Налоговая амнистия в Украине – первая, но не последняя?
Закон №1539 анонсировал начало боевых действий власти против экономически активного населения и остатков среднего класса.
Есть такая поговорка: пессимист — это хорошо информированный оптимист. Она в полной мере отражает мою скептическую позицию по отношению к президентской версии налоговой амнистии, которая стала законом №1539 от 15.06.2021 г., и, в соответствии с которой, 1 сентября в Украине стартует кампания нулевого декларирования для налоговых уклонистов.
В течение двух последних лет я последовательно боролся с многочисленными глупостями и несуразностями, исходящими от представителей Зе-команды в вопросах налоговой амнистии. И объяснял, что предлагаемый ими вариант налоговой амнистии «не взлетит» в силу ряда критических недочетов: в части гарантий со стороны государства, в части ставок налогов и сроков проведения кампании. И, самое главное — в силу того, что этот закон полностью извращает логику амнистии. Вместо того, чтобы стать инструментом добровольного возвращения в Украину активов, легально выведенных бизнесом из-за недоверия к государству, закон №1539 просто анонсировал начало боевых действий власти против экономически активного населения и остатков среднего класса.
К сожалению, все эти очевидные «пробои» были поддержаны парламентским большинством и, несмотря на сопротивление оппозиции, все-таки стали законом. В связи с чем, думаю, история провала президентского варианта налоговой амнистии станет очевидна уже к концу текущего бюджетного года. Однако резонерствовать, или, тем более — злорадствовать по этому поводу не вижу причин. Гораздо более конструктивным подходом считаю поиск ответов на закономерный вопрос — а что делать дальше? Сможет ли Украина повторно прибегнуть к механизму налоговой амнистии в ближайшем будущем, чтобы все-таки решить хотя бы задачу наполнения бюджета? Особенно с учетом того, что, как показывает международная практика, проведение амнистий в краткосрочной перспективе не приводит к статистически значимому росту доходов бюджета, но зато в значительной мере ослабляет стимулы для соблюдения налоговых требований в будущем.
Замечу, что международный опыт проведения налоговых амнистий десятками юрисдикций довольно противоречив. И их успешное проведение является скорее исключением, чем правилом. Но все же, чаще всего эффективными являются амнистии, проводимые под весьма умеренные или пониженные ставки налога: в Италии — это кампания 2009 года, в Аргентине и Индонезии — 2016 года, в Турции — кампания 2020-2021 гг. И, кстати, именно турецкий опыт может пригодиться Украине для формирования удачного «дубля» налоговой амнистии. В этой стране за последние 20 лет было проведено несколько налоговых амнистий с целью увеличения доходов бюджета. А всего с 1924 года история различных модификаций фискальной амнистии насчитывает в Турции более 30 кейсов. Например, в 2013 году, после объявления очередной экономической амнистии, за шесть месяцев кампании было легализовано $35 млрд. Налогообложению тогда подлежали 2% от легализованных активов, и за полгода проведения амнистии турецкий бюджет пополнился на $700 млн.
Более свежий пример: в конце прошлого года правительство Турции анонсировало новую налоговую амнистию. Под амнистию подпадают наличные деньги, золото, иностранная валюта, ценные бумаги и другие инструменты рынка капитала, принадлежащие не только физическим, но и юридическим лицам.
При этом, в ходе кампании, с заявленных активов вообще не взымаются налоги, а налоговые проверки не проводятся! Но при одном условии: зарубежные активы должны быть доставлены в Турцию в течение трех месяцев с даты уведомления или переведены на счет банка или посреднической фирмы, который открыт в Турции. То есть цель кампании — уже даже на наполнение бюджета в краткосрочной перспективе, а привлечение капиталов в экономику Турции на долгосрочной основе.
Кстати, эта кампания должна была закончиться в Турции 30 июня, но продлена до конца 2021 года. И, исходя из статистически обширного опыта Турции в проведении налоговых амнистий, предположу, что она не последняя. Поэтому нам, на турецком опыте, можно уже прямо сейчас начинать искать ответы на вопросы о том, как все-таки провести в Украине успешную налоговую амнистию. И можно даже не ждать 1 сентября 2022 года — даты завершения в Украине кампании нулевого декларирования.
- Пенсійна рулетка Андрій Павловський 19:35
- Чому у відпустках приймають рішення про звільнення? Ольга Малахова 17:10
- Made in Vietnam, approved in Kyiv: схема по-новому Дана Ярова 17:02
- Час розблокувати будівництво нових об'єктів та залучення інвестицій в громадах Лариса Білозір вчора о 20:41
- Заповіт у Дубаї: нові можливості для українців у DIFC Courts Олена Широкова вчора о 15:45
- Конфлікти у бізнесі: як перетворити загрозу на джерело зростання Олександр Скнар вчора о 14:36
- У кожному дроні – сертифікат світової байдужості Дана Ярова вчора о 12:05
- Бізнес з країнами Близького Сходу: що потрібно знати про гроші, темп і традиції Любомир Паладійчук 09.07.2025 21:38
- Фінансова свобода: що ми насправді вкладаємо у це поняття? Олександр Скнар 09.07.2025 14:34
- Нова ера на енергетичних ринках: кінець диктатури цін Ксенія Оринчак 08.07.2025 16:49
- Український бізнес на Близькому Сході: культура, право і підводні камені Олена Широкова 08.07.2025 16:12
- Замість реформи – репертуар. Замість дій – кастинг на премʼєра Дана Ярова 08.07.2025 15:54
- Преюдиційне значення рішення МКАС при ТПП України для інших спорів: правовий аналіз Валентина Слободинска 08.07.2025 14:47
- Чому бізнес-коучинг стає все більш затребуваним? Олександр Скнар 08.07.2025 14:27
- Негаторний чи віндикаційний позов: який спосіб захисту обрати у земельному спорі? Андрій Лотиш 08.07.2025 14:03
-
"Цифри шокують". Гетманцев оприлюднив дані про найбільші в Україні пенсії
Фінанси 12919
-
Борги українців продають на аукціонах. Що це значить для боржників?
Фінанси 5718
-
Банк ЄС анонсував 600 млн євро для України: найбільша сума – на відновлення ГЕС
Фінанси 4913
-
"По-справжньому довіряти одне одному": сім фраз, які використовують пари з міцною довірою
Життя 4826
-
Перший випадок зворотної релокації: у Чернігові запустили фабрику, привезену з Польщі
Бізнес 4787