Налоговая амнистия в Украине – первая, но не последняя?
Закон №1539 анонсировал начало боевых действий власти против экономически активного населения и остатков среднего класса.
Есть такая поговорка: пессимист — это хорошо информированный оптимист. Она в полной мере отражает мою скептическую позицию по отношению к президентской версии налоговой амнистии, которая стала законом №1539 от 15.06.2021 г., и, в соответствии с которой, 1 сентября в Украине стартует кампания нулевого декларирования для налоговых уклонистов.
В течение двух последних лет я последовательно боролся с многочисленными глупостями и несуразностями, исходящими от представителей Зе-команды в вопросах налоговой амнистии. И объяснял, что предлагаемый ими вариант налоговой амнистии «не взлетит» в силу ряда критических недочетов: в части гарантий со стороны государства, в части ставок налогов и сроков проведения кампании. И, самое главное — в силу того, что этот закон полностью извращает логику амнистии. Вместо того, чтобы стать инструментом добровольного возвращения в Украину активов, легально выведенных бизнесом из-за недоверия к государству, закон №1539 просто анонсировал начало боевых действий власти против экономически активного населения и остатков среднего класса.
К сожалению, все эти очевидные «пробои» были поддержаны парламентским большинством и, несмотря на сопротивление оппозиции, все-таки стали законом. В связи с чем, думаю, история провала президентского варианта налоговой амнистии станет очевидна уже к концу текущего бюджетного года. Однако резонерствовать, или, тем более — злорадствовать по этому поводу не вижу причин. Гораздо более конструктивным подходом считаю поиск ответов на закономерный вопрос — а что делать дальше? Сможет ли Украина повторно прибегнуть к механизму налоговой амнистии в ближайшем будущем, чтобы все-таки решить хотя бы задачу наполнения бюджета? Особенно с учетом того, что, как показывает международная практика, проведение амнистий в краткосрочной перспективе не приводит к статистически значимому росту доходов бюджета, но зато в значительной мере ослабляет стимулы для соблюдения налоговых требований в будущем.
Замечу, что международный опыт проведения налоговых амнистий десятками юрисдикций довольно противоречив. И их успешное проведение является скорее исключением, чем правилом. Но все же, чаще всего эффективными являются амнистии, проводимые под весьма умеренные или пониженные ставки налога: в Италии — это кампания 2009 года, в Аргентине и Индонезии — 2016 года, в Турции — кампания 2020-2021 гг. И, кстати, именно турецкий опыт может пригодиться Украине для формирования удачного «дубля» налоговой амнистии. В этой стране за последние 20 лет было проведено несколько налоговых амнистий с целью увеличения доходов бюджета. А всего с 1924 года история различных модификаций фискальной амнистии насчитывает в Турции более 30 кейсов. Например, в 2013 году, после объявления очередной экономической амнистии, за шесть месяцев кампании было легализовано $35 млрд. Налогообложению тогда подлежали 2% от легализованных активов, и за полгода проведения амнистии турецкий бюджет пополнился на $700 млн.
Более свежий пример: в конце прошлого года правительство Турции анонсировало новую налоговую амнистию. Под амнистию подпадают наличные деньги, золото, иностранная валюта, ценные бумаги и другие инструменты рынка капитала, принадлежащие не только физическим, но и юридическим лицам.
При этом, в ходе кампании, с заявленных активов вообще не взымаются налоги, а налоговые проверки не проводятся! Но при одном условии: зарубежные активы должны быть доставлены в Турцию в течение трех месяцев с даты уведомления или переведены на счет банка или посреднической фирмы, который открыт в Турции. То есть цель кампании — уже даже на наполнение бюджета в краткосрочной перспективе, а привлечение капиталов в экономику Турции на долгосрочной основе.
Кстати, эта кампания должна была закончиться в Турции 30 июня, но продлена до конца 2021 года. И, исходя из статистически обширного опыта Турции в проведении налоговых амнистий, предположу, что она не последняя. Поэтому нам, на турецком опыте, можно уже прямо сейчас начинать искать ответы на вопросы о том, как все-таки провести в Украине успешную налоговую амнистию. И можно даже не ждать 1 сентября 2022 года — даты завершения в Украине кампании нулевого декларирования.
- Гроші, люди, хаос. Що стримує розвиток бізнесу в Україні? Тетяна Андріанова 11:01
- Коли держава бере чуже: як працює примусове відчуження майна у воєнний час? Світлана Приймак вчора о 22:07
- Корпоративний стиль уніформи в медицині та б’юті-індустрії: тренд чи необхідність? Павло Астахов вчора о 09:46
- Чи зможе Україна забезпечити швидкі темпи повоєнного економічного зростання? Любов Шпак 03.02.2025 21:14
- Прототип уніфікованого бронежилету розробляється Дана Ярова 03.02.2025 18:32
- Урок Трампа: три висновки після заморожування американської допомоги Сергій Миткалик 03.02.2025 14:41
- Світ обирає силу або чому питання ОПК потрапили у фокус цьогорічного Давосу Галина Янченко 03.02.2025 14:16
- Військовий закупівельник у ЗСУ: нова посада для ефективного забезпечення армії Євгеній Сільверстов 03.02.2025 11:40
- Влада під час війни: кому вигідна загроза демократії? Дмитро Зенкін 03.02.2025 09:51
- Як блокчейн змінює ринок електроенергії: можливості, виклики та перспективи Ростислав Никітенко 03.02.2025 09:12
- Как уволиться из армии при наличии родственников с инвалидностью: советы Віра Тарасенко 02.02.2025 20:04
- Інноваційна стійкість – запорука розвитку під час кризи Єгор Осадчук 31.01.2025 20:39
- Як штучний інтелект і дата-центри стимулюють глобальний попит на мідь Ксенія Оринчак 31.01.2025 10:37
- Спільна власність та спадкування: мрії та реальність у лабіринті правових зв'язків Світлана Приймак 31.01.2025 10:09
- Інтернет-реклама, що уникає бана. Але так буде не завжди Богдан Кашаник 30.01.2025 15:24
- Як штучний інтелект і дата-центри стимулюють глобальний попит на мідь 76
- Освіта майбутнього: які революційні зміни потрібні Україні? 71
- Тренди українського фінтеху 2025: адаптація до викликів і нові можливості 71
- Чи зможе Україна забезпечити швидкі темпи повоєнного економічного зростання? 67
- Урок Трампа: три висновки після заморожування американської допомоги 63
-
Калінінград відріжуть від енергосистеми Росії: це станеться вже цього тижня
Бізнес 4985
-
Рейтинг найсильніших армій світу в 2025 році: Україна опустилася в рейтингу – чому
Інфографіка 4288
-
Україна знайшла нові ринки збуту цукру замість ЄС: експорт зріс на 17%
Бізнес 2385
-
Україна приєдналася до міжнародної системи фітосанітарних сертифікатів ePhyto
Бізнес 2079
-
Репер Кеньє Вест втратив контракт вартістю в $20 млн через "голу" сукню дружини на Grammy
Життя 1919