Идет война гибридная…
Санкционная политика Кремля против Украины заставляет отечественных производителей переориентироваться на другие рынки
Согласно предварительным данным НБУ, в 2018 году дефицит текущего счета платежного балансаувеличился до $4,7 млрд (3,6% от ВВП) с $2,44 млрд (2,2% от ВВП) годом ранее из-за расширения дефицита торговли товарами. По данным НБУ, экспорт товаров за 2018 год вырос на 9,5% (в 2017 году –17,1%) – до $43,3 млрд. При этом доля России в экспорте сократилась с 8,5% до 7%, тогда как экспорт в страны ЕС вырос на 15,5% и Азии на 6,3%. Импорт товаров за прошлый год увеличился на 14% (в 2017 году – 21,9%) до $56,3 млрд. В номинальном измерении, больше всего вырос импорт из стран Азии (на 27%) и ЕС (на 12,4%). Доля стран Азии в общем импорте увеличилась с 20,1% до 22,4%, а доля стран ЕС сократилась 37,2% до 36,6%. Объем импорта с России вырос на $840 млн или 11,7%, однако его доля в общем импорте снизилась с 14,5% до 14,2%.
Регулятор объясняет, что рост экспорта в минувшем году поддерживали благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура на протяжении большей части года и высокий урожай зерновых и масличных культур. Однако осложнение перевозок в Азовском море и ремонт на отдельных предприятиях сдерживали его рост. Высокие темпы роста импорта товаров по сравнению с экспортом обусловлены устойчивым внутренним спросом и высокими ценами на энергоносители.
Торговое наступление
Торговой войне России и Украины более двадцати лет. В 1996 году, из-за введения правительством РФ в одностороннем порядке налога на добавленную стоимость на товары из Украины, украинская продукция стала дороже для российского потребителя, отечественные производители потеряли в России большую долю рынка по всем группам экспортируемых товаров. Под антидемпинговые расследования россиян периодически попадали все украинские производители, от металлургов до аграриев. Велись газовые войны.
Недавний виток обострения российско-украинских отношений датирован 29 декабря 2018 года, когда РФ запретила ввоз на свою территорию ряда товаров, страной происхождения которых является Украина или перемещаемых через ее территорию. В перечне запрещенных - отдельные продовольственные, промышленные товары и продукция машиностроения. По оценкам НБУ, общие чистые потери экспорта товаров от новых санкций России, учитывая значительную импортную составляющую в экспорте машиностроения, будут незначительными, а влияние санкций на ВВП - близким к нулю. Наиболее чувствительными для Украины остаются ограничения на поставки продукции машиностроения.
Кроме того, Россия постановлением от 29 декабря прошлого года ввела эмбарго на промышленные и сельскохозяйственные товары из Украины, а также сырье - этиловый спирт, гравий, гальку, щебень, известняк и пр. Запретила ввоз газовых турбин, произведенных и(или) отправленных с территории Украины, сделав исключение для турбин гражданских воздушных судов. По словам исполнительного директора ассоциации "УкрПапир" Эдуарда Литвака, запрет РФ еще одной товарной группы целлюлозно-бумажной продукции, в которую входят, в том числе, бумага для гофрирования и картон для плоских слоев гофрокартона, больше всего отразится на крупнейшем украинском производителе этой продукции – Рубежанском картонно-тарном комбинате (Луганская обл.), немного меньше – на Киевском картонно-бумажном комбинате (Обухов Киевской обл.). В то же время, руководители отраслевых предприятий и ассоциация пока воздерживаются от каких-либо комментариев, в том числе по вопросу возможного обращения к украинским властям с инициативой введения "зеркальных" мер.
Сохранить макростабильность
В этом году Украине следует быть готовой к новым гибридным атакам России на ее экономику и подрыв деятельности важных инфраструктурных объектов и учреждений страны, готовя превентивные меры. В качестве разрушительных инструментов Россия может использовать кибератаки, блокирование доступа к морским портам Украины, подрыв авторитета украинских компаний как надежных партнеров на новых и традиционных рынках сбыта, выдвижение против нашей страны судебных исков, связанных с транзитом российского газа и. т. д.
Практика предыдущих лет свидетельствует, что экспорт продовольственных товаров и отдельных промышленных товаров, попавших под санкции России, частично может быть переориентирован на другие рынки. Например, отечественные агрокомпании модернизировали производства, многие из них получили европейские сертификаты ISO и BRC, открывающие доступ не только на рынок Европейского Союза, а и в другие признающие эти стандарты государства. В настоящее время Украина продает агропродукцию в 190 стран. Основными партнерами наших производителей являются Азия, Евросоюз и Африка (их суммарная доля в стоимости украинского экспорта сельхозпродукции оценивается почти в 97%). С каждым годом доля агросектора в ВВП Украины увеличивается (по итогам 2018-го года она достигнет 17%).
Учитывая то, что украинский экспорт состоит преимущественно из сырья, падение мировых цен на него делает отечественную экономику неэффективной и очень зависимой от конъюнктуры мировых рынков. Поэтому одна из главных задач государства – оказывать поддержку и развивать отрасли, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью, например, авиастроение.
В то же время, запуск в начале этого года Экспортно-кредитного агентства (ЭКА), которое бы озаботилось вопросами экспортной стратегии, откладывается. Несмотря на то, что из госбюджета в прошлом году было выделено 200 млн. грн. для формирования уставного капитала агентства, однако Верховная Рада отклонила законопроект №8114, предполагающий увеличение на 112,3 тыс. грн бюджетного финансирования на разные юридические и организационные процедуры создания ЭКА. Промедление с запуском ЭКА делает Украину более уязвимой в отражении новых торговых атак со стороны России.
В год двойных выборов усиливается политическая борьба в Украине - к власти будут стараться прийти пророссийские кандидаты. Вероятность того, что Российская Федерация воспользуется неопределенностью политической ситуации в Украине для нанесения удара по украинской экономике новыми торговыми санкциями, очень высока. Поэтому Украине необходимо особое внимание уделить комплексному противодействию таким угрозам.
- Звільнення після закінчення контракту: як діяти та що каже судова практика Світлана Половна 13:29
- Правовий статус ембріона: законодавчі прогалини та етичні виклики Леся Дубчак вчора о 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш вчора о 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський вчора о 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль 13.10.2025 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький 13.10.2025 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко 13.10.2025 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко 13.10.2025 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець 13.10.2025 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов 13.10.2025 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко 13.10.2025 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень Павло Васильєв 11.10.2025 14:53
- Помилки у фінансовій звітності: погляд аудитора 222
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 144
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу 91
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 78
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 70
-
"Санкції штовхають в обійми". Росія стала основним постачальником лігроїну до Венесуели
Бізнес 65871
-
"Багаж – це не право людини". У WizzAir виступили проти скасування плати за ручну поклажу
Бізнес 55804
-
У Європі нарахували вісім "зайвих" автозаводів
Бізнес 8268
-
100-річний бодибілдер розповів, що допомагає йому підтримувати здоров’я і самопочуття
Життя 7075
-
Найдорожчі стартапи у світі, створені українцями: 10 історій успіху
Життя 4798