имущества - это фактически схема, по которой обворовывают государство.

То есть, если выяснится, что Минобороны что-то продало  после 15 августа, то подробности этих сделок должны интересовать уже следственные органы. До этой даты - это скорее вопрос моральности. А правоохранителям стоит проверить - не подписывались ли договора и наряды на выдачу имущества задним числом, в сговоре с бывшими руководителями.

Что же касается продаж через посредников - то это привычная схема для Минобороны, которая существует десятилетиями. Ведь руководство ведомств меняется, а чиновники средней руки остаются на своих местах. Они то и сидят на коррупционных схемах комиссионной продажи имущества на внутреннем рынке через уполномоченные предприятия-посредники частным "фирмам-прокладкам", которые нужны только для одного - уводить деньги в тень. Никакой добавочной стоимости они не формируют, не модернизируют ни технику, ни вооружения, а просто в дальнейшем перепродают ее на внешнем рынке или нашим же заводам, а значительная часть средств, которые должно было заработать государство, оседает на счетах таких фирм.

Поэтому не исключено, что Минобороны реализовывало технику и оружие уполномоченным предприятиям-посредникам, о которых идет речь. А руководство того же концерна "Укроборонпром" об этих сделках могло быть даже не поставлено в известность. Знаю это из своего опыта. Будучи заместителем гендиректора Укроборонпрома, я несколько раз, разбираясь в экспортных контрактах, сталкивался с тем, что вооружения Минобороны продавали частные компании, поэтому пытался упорядочить и наладить контроль концерном продажи имущества Минобороны. Комплекс мер, который я предлагал, позволил бы продавать имущество не за бесценок "фирмам-прокладкам" внутри Украины, а по ценам мирового рынка иностранным покупателям, что позволило бы нарастить валютную выручку Украины, и в десять раз увеличить поступления в госбюджет. Чиновники департамента отчуждения излишнего имущества Минобороны, используя бюрократические проволочки, затягивали процесс реализации имущества одним, и занижали реальную стоимость для других. В результате не рассматривались заявки уполномоченных спецэкспортеров, у которых были реальные покупатели за границей по более высоким, рыночным ценам, вследствие чего госбюджет недополучил 250 млн. гривен (30 млн. дол. США) за 2013 год, а получил лишь 211 млн. грн.

При очередной смене министра обороны мне даже удалось подписать договор о намерениях, но очень скоро его попросту стали игнорировать. В отрасли полно саботажников, которые не хотят ничего менять и будут всячески вставлять палки в колеса тем, кто пытается выстроить прозрачные схемы. Я с этим уже сталкивался. Но сейчас возможностей для позитивных изменений намного больше. Есть политическая воля, главное - правильно организовать процесс.

Оружейный бизнес - до последнего времени был закрытой темой для общественности. В СМИ очень мало подробностей тех или иных оружейных контрактов. Появлялись они, как правило, когда министр обороны и глава Укроборонпрома в 2011-2012 годах рапортовали о том, как в отрасли все замечательно, в то время как оборонные предприятия тонули в долгах. Практически за каждой сделкой стоял откат, а суммы комиссионных могли  достигать половины всей суммы контракта.

Какие-то из них, мне, как заместителю концерна, удавалось останавливать. Как, например, сделка 2013-го года по продаже Министерством обороны 110 млн. штук патронов для АКМ в два раза дешевле рыночной цены через госпосредника очередной компании. Тогда удалось сэкономить государству 36 млн. грн. А главное - эти боеприпасы сейчас очень пригодились нашим бойцам!

Люди должны понимать, что излишнее имущество Минобороны это не завалявшиеся на складах фляги или старые грузовики, а боеспособная техника, боеприпасы, востребованное на мировом рынке вооружение. И бесконтрольная  продажа, тем более в военное время, недопустима.

А Министерству обороны не с журналистами нужно воевать, а с коррупционерами внутри системы, которые живут по принципу - "кому   война, а кому мать родна".   



 



Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]