Всё, что вы хотели знать о международном праве, но боялись спросить
«Ну и где это ваше международное право? Оно вообще существует? Какое же оно право, если его можно безнаказанно нарушать?» - вопрошают украинские граждане как минимум с конца 2013 года. Будапештский меморандум, вот это вот всё. Предлагаю разобраться в этих
«Ну и где это ваше международное право? Оно вообще существует? Какое же оно право, если его можно безнаказанно нарушать?» - вопрошают украинские граждане как минимум с конца 2013 года. Будапештский меморандум, вот это вот всё. Предлагаю разобраться в этих важных вопросах прямо сейчас.
Что такое международное право по мнению большинства украинцев?
Английский юрист Джон Остин писал, что сущность права составляет приказ власти, адресованный подчиненному под угрозой применения санкции в случае его невыполнения. Говоря о международном праве, украинцы в основном имеют ввиду право именно в остиновском его понимании. То есть, согласно общему мнению, нормы международного права созданы некой надгосударственной «властью», Высшим Органом (коим считают и ООН, и Совет Европы и международные суды) или с его согласия и благословения. Этот Высший Орган имеет безусловное право применять к государствам санкции в случае невыполнения нормы международного права.
Что такое международное право на самом деле?
Международное право – это нормы поведения, установленные государствами для государств (для простоты изложения я не буду касаться других возможных субъектов МП) то есть для самих же себя. Для того, чтобы облегчить себе сосуществование друг с другом. Никакой «власти» над государствами в остиновском понимании, никакого Высшего Органа не существует. Государства сами берут на себя международные обязательства, хотя ничто их к этому не обязывает.
Вот, например, мы с соседями по многоквартирному дому соберемся и решим, что нам нужен в подъезде консьерж , а для консьержа нужно построить специальную коморку с чайником и телевизором. И построим, и наймем консьержа, и каждый месяц будем скидываться ему на зарплату. Таким образом мы с соседями добровольно самоорганизуемся с целью достижения цели, которая выгодна каждому из нас.
Международное право - фактически то ж самое. Там, конечно, и договоры письменные и атрибутика помасштабней, но суть одна – государства по собственной воле и в собственных интересах организуют свое взаимодействие для взаимовыгодного сотрудничества и достижения целей. Не общих, а каждый своих. Ограничения, накладываемые международными договорами на государства, есть ничто иное как самоограничения. Ради своего же спокойствия и благополучия они добровольно соглашаются воздерживаться от захвата чужих территорий, например. По собственной же воле государства создают международные организации, в том числе международные суды, и наделяют их определёнными полномочиями. Мы же не считаем Высшим Органом консьержа, которого мы сами наделили правом контролировать, кто заходит в подъезд.
Почему страны соблюдают международное право?
Если вы спросите об этом студента факультета международного права, ответом, скорее всего, будет: «Потому что древний принцип международного права гласит, что «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda)и этот принцип даже записан в Венской Конвенции о праве международных договоров». У студента как-то не очень возникает вопрос «А на основании чего, собственно, должен соблюдаться сам принцип и конвенция? На основании самих же себя? Хм, не странно ли это?». Студент-международник, да и не только он, воспринимает и принцип международного права, и конвенцию как некую метафизическую силу, за неподчинение которой покарает она сама или Высший Орган при помощи какого-нибудь Высшего Полицейского. На самом же деле нормы МП не носят метафизического характера. Также нет никакой надгосударственной карающей «власти». Именно поэтому некоторые вполне именитые исследователи считают удивительным и необъяснимым тот факт, что большинство стран соблюдают большинство своих международных обязательств большую часть времени. Соблюдают по нескольким причинам:
- считают, что международные обязательства соответствуют их интересам и помогают достичь их целей;
- цена несоблюдения была бы для них слишком высока — боятся пострадать материально, или понести репутационные потери;
- считают международной порядок в целом и свои международные обязательства справедливыми и соблюдают их в силу внутренних убеждений.
А что же делать, если всё-таки не соблюдают?
Контроль за соблюдением внутригосударственного права осуществляется самим государством, властью. Контроль за соблюдением норм МП децентрализован и осуществляется, всеми, кто в этом по разным причинам заинтересован и обладает достаточными ресурсами. Чаще всего — пострадавшей или потенциально могущей пострадать от нарушения МП стороной. Такая децентрализация в большинстве случаев приводит к тому что: 1) «наказание» часто непропорционально проступку - значительные нарушения международного права не приводят к серьезным последствиям для нарушителя, а незначительные нарушения могут привести к серьезным санкциям и 2) государства обладающие значительными ресурсами имеют хорошие шансы избежать любой ответственности за нарушения.
Есть несколько способов повлиять на соблюдение норм международного права. Первый и основной— сделать цену за их несоблюдение слишком высокой. Например, применить экономические санкции, которые могут привести нарушителя к мысли, что ему выгоднее перестать нарушать. Санкции также направлены на лишение нарушителя ресурсов для продолжения нарушений. Другой способ — поощрение. Заинтересованные страны могут предложить за соблюдение норм МП различные виды выгод, например торговые преференции, прямую финансовую помощь, или предоставление членства в международной организации. В редких случаях способом принуждения к соблюдению МП может быть и военная интервенция.
Влияние внутригосударственного устройства на соблюдение международных обязательств
Согласно многим исследованиям, демократические страны более, чем недемократические склонны к соблюдению своих международных обязательств в сфере защиты прав человека и гуманитарного права. Внешняя политика демократий в целом более предсказуема и менее агрессивна. Именно с этим связана заинтересованность западных стран в установлении демократических режимов в как можно большем количестве стран. В то же время демократические режимы так же часто, как тоталитарные нарушают положения Международного пакта об экономических социальных и культурных правах. Интересно также, что тоталитарные режимы чаще, чем демократические приходят на помощь свои союзникам в случае войны.
Заключение
Многие считают, что МП в своем сегодняшнем виде существует с 1648 года. Это спорный вопрос, но допустим. Стали ли международные отношения после 1648 года более упорядоченными, а жизнь жителей мира или хотя бы Европы - более безопасной и благополучной? Скорее всего нет, а если и стали, то скорее всего это только в незначительной степени было связано с появлением МП. В тоже время, очевидно, что государства считают международное право вещью полезной, иначе оно бы не просуществовало столь долгое время. По-своему оно работает, хоть и не так, как думает большинство. В то же время добиться каких -либо целей, например, мира во всем мире, исключительно с помощью МП невозможно, на это оно изначально и не было рассчитано.
- Реабілітація після блефаропластики: коли панікувати не треба, а коли — негайно до лікаря Дмитро Березовський 10:49
- AI-апокаліпсис, якого не буде Олександр Бутко вчора о 23:00
- Soft Power та культурна дипломатія через системні міжнародні проєкти Ванда Орлова вчора о 15:30
- Пастка автономності: чому власна генерація приносить збитки Ростислав Никітенко вчора о 09:22
- Обшук без паніки: алгоритм дій, який захищає більше, ніж мовчання Вадим Графський 08.02.2026 20:17
- Від івентності до інституційності: як українська культура потребує системи Ванда Орлова 08.02.2026 15:30
- Добре, поки все добре. Чому шлюбний договір – це не про розлучення Надія Вороницька 07.02.2026 17:11
- Пастка "голодного художника": Чому інвестиції в "зручне" мистецтво не приносять дивідендів Ванда Орлова 07.02.2026 15:30
- Перевірка нерухомості перед купівлею та де найчастіше "ламається" угода Вадим Графський 07.02.2026 10:36
- Як перевести прощання зі співробітником із площини емоцій у цифри Олександр Висоцький 07.02.2026 09:09
- Автоматичні штрафи за квоти: об’єктивна відповідальність бізнесу в дії Олександр Рось 06.02.2026 18:06
- Чому український бізнес боїться культури більше, ніж фінансових ризиків Ванда Орлова 06.02.2026 15:30
- ВП ВС вдруге розглянула питання 10-відсоткового ліміту в публічних закупівлях Віталій Булат 06.02.2026 14:38
- Ототожнення адвоката з клієнтом в Україні: "кейс Шевчука" та міжнародний контекст Олексій Шевчук 06.02.2026 11:13
- Домашнє насильство як правовий конструкт: ризики доказування і судових помилок Вадим Графський 06.02.2026 10:04
- Європейський Союз та Україна: від економічної інтеграції до безпекового партнерства 332
- Вплив аудитів Рахункової палати на управління Програмою медичних гарантій 301
- ВП ВС вдруге розглянула питання 10-відсоткового ліміту в публічних закупівлях 207
- Медіаграмотність і глибока стурбованість: розбір без ілюзій 185
- Стандарти доказування у справах про адміністративні правопорушення: аналіз практики 151
-
Один з улюблених телеканалів Трампа заходить в Україну
Бізнес 2018
-
126,7 млрд грн чистого прибутку. Який із банків заробив найбільше
Інфографіка 2016
-
Київстар і Vodafone хочуть об’єднати вежовий бізнес. lifecell проти
Бізнес 1891
-
Ким працювати в епоху ШІ: які професії зростатимуть і з чого почати
Життя 1458
-
"Старлінк" грошей та "старлінк" війни: Ілон Маск проміняв Z-патріотів на перший трильйон
Думка 1213
