Преступная халатность: почему нужно ужесточить правила техосмотра
Сколько аварий должно произойти на дорогах, чтобы принять европейские требования к техническому контролю транспортных средств?
В ночь с 17 на 18 июня произошел вопиющий случай: грузовик Печерского ДЭУ скатился на большой скорости по улице Лаврской и врезался в легковые автомобили, которые стояли на светофоре. К счастью, жертв и пострадавших нет. По словам водителя, у транспортного средства отказали тормоза. Сразу же возникает вопрос, а как такую машину вообще выпустили на дорогу? Ее осматривали механики предприятия? Ее состояние проверялось во время обязательного техосмотра? По информации из открытых источников, за два дня до аварии МАЗ успешно прошел технический контроль.
И теперь я, как и многие соотечественники, задаюсь вопросом: а это вообще как? Как можно было пройти техосмотр, если работоспособность тормозной системы должна была обязательно проверяется на специальном стенде? Я уже неоднократно говорил о том, что в сфере обязательного технического контроля имеют место факты работы недобросовестных игроков, которые оформляют протоколы, не проверяя автомобиль и довольствуясь его фотоснимками. Почему так? Потому что им позволяет это действующий порядок проведения обязательного технического контроля (ОТК). В апреле Министерство инфраструктуры уже сделало первый шаг к изменению требований и обнародовало соответствующий законопроект. И сейчас самое время его руководителю Александру Кубракову сделать следующий.
Техосмотр воспринимается с огромным недоверием с учетом негативного опыта прошлого. Поэтому его боятся водители и с опаской воспринимают государственные деятели. Но давайте не будем забывать, что с 2011 года обязательный технический контроль проходили и продолжают проходить только коммерческие автомобили, и с этого момента многое изменилось.
Функцию государственного контроля (техосмотра) передали от подразделений МВД аккредитованным лабораториям. Поскольку бизнес имеет больше гибкости в принятии решений, то и развивается быстрее, нежели госструктуры. Поэтому многие единичные пункты со временем эволюционировали в системных игроков, которые ответственно подходят к своей миссии – обеспечению безопасной эксплуатации транспорта. Однако есть и такие, кто «чтит» нехорошие традиции и продолжает торговать протоколами, подвергая опасности участников дорожного движения.
Есть ли способ с этим бороться? Конечно. Необходимо принять срочные меры – незамедлительно изменить требования к процедуре техосмотра коммерческого транспорта. Без должного контроля недобросовестные субъекты будут продолжать свою порочную практику и выпускать на дороги грузовики с неисправными тормозами и отваливающимися колёсами. Как усилить контроль:
1. Обязательная видеофиксация испытаний. Сегодня центры техосмотра предоставляют контролирующим органам только фотографии проверок. А работать с графическими редакторами многие уже отлично научились. Поэтому Главный сервисный центр МВД нередко получает правдоподобные коллажи с «исправным» автомобилем. Если же достоверность диагностики нужно подтверждать видео, ситуация меняется. В странах ЕС существуют требования к размещению и качеству изображения видеокамер, которые должны показывать четкую картинку под определенным ракурсом. В той же Словакии, которая имела схожие с Украиной проблемы, доля полностью пригодных по итогам техосмотра автомобилей сократилась с 97% до 88%.
2. Персональная ответственность эксперта по обязательному техническому контролю. Когда эксперт будет по закону отвечать за результаты испытаний, его отношение к своим непосредственным обязанностям изменится. Любопытно, понесет ли наказание специалист субъекта ОТК, который выпустил на улицы Печерска МАЗ с неисправными тормозами? Вопрос риторический.
3. Автоматизированная передача данных с приборов в общенациональную базу данных. Это достаточно сложный и длительный шаг. Но именно он позволит исключить манипуляции с показателями испытаний и устранить коррупционную составляющую.
4. Неотвратимость привлечения к ответственности как эксперта, так и субъекта, который провел техосмотр. Да, отвечать должны не только эксперты, но и их работодатели. Это будет стимулировать
5. Контроль результатов проведения ОТК государственными органами: ГСЦ МВД, Нацполиция, Укртрансбезопасность. Для достижения результата в повышении безопасности на дороге необходим жесткий контроль выполнения принятой процедуры и результатов техосмотра.
Пока на рынке орудуют недобросовестные дельцы, репутация сферы технического контроля будет страдать. Водители будут по-прежнему считать это коррупционной процедурой, которая не имеет ничего общего с безопасностью.
Ассоциация безопасности эксплуатации транспорта (АБЭТ) уже направила официальные запросы в Кабинет Министров, Министерство инфраструктуры, Главный сервисный центр МВД, профильный комитет Верховной Рады и коммунальные службы Киева с требованием разобраться в ситуации и принять срочные меры. Реагировать нужно сейчас, бескомпромиссно и незамедлительно. Иначе нас ждет еще не одно ДТП по техническим причинам, а, возможно, и с трагическим исходом. Только внимание президента Владимира Зеленского, профильного комитета ВРУ и министра инфраструктуры Александра Кубракова к вопросу контроля технического состояния транспортных средств в Украине, позволит продолжить евроинтеграционный курс Украины в этой части, обеспечит безопасность на дороге, сохранит здоровье и жизнь наших соотечественников.
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський вчора о 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський вчора о 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська вчора о 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель 01.07.2025 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 577
- Реформа "турботи" 256
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 230
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 160
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики 101
-
Найдорожчі весілля в історії: 5500 дронів, верблюди й нескінченна розкіш Безоса, Амбані та Чарльза
Життя 80525
-
Фрукти та овочі покращують якість сну на 16%, кажуть науковці: деталі
Життя 17904
-
Гладка шкіра без зморщок: дев’ять продуктів, які містять велику кількість колагену
Життя 13525
-
Що буде з Україною без зброї США. Три сценарії та нова роль Європи
11391
-
"Ти це вигадуєш" – що таке газлайтинг і як зрозуміти, що вами маніпулюють
Життя 6952