Экспорт, который мы теряем
Украине нужно учиться нейтрализовывать последствия усиления протекционизма на внешних рынках
Украина потеряла $0,5 млрд экспорта черных металлов за первые четыре месяца этого года. Продажи за рубеж в денежном выражении снизились на 15,5%. Причиной этому не только падение цен. Действительно, ситуация на рынках гораздо хуже, чем годом ранее. Цены на плоский прокат за январь-апрель упали в среднем на 6-7% г./г., на арматуру – на 10%, на полуфабрикаты – на 10-12%. Но также имеет место снижение физических объемов на 300 тыс. т, или на 5,4%. И здесь мы видим интересную особенность: экспорт полуфабрикатов вырос на 7,5%, в то время как проката – упал почти на 16%. Именно это является одним из последствий развития протекционизма в мире.
Применение различных мер протекционизма резко усилилось в 2018-2019 гг. При этом тренды здесь задают развитые страны. Само слово «протекционизм» ругательное в среде экономистов, хотя эти инструменты используются всё активнее с каждым годом. И это не сиюминутная «мода», для которой сегодня актуальны одни вещи, а завтра их заменят совсем другие. Речь идет об эволюционном развитии, созревании этих идей годами.
Развитие протекционизма является логичным следствием происходящих в обществе и экономике процессов:
1. Рост популярности националистических настроений, большее влияние правых сил как на политические, так и на экономические процессы. Это препятствует глобализации и открытости торговли.
2. Мир достиг пика глобализации, не осталось возможностей для развития, открытость перестала быть экономически выгодной, поэтому пошел обратный процесс сжатия.
3. Кризис ВТО, обусловленный слабой дисциплиной соблюдения условий соглашений некоторыми странами, приостановка работы Апелляционного органа, конфликтующие взгляды ключевых стейкхолдеров на реформу организации.
4. Изменились подходы к промышленной политике на фоне давления на занятость населения из-за технологических сдвигов и экспансии азиатских стран.
Именно поэтому в ближайшие годы не стоит ожидать отмены или смягчения мер протекционизма. Напротив – более вероятно их усиление.
Что это значит для Украины? Если анализировать структуру экспорта металлургической продукции из Украины, то любые изменения, происходившие в последние пять лет, обусловлены только введением против отечественной продукции различных ограничительных мер. Таковых насчитывается 36 в 13 странах. Если просто, то сначала нас «выгнали» из стран СНГ. Потом из США и ЕС – в страны MENA. Теперь из стран MENA. Но дальше бежать уже некуда.
Вот так это выглядит в цифрах:
– Экспорт длинномерного проката в Египет упал с 600 тыс. т в 2016 году до нуля в 2018 году, так как была применена антидемпинговая пошлина к арматуре. Мы стали наращивать экспорт полуфабрикатов – заготовки.
– Затем Египет применил защитную пошлину на импорт заготовки осенью прошлого года. В 2020-м мы потеряем около миллиона тонн экспорта стали в этом направлении.
– Поставки в ЕС ограничены квотами с 2018 года. Важным моментом в торговле с ЕС стало введение антидемпинговых пошлин на поставки плоского г/к проката в размере €60,5 на тонну. Поставки г/к рулона в ЕС сократились с 1,9 млн т в 2016 году до 1,1 млн т в 2018-м. При неблагоприятных рыночных условиях действие пошлины резко снижает конкурентоспособность продукции украинского производства.
– В 2019 году Россия приняла политическое решение о запрете на импорт труб из Украины. Со второго полугодия поставки труб в Россию прекратились полностью. Российский рынок долгое время был основным для украинских труб. В 2016 году поставки составляли 160 тыс. т. Но отечественные компании смогли переориентировать продажи. Бесшовные трубы – на США, профильные трубы – на ЕС. Теперь эти рынки тоже закрыты.
– Мы потеряли рынок труб в США. Поставки труб в США в 2019 году выросли на 18%, но основной рост пришелся на первую половину года. С июля США отменили действие Соглашения о минимальных ценах с компанией Interpipe, вернули действие антидемпинговой пошлины в размере 7,47%. Экспорт прекратился. Как только американцы видят рост импорта – тут же закручивают гайки.
Весь мир ощетинился и закрылся. А экономический кризис из-за COVID-19 только усиливает протекционистские настроения:
– В ЕС начата процедура пересмотра условий действия системы защитных квот, в рамках которой обсуждается сокращение размера квот на 75%. Украина может потерять примерно 1,2-1,3 млн т экспорта. Но, что более важно, это может иметь эффект новой волны протекционизма, сравнимой с введением пошлин в США.
– Обсуждается начало нового защитного расследования в Египте, теперь в отношении плоского проката с введением пошлин в размере 15%. Украина может потерять 150 тыс. т производства и продаж.
– ЕС инициировал антидемпинговое расследование против г/к проката из Турции. Ожидаются зеркальные меры со стороны Турции. Оба этих рынка важны для Украины, поэтому любые деструктивные последствия для них могут негативно отразиться на Украине.
Правила изменились. Протекционизм – новая норма. Можно это отрицать или игнорировать. Можно гордо поднимать нос, говоря, что это «не комильфо». Можно тыкать пальцем в наших торговых партнеров, пытаясь непонятно кому доказать, что это нечестно. Но от этого ничего не изменится. Нужно приспосабливаться, учиться жить с этим, нейтрализовывать последствия, по возможности извлекать выгоду, так как это явление никуда не исчезнет в ближайшее время.
- До питання про правовий статус ембріона Леся Дубчак 18:51
- Як уникнути конфліктів за бренд: основні уроки з кейсу "Галя Балувана" vs "Балувана Галя" Андрій Лотиш 17:01
- Дзеркало брехні: чому пластичний скальпель не зцілить тріщини у свідомості Дмитро Березовський 16:09
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль вчора о 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький вчора о 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко вчора о 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко вчора о 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець вчора о 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов вчора о 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко вчора о 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень Павло Васильєв 11.10.2025 14:53
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись Олександра Смілянець 11.10.2025 09:57
- Помилки у фінансовій звітності: погляд аудитора 219
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 125
- Роздуми щодо законопроєкту № 13628 120
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 77
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні 70
-
"Багаж – це не право людини". У WizzAir виступили проти скасування плати за ручну поклажу
Бізнес 40602
-
Чи має значення вік у коханні: результати опитування серед українців
Життя 24572
-
"Санкції штовхають в обійми". Росія стала основним постачальником лігроїну до Венесуели
Бізнес 22755
-
Як зрозуміти, що час змінювати роботу – і не зробити фатальну помилку
Життя 12552
-
Найдорожчі стартапи у світі, створені українцями: 10 історій успіху
Життя 4455