Преступная халатность: почему нужно ужесточить правила техосмотра
Сколько аварий должно произойти на дорогах, чтобы принять европейские требования к техническому контролю транспортных средств?
В ночь с 17 на 18 июня произошел вопиющий случай: грузовик Печерского ДЭУ скатился на большой скорости по улице Лаврской и врезался в легковые автомобили, которые стояли на светофоре. К счастью, жертв и пострадавших нет. По словам водителя, у транспортного средства отказали тормоза. Сразу же возникает вопрос, а как такую машину вообще выпустили на дорогу? Ее осматривали механики предприятия? Ее состояние проверялось во время обязательного техосмотра? По информации из открытых источников, за два дня до аварии МАЗ успешно прошел технический контроль.
И теперь я, как и многие соотечественники, задаюсь вопросом: а это вообще как? Как можно было пройти техосмотр, если работоспособность тормозной системы должна была обязательно проверяется на специальном стенде? Я уже неоднократно говорил о том, что в сфере обязательного технического контроля имеют место факты работы недобросовестных игроков, которые оформляют протоколы, не проверяя автомобиль и довольствуясь его фотоснимками. Почему так? Потому что им позволяет это действующий порядок проведения обязательного технического контроля (ОТК). В апреле Министерство инфраструктуры уже сделало первый шаг к изменению требований и обнародовало соответствующий законопроект. И сейчас самое время его руководителю Александру Кубракову сделать следующий.
Техосмотр воспринимается с огромным недоверием с учетом негативного опыта прошлого. Поэтому его боятся водители и с опаской воспринимают государственные деятели. Но давайте не будем забывать, что с 2011 года обязательный технический контроль проходили и продолжают проходить только коммерческие автомобили, и с этого момента многое изменилось.
Функцию государственного контроля (техосмотра) передали от подразделений МВД аккредитованным лабораториям. Поскольку бизнес имеет больше гибкости в принятии решений, то и развивается быстрее, нежели госструктуры. Поэтому многие единичные пункты со временем эволюционировали в системных игроков, которые ответственно подходят к своей миссии – обеспечению безопасной эксплуатации транспорта. Однако есть и такие, кто «чтит» нехорошие традиции и продолжает торговать протоколами, подвергая опасности участников дорожного движения.
Есть ли способ с этим бороться? Конечно. Необходимо принять срочные меры – незамедлительно изменить требования к процедуре техосмотра коммерческого транспорта. Без должного контроля недобросовестные субъекты будут продолжать свою порочную практику и выпускать на дороги грузовики с неисправными тормозами и отваливающимися колёсами. Как усилить контроль:
1. Обязательная видеофиксация испытаний. Сегодня центры техосмотра предоставляют контролирующим органам только фотографии проверок. А работать с графическими редакторами многие уже отлично научились. Поэтому Главный сервисный центр МВД нередко получает правдоподобные коллажи с «исправным» автомобилем. Если же достоверность диагностики нужно подтверждать видео, ситуация меняется. В странах ЕС существуют требования к размещению и качеству изображения видеокамер, которые должны показывать четкую картинку под определенным ракурсом. В той же Словакии, которая имела схожие с Украиной проблемы, доля полностью пригодных по итогам техосмотра автомобилей сократилась с 97% до 88%.
2. Персональная ответственность эксперта по обязательному техническому контролю. Когда эксперт будет по закону отвечать за результаты испытаний, его отношение к своим непосредственным обязанностям изменится. Любопытно, понесет ли наказание специалист субъекта ОТК, который выпустил на улицы Печерска МАЗ с неисправными тормозами? Вопрос риторический.
3. Автоматизированная передача данных с приборов в общенациональную базу данных. Это достаточно сложный и длительный шаг. Но именно он позволит исключить манипуляции с показателями испытаний и устранить коррупционную составляющую.
4. Неотвратимость привлечения к ответственности как эксперта, так и субъекта, который провел техосмотр. Да, отвечать должны не только эксперты, но и их работодатели. Это будет стимулировать
5. Контроль результатов проведения ОТК государственными органами: ГСЦ МВД, Нацполиция, Укртрансбезопасность. Для достижения результата в повышении безопасности на дороге необходим жесткий контроль выполнения принятой процедуры и результатов техосмотра.
Пока на рынке орудуют недобросовестные дельцы, репутация сферы технического контроля будет страдать. Водители будут по-прежнему считать это коррупционной процедурой, которая не имеет ничего общего с безопасностью.
Ассоциация безопасности эксплуатации транспорта (АБЭТ) уже направила официальные запросы в Кабинет Министров, Министерство инфраструктуры, Главный сервисный центр МВД, профильный комитет Верховной Рады и коммунальные службы Киева с требованием разобраться в ситуации и принять срочные меры. Реагировать нужно сейчас, бескомпромиссно и незамедлительно. Иначе нас ждет еще не одно ДТП по техническим причинам, а, возможно, и с трагическим исходом. Только внимание президента Владимира Зеленского, профильного комитета ВРУ и министра инфраструктуры Александра Кубракова к вопросу контроля технического состояния транспортных средств в Украине, позволит продолжить евроинтеграционный курс Украины в этой части, обеспечит безопасность на дороге, сохранит здоровье и жизнь наших соотечественников.
- Час розблокувати будівництво нових об'єктів та залучення інвестицій в громадах Лариса Білозір вчора о 20:41
- Заповіт у Дубаї: нові можливості для українців у DIFC Courts Олена Широкова вчора о 15:45
- Конфлікти у бізнесі: як перетворити загрозу на джерело зростання Олександр Скнар вчора о 14:36
- У кожному дроні – сертифікат світової байдужості Дана Ярова вчора о 12:05
- Бізнес з країнами Близького Сходу: що потрібно знати про гроші, темп і традиції Любомир Паладійчук 09.07.2025 21:38
- Фінансова свобода: що ми насправді вкладаємо у це поняття? Олександр Скнар 09.07.2025 14:34
- Нова ера на енергетичних ринках: кінець диктатури цін Ксенія Оринчак 08.07.2025 16:49
- Український бізнес на Близькому Сході: культура, право і підводні камені Олена Широкова 08.07.2025 16:12
- Замість реформи – репертуар. Замість дій – кастинг на премʼєра Дана Ярова 08.07.2025 15:54
- Преюдиційне значення рішення МКАС при ТПП України для інших спорів: правовий аналіз Валентина Слободинска 08.07.2025 14:47
- Чому бізнес-коучинг стає все більш затребуваним? Олександр Скнар 08.07.2025 14:27
- Негаторний чи віндикаційний позов: який спосіб захисту обрати у земельному спорі? Андрій Лотиш 08.07.2025 14:03
- З житлом і роботою: як змінюється філософія проєкту "Прихисток" Галина Янченко 08.07.2025 13:59
- 5 найтиповіших помилок при впровадженні електронного документообігу Олександр Вернигора 08.07.2025 12:47
- Енергоринок України 2025, коли прийдуть європейські трейдери Ростислав Никітенко 07.07.2025 21:07
- Готують підвищення тарифів для населення 732
- Військово-економічна пастка: чому зламався бум РФ 147
- Медіація у бізнесі: чи готові українські компанії до альтернативних рішень? 101
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини 90
- Поки ППО в дорозі – шахед вже у вікні 67
-
Україна з нуля збудувала винятковий ВПК, але він працює лише на 60% – фон дер Ляєн
Бізнес 11392
-
"Цифри шокують". Гетманцев оприлюднив дані про найбільші в Україні пенсії
Фінанси 6516
-
Uklon готовий виконати закон про стягнення податку з доходів водіїв
Бізнес 6311
-
"Сонне розлучення" – вихід для пар, щоб покращити якість нічного відпочинку та сексуального життя
Життя 5268
-
Мовний апгрейд: як правильно сказати українською "пир горой", "в рассрочку" і ще вісім фраз
Життя 4560