Ничтожные сделки: как не попасть в сложную ситуацию
Налоговая проверка, как и многие вещи в нашей жизни, часто приходит не вовремя. Зная эту особенность государственной фискальной службы, нужно все время быть начеку, иными словами – тщательно следить за соблюдением всех налоговых требований, держать докумен
Налоговая проверка, как и многие вещи в нашей жизни, часто приходит не вовремя. Зная эту особенность государственной фискальной службы, нужно все время быть начеку, иными словами – тщательно следить за соблюдением всех налоговых требований, держать документы в полном порядке и обращать пристальное внимание на тех, с кем приходится сталкиваться по роду своей деятельности. На последнем моменте остановимся немного подробнее.Ничтожные сделки: как не попасть в сложную ситуацию
Под ничтожной сделкой подразумевается сделка, которая не может быть признана действительной по ряду причин. Самые очевидные из них: несоответствие действующему законодательству, совершение сделки несовершеннолетним или признанным впоследствии недееспособным на тот момент лицом, а также противоречие нормам правопорядка. Таким образом, если предприятие заключает договор с «нечистым на руку» контрагентом, то у руководителя этого предприятия есть все шансы познакомиться поближе с налоговым инспектором, в худшем случае – с уважаемым судом.
Впрочем, соблюдение элементарной осторожности при совершении сделок может оказаться вполне достаточной мерой для того, чтобы налоговая проверка ничего не нашла. Не стоит забывать и о сервисе «Узнай больше о своем бизнес-партнере». Эта услуга уже давно предлагается государственной налоговой службой. Зная код ЕГРПОУ контрагента, можно выяснить, например, есть ли у фирмы признаки фиктивности или транзитивности. Эта идея, безусловно, хороша, но на практике, к сожалению, чаще удается получить лишь общую информацию, что такая фирма существует в реальности и действительно пребывает на учете в НГУ. Что ж, и эти сведения тоже могут пригодиться.
Фиктивные сделки или фиктивные претензии?
Не секрет, что украинские налоговики часто вменяют в вину сотрудничество с фиктивными фирмами. При хорошем для фискалов раскладе шансов у руководителя предприятия практически не остается. Если компания числится как плательщик НДС, она может быть лишена прав на налоговый кредит, после чего переходит в разряд «штрафников». В случае, если предприятием уплачивается налог на прибыль, то из себестоимости проданных товаров будет изъята «фиктивная» часть и опять же наложены штрафные санкции. Самое интересное, что в Налоговом кодексе нет ни слова о том, что налоговые расходы и право на налоговый кредит по НДС могут зависеть от того, уплачены ли поставщиками товаров/услуг все налоги в государственный бюджет.
Ничтожные сделки можно оспорить только в том случае, если удастся доказать чистоту замыслов своих и своего контрагента, и только если все документы будут в полном порядке, а руководитель будет грамотно юридически подкован.
Как это бывает: два общих примера
Налоговая проверка выявила на предприятии факт занижения налога на прибыль на крупную сумму. По мнению налоговиков, занижение было осуществлено с помощью фиктивной фирмы, и фиктивность этой фирмы (с точки зрения фискалов) имеет документальное подтверждение. Руководство предприятия оспаривать претензии не стало, поэтому налоговики сразу прибавили к сумме прибыли, облагаемой налогом, сумму всех расходов, понесенных в процессе сотрудничества с фиктивной фирмой, налог на прибыль и, конечно же, штрафные санкции. Кроме прочего, возбудили против руководителя предприятия уголовное дело по факту умышленного уклонения от уплаты налогов в крупных размерах. В подобных случаях к ответственности привлекается именно руководитель – ведь это он отвечает за организацию бухгалтерского учета, своевременную фиксацию всех хозяйственных операций, начисление и уплату налогов и обязательных платежей в сроки и в полном объеме.
Суд принял во внимание тот факт, что данное предприятие было «поймано на горячем» впервые. Его руководитель был освобожден от уголовной ответственности и обязан удовлетворить все финансовые претензии налоговиков.
Во втором случае претензия заключалась в том, что предприятие намеренно занизило обязательные платежи по НДС и налогу на прибыль, приняв во внимание операции, осуществленные на основании ничтожного договора. Налоговики предоставили доказательства того, что контрагент не находится по указанному юридическому адресу и не располагает условиями для осуществления хозяйственной деятельности. Подписи на документах этого контрагента были признаны поддельными.
Но предприятие, будучи уверенным в своей правоте, оспорило требования налоговиков. В этой ситуации проблема заключалась не в недочетах ведения хоздеятельности, а в предполагаемой ничтожности сделки, ведь налоговая проверка показала, что контрагент не имеет права заключать подобные сделки. При этом истец смог доказать, что не знал о наличии каких-либо оснований для возможного признания сделки ничтожной, потому и нарушений действующего законодательства с его стороны нет.
Но ничтожные сделки не всегда оборачиваются против обоих участников, чаще всего против того, кто действительно не имел всех необходимых прав для их совершения. Наши реалии таковы, что обвинения в фиктивности сделок могут последовать в любой момент, и нужно быть к этому готовым. Равно как и быть готовым к тому, что фиктивным может оказаться контрагент. Единственное, что может противостоять этому, – полный контроль над всеми совершаемыми сделками и максимальная прозрачность деятельности предприятия.
- Нюанси ввезення пального в Україну через кордон для власного споживання Дмитро Зенкін вчора о 15:47
- Як та куди інвестувати на фондовому ринку США Євген Кондратьєв вчора о 15:30
- Неконституційність п.п.7 п.1 ч.2 ст.4 щодо ставки судового збору за подання касації Світлана Приймак вчора о 14:30
- Позбавлення пільг китайських маркетплейсів: якими будуть наслідки? Єфрем Лащук вчора о 11:36
- Як Трамп зробить видобуток великим знову? Ксенія Оринчак вчора о 11:31
- Зміна світового порядку: виклики та можливості нового часу Юрій Гусєв вчора о 09:16
- Оцінка ефективності медіа: що робити, коли даних недостатньо? Вікторія Новак 20.01.2025 18:42
- Воднева економіка України: регуляторні виклики та економічна доцільність Олексій Гнатенко 20.01.2025 13:41
- Чи підходить Польща для реєстрації ІТ бізнесу? Сергій Барбашин 20.01.2025 11:53
- Європейський Союз у боротьбі за економічне лідерство: виклики та перспективи Сильвія Красонь-Копаніаж 20.01.2025 11:28
- Міжнародні правові тренди в енергетиці: як змінюються регуляції для експортерів Ростислав Никітенко 20.01.2025 11:10
- Бронирование по новым правилам: сроки и ограничения Віра Тарасенко 19.01.2025 23:08
- Оцінка впливу та інтересів: новації в українській правозастосовній практиці Анастасія Полтавцева 19.01.2025 18:00
- Канбан – проста історія управління запасами Наталія Качан 18.01.2025 23:44
- Справедлива індексація розміру пенсії: ВС зобов'язав ПФ провести індексацію пенсії Світлана Приймак 17.01.2025 15:25
- Сторічна угода: несподіваний аспект 314
- Лідерство через усвідомлення: трансформація бізнесу 106
- Справедлива індексація розміру пенсії: ВС зобов'язав ПФ провести індексацію пенсії 90
- Неприпустимість насильства проти адвокатів: випадок у Бучанському ТЦК 84
- Зло не може бути умиротворене, або чому Україна має перемогти 67
-
Суд заарештував і передав АРМА майно Нікопольського феросплавного заводу – фото
Бізнес 6383
-
Меланія Трамп на інавгурації 2025: два елегантні образи — у капелюсі вдень, у сукні ввечері
Життя 2631
-
Між правами бізнесу та покаранням за корупцію. Чому правки Лозового викликали дискусію
Бізнес 2527
-
Трамп пообіцяв запустити посилене буріння нафти та знизити ціни на енергоресурси
Бізнес 2504
-
У Кабміні пропонують угоду українцям за кордоном: бронь в обмін на повернення
Бізнес 2216