ЧАО V. ПАО: банковская версия
После вступления в силу Закона 2210 банки получили свободу выбора в плане типа АО и могут изменить тип АО с публичного на частное. При этом представители банков задались вопросом, а стоит ли?
После вступления в силу Закона 2210 банки получили свободу выбора в плане типа АО и могут изменить тип АО с публичного на частное. При этом представители банков задались вопросом, а стоит ли? Насколько выгодной и необходимой является смена типа АО? Чтобы разобраться в этом, мы определили несколько основных блоков вопросов, которые могут повлиять на решение банка по смене типа АО с ПАО на ЧАО:
1. Листинг акций – это основной признак ПАО. Интересно, что согласно определению Закона Украины «Об акционерных обществах» (далее – Закон) ПАО – это АО, в отношении акций которого было осуществлено публичное предложение либо акции которого прошли процедуру листинга (допущены к торгам на фондовой бирже в части включения в биржевой реестр). В то же время ст. 24 Закона устанавливает для ПАО обязательство пройти процедуру допуска к торгам на бирже, что, в принципе, возможно и без листинга. Ведь допуск к торгам может проходить и в категории внелистинговых ценных бумаг. Но в случае необходимости прохождения процедуры листинга, это может быть основным аргументом для смены типа АО. Почему? Причина все та же – требования к листингу достаточно высокие. И это несмотря на то, что в конце сентября этого года НКЦБФР «снизила планку» и установила требования к листингу акций на условиях листинга второго уровня. Помимо этого, фондовые биржи теперь будут гораздо пристальнее следить за АО – периодически мониторить наличие раскрытой информации, проверять предприятия на предмет наличия признаков фиктивности и т.д.
2. Формирование Набсовета и его комитетов – Законом установлена необходимость формировать Набсовет ПАО с участием независимых директоров, а также создавать обязательные комитеты в составе Набсовета (комитет по вопросам аудита, определения вознаграждения должностным лицам и назначений). В отличие от ПАО, для ЧАО таких требований нет. Однако для банка, независимо от типа АО, установлены такие же требования, как для ПАО, даже более жесткие. Количество независимых директоров - членов Набсовета банка, должно составлять не менее 1/3 от общего количества, при этом не менее 3 лиц (для обычного ПАО – не менее 1/3 от всего состава, при этом не менее 2 лиц).
Касательно формирования комитетов при Набсовете, пока такое требование ни для ЧАО, ни для банков не установлено. Однако представители НБУ не единожды заявляли на различных мероприятиях о дальнейшем внедрении аналогичной нормы по комитетам и для банков. Так что этот аргумент в пользу смены типа АО на частное, возможно, в перспективе будет неактуален.
3. Раскрытие информации – один из самых обсуждаемых вопросов. Как известно, объемы информации, которая подлежит раскрытию со стороны АО, значительно возросли: расширен перечень годовой, квартальной (ранее - промежуточной), а также особой информации. При этом для ЧАО раскрытие информации требуется в ограниченном объеме, что, казалось бы, может послужить неплохим аргументом в пользу смены типа АО. Однако специальная норма в отношении банков этот аргумент полностью обесценивает, т. к. банк обязан раскрывать все виды информации в полном объеме, без исключений.
По итогам: как видим, требования для банков установлены практически в том же объеме, что и для ПАО (за исключением листинга). При этом требования к листингу могут как раз и стать основной причиной смены типа АО для банка, т. к. не каждый имеет ресурс для соблюдения всех требований по листингу. Не у всех банков есть в принципе потребность оставаться публичными. По сути, публичность банка должна означать его открытость для инвестора и служить для привлечения внешних средств, а не просто потому, что так написано в законе. В любом случае, банковская сфера имеет особое значение. При любой форме работы банка к нему останутся максимальные требования по раскрытию информации. Вопрос эффективности таких требований, их правильного и фактического (а не формального) выполнения – пока что вынесем за рамки этого поста.
- Журнал засідання як ключ до перевірки правомірності негласних слідчих дій Діна Дрижакова вчора о 14:10
- Самосаботаж: коли твій найбільший ворог – це ти сам Олександр Скнар вчора о 14:00
- Бюджет-2025: "закордон нам допоможе" Любов Шпак вчора о 13:33
- Революція безпеки Валентин Митлошук вчора о 10:20
- Кабмін-шатл: змінилися крісла, але не пілоти Дана Ярова 14.07.2025 17:12
- HR-документообіг: коли кожна хвилина – це репутація Олександр Вернигора 14.07.2025 16:52
- ЗЕД і валютний контроль у 2025 році: що варто знати бізнесу Юлія Мороз 14.07.2025 15:05
- Виклики і успіхи у врегулюванні авіаційних страхових спорів Сергій Дзіс 14.07.2025 14:32
- Що означає URC2025 у Римі для енергетики України та ЄС: підсумки та аналітика Ростислав Никітенко 14.07.2025 11:11
- Молдавський експеримент: коли іноземні експерти замінюють народний суверенітет Юрій Григоренко 14.07.2025 10:19
- Заметки по итогам Римской конференции: вопросы возрождения Украины Вільям Задорський 13.07.2025 18:59
- Что меняется в отсрочке для преподавателей: разбор законопроекта №13193 Віра Тарасенко 13.07.2025 15:30
- Що означає історичне рішення ЄСПЛ у справі "Україна та Нідерланди проти росії" Юлія Овчинникова 12.07.2025 20:59
- Пенсійна рулетка Андрій Павловський 11.07.2025 19:35
- Чому у відпустках приймають рішення про звільнення? Ольга Малахова 11.07.2025 17:10
-
Американці отримали контроль над одним з найбільших зернових терміналів в Одесі
Бізнес 52269
-
50 000 грн при народженні та 7000 грн щомісяця: уряд схвалив нову підтримку родин з дітьми
Фінанси 12612
-
У медзакладах Києва відбулися обшуки: БЕБ розслідує махінації з eHealth – фото
Бізнес 8546
-
На Київщині запустять зразкові автобусні маршрути: пілот – до Білої Церкви
Бізнес 7108
-
Німеччина готує скорочення соцвиплат. Мерц: Люди мають працювати
Фінанси 6597