Ничтожные сделки: как не попасть в сложную ситуацию
Налоговая проверка, как и многие вещи в нашей жизни, часто приходит не вовремя. Зная эту особенность государственной фискальной службы, нужно все время быть начеку, иными словами – тщательно следить за соблюдением всех налоговых требований, держать докумен
Налоговая проверка, как и многие вещи в нашей жизни, часто приходит не вовремя. Зная эту особенность государственной фискальной службы, нужно все время быть начеку, иными словами – тщательно следить за соблюдением всех налоговых требований, держать документы в полном порядке и обращать пристальное внимание на тех, с кем приходится сталкиваться по роду своей деятельности. На последнем моменте остановимся немного подробнее.Ничтожные сделки: как не попасть в сложную ситуацию
Под ничтожной сделкой подразумевается сделка, которая не может быть признана действительной по ряду причин. Самые очевидные из них: несоответствие действующему законодательству, совершение сделки несовершеннолетним или признанным впоследствии недееспособным на тот момент лицом, а также противоречие нормам правопорядка. Таким образом, если предприятие заключает договор с «нечистым на руку» контрагентом, то у руководителя этого предприятия есть все шансы познакомиться поближе с налоговым инспектором, в худшем случае – с уважаемым судом.
Впрочем, соблюдение элементарной осторожности при совершении сделок может оказаться вполне достаточной мерой для того, чтобы налоговая проверка ничего не нашла. Не стоит забывать и о сервисе «Узнай больше о своем бизнес-партнере». Эта услуга уже давно предлагается государственной налоговой службой. Зная код ЕГРПОУ контрагента, можно выяснить, например, есть ли у фирмы признаки фиктивности или транзитивности. Эта идея, безусловно, хороша, но на практике, к сожалению, чаще удается получить лишь общую информацию, что такая фирма существует в реальности и действительно пребывает на учете в НГУ. Что ж, и эти сведения тоже могут пригодиться.
Фиктивные сделки или фиктивные претензии?
Не секрет, что украинские налоговики часто вменяют в вину сотрудничество с фиктивными фирмами. При хорошем для фискалов раскладе шансов у руководителя предприятия практически не остается. Если компания числится как плательщик НДС, она может быть лишена прав на налоговый кредит, после чего переходит в разряд «штрафников». В случае, если предприятием уплачивается налог на прибыль, то из себестоимости проданных товаров будет изъята «фиктивная» часть и опять же наложены штрафные санкции. Самое интересное, что в Налоговом кодексе нет ни слова о том, что налоговые расходы и право на налоговый кредит по НДС могут зависеть от того, уплачены ли поставщиками товаров/услуг все налоги в государственный бюджет.
Ничтожные сделки можно оспорить только в том случае, если удастся доказать чистоту замыслов своих и своего контрагента, и только если все документы будут в полном порядке, а руководитель будет грамотно юридически подкован.
Как это бывает: два общих примера
Налоговая проверка выявила на предприятии факт занижения налога на прибыль на крупную сумму. По мнению налоговиков, занижение было осуществлено с помощью фиктивной фирмы, и фиктивность этой фирмы (с точки зрения фискалов) имеет документальное подтверждение. Руководство предприятия оспаривать претензии не стало, поэтому налоговики сразу прибавили к сумме прибыли, облагаемой налогом, сумму всех расходов, понесенных в процессе сотрудничества с фиктивной фирмой, налог на прибыль и, конечно же, штрафные санкции. Кроме прочего, возбудили против руководителя предприятия уголовное дело по факту умышленного уклонения от уплаты налогов в крупных размерах. В подобных случаях к ответственности привлекается именно руководитель – ведь это он отвечает за организацию бухгалтерского учета, своевременную фиксацию всех хозяйственных операций, начисление и уплату налогов и обязательных платежей в сроки и в полном объеме.
Суд принял во внимание тот факт, что данное предприятие было «поймано на горячем» впервые. Его руководитель был освобожден от уголовной ответственности и обязан удовлетворить все финансовые претензии налоговиков.
Во втором случае претензия заключалась в том, что предприятие намеренно занизило обязательные платежи по НДС и налогу на прибыль, приняв во внимание операции, осуществленные на основании ничтожного договора. Налоговики предоставили доказательства того, что контрагент не находится по указанному юридическому адресу и не располагает условиями для осуществления хозяйственной деятельности. Подписи на документах этого контрагента были признаны поддельными.
Но предприятие, будучи уверенным в своей правоте, оспорило требования налоговиков. В этой ситуации проблема заключалась не в недочетах ведения хоздеятельности, а в предполагаемой ничтожности сделки, ведь налоговая проверка показала, что контрагент не имеет права заключать подобные сделки. При этом истец смог доказать, что не знал о наличии каких-либо оснований для возможного признания сделки ничтожной, потому и нарушений действующего законодательства с его стороны нет.
Но ничтожные сделки не всегда оборачиваются против обоих участников, чаще всего против того, кто действительно не имел всех необходимых прав для их совершения. Наши реалии таковы, что обвинения в фиктивности сделок могут последовать в любой момент, и нужно быть к этому готовым. Равно как и быть готовым к тому, что фиктивным может оказаться контрагент. Единственное, что может противостоять этому, – полный контроль над всеми совершаемыми сделками и максимальная прозрачность деятельности предприятия.
- Крах інвестицій у віскі-бочки Олександр Черних 17:42
- Шокуюча правда про зарплату українців Андрій Павловський 11:54
- П’ять бізнес-змін, що визначають успіх українських компаній сьогодні Максим Ваганов вчора о 17:16
- Психологічний чекап: як ментальний стан впливає на ефективність лікування Максим Рабінович вчора о 13:18
- Кадровий голод. Як українському бізнесу побудувати стійку стратегію управління персоналом Максим Ваганов 06.11.2025 17:10
- Нова корпоративна культура: людяність, довіра, свобода Тетяна Кравченюк 06.11.2025 16:44
- Українці інвестують у житло за кордоном: від запасного аеродрому до бізнес-активу Антон Мирончук 06.11.2025 13:42
- Майно подружжя: що залишається особистою власністю після розірвання шлюбу Юлія Кабриль 06.11.2025 12:34
- Як подолати прокрастинацію: 5 психологічних прийомів, що справді працюють Олександр Скнар 06.11.2025 10:32
- Фондовий ринок як інструмент післявоєнної відбудови України Дмитро Олексієнко 05.11.2025 20:15
- Проблемні аспекти "єВідновлення": що мають знати власники пошкодженого житла Олексій Каплунов 05.11.2025 14:33
- Квіти з ароматом тіньового імпорту: про кейс троянд, контрабанду та втрати бюджету Галина Янченко 05.11.2025 13:40
- Трибунал для Росії зараз не на часі? Михайло Стрельніков 05.11.2025 11:50
- Земля під багатоквартирним будинком: чому співвласники досі без права власності Сергій Комнатний 05.11.2025 08:24
- Від гіпотез до передбачень: як AI змінив логіку гемблінг-бізнесу Андрій Добровольський 04.11.2025 17:17
- Несподіваний "Орєшнік". Геополітичний аспект 382
- Зима на деокупованих територіях: допомога дровами стає питанням виживання 215
- Земля під багатоквартирним будинком: чому співвласники досі без права власності 180
- Автоматичні податки: зручно, але небезпечно. Як повернути фінансову усвідомленість 171
- Шокуюча правда про зарплату українців 128
-
В Україні заблокували фільми та серіали, де зіграв росіянин. Чому рішення критикують
Життя 13952
-
Німеччина виділила майже 490 млн євро на розробку протидронових ракет DefendAir
Технології 8608
-
ВАКС переглянув запобіжний захід Труханову: зросли ризики після втрати посади і громадянства
Бізнес 6341
-
Україна отримає п’ять бойових машин Lynx від Rheinmetall
Технології 3933
-
Зеленський: Ми не дамо Росії продавати нафту в Угорщину, це питання часу
Бізнес 3420
