ЧАО V. ПАО: банковская версия
После вступления в силу Закона 2210 банки получили свободу выбора в плане типа АО и могут изменить тип АО с публичного на частное. При этом представители банков задались вопросом, а стоит ли?
После вступления в силу Закона 2210 банки получили свободу выбора в плане типа АО и могут изменить тип АО с публичного на частное. При этом представители банков задались вопросом, а стоит ли? Насколько выгодной и необходимой является смена типа АО? Чтобы разобраться в этом, мы определили несколько основных блоков вопросов, которые могут повлиять на решение банка по смене типа АО с ПАО на ЧАО:
1. Листинг акций – это основной признак ПАО. Интересно, что согласно определению Закона Украины «Об акционерных обществах» (далее – Закон) ПАО – это АО, в отношении акций которого было осуществлено публичное предложение либо акции которого прошли процедуру листинга (допущены к торгам на фондовой бирже в части включения в биржевой реестр). В то же время ст. 24 Закона устанавливает для ПАО обязательство пройти процедуру допуска к торгам на бирже, что, в принципе, возможно и без листинга. Ведь допуск к торгам может проходить и в категории внелистинговых ценных бумаг. Но в случае необходимости прохождения процедуры листинга, это может быть основным аргументом для смены типа АО. Почему? Причина все та же – требования к листингу достаточно высокие. И это несмотря на то, что в конце сентября этого года НКЦБФР «снизила планку» и установила требования к листингу акций на условиях листинга второго уровня. Помимо этого, фондовые биржи теперь будут гораздо пристальнее следить за АО – периодически мониторить наличие раскрытой информации, проверять предприятия на предмет наличия признаков фиктивности и т.д.
2. Формирование Набсовета и его комитетов – Законом установлена необходимость формировать Набсовет ПАО с участием независимых директоров, а также создавать обязательные комитеты в составе Набсовета (комитет по вопросам аудита, определения вознаграждения должностным лицам и назначений). В отличие от ПАО, для ЧАО таких требований нет. Однако для банка, независимо от типа АО, установлены такие же требования, как для ПАО, даже более жесткие. Количество независимых директоров - членов Набсовета банка, должно составлять не менее 1/3 от общего количества, при этом не менее 3 лиц (для обычного ПАО – не менее 1/3 от всего состава, при этом не менее 2 лиц).
Касательно формирования комитетов при Набсовете, пока такое требование ни для ЧАО, ни для банков не установлено. Однако представители НБУ не единожды заявляли на различных мероприятиях о дальнейшем внедрении аналогичной нормы по комитетам и для банков. Так что этот аргумент в пользу смены типа АО на частное, возможно, в перспективе будет неактуален.
3. Раскрытие информации – один из самых обсуждаемых вопросов. Как известно, объемы информации, которая подлежит раскрытию со стороны АО, значительно возросли: расширен перечень годовой, квартальной (ранее - промежуточной), а также особой информации. При этом для ЧАО раскрытие информации требуется в ограниченном объеме, что, казалось бы, может послужить неплохим аргументом в пользу смены типа АО. Однако специальная норма в отношении банков этот аргумент полностью обесценивает, т. к. банк обязан раскрывать все виды информации в полном объеме, без исключений.
По итогам: как видим, требования для банков установлены практически в том же объеме, что и для ПАО (за исключением листинга). При этом требования к листингу могут как раз и стать основной причиной смены типа АО для банка, т. к. не каждый имеет ресурс для соблюдения всех требований по листингу. Не у всех банков есть в принципе потребность оставаться публичными. По сути, публичность банка должна означать его открытость для инвестора и служить для привлечения внешних средств, а не просто потому, что так написано в законе. В любом случае, банковская сфера имеет особое значение. При любой форме работы банка к нему останутся максимальные требования по раскрытию информации. Вопрос эффективности таких требований, их правильного и фактического (а не формального) выполнения – пока что вынесем за рамки этого поста.
- Синдром 3I/ATLAS Володимир Стус вчора о 21:34
- Сайт як стратегічний сейлз-інструмент: чому бізнесу потрібна власна платформа Ярослав Халецький вчора о 18:27
- Висновок експерта у галузі права: правова природа та оцінка судовою практикою Леся Дубчак вчора о 16:17
- Як українці тікають у світ симулякрів, коли небо стає все дірявішим Максим Гардус вчора о 14:23
- Україна після розпаду СРСР: західні припущення та наслідки для економіки Сергій Дідковський вчора о 13:59
- Суперфуди made in Ukraine: чи може Україна стати експортером нової "їжі здоров’я"? Наталія Павлючок вчора о 08:58
- Eнергетичний дарвінізм: юридична стратегія M&A в умовах кризи Ростислав Никітенко 14.09.2025 21:07
- Життя починається за межами зони комфорту: як наважитися на зміни Олександр Скнар 14.09.2025 13:00
- Інвестори "Аркади": ілюзія добудови та реальність судових процесів Арсен Маринушкін 13.09.2025 17:30
- Як готелю вижити без світла і тепла: уроки енергетичної автономії Роман Сидоренко 13.09.2025 13:40
- Правда, Пятачок? Володимир Стус 12.09.2025 20:42
- Зняття Трампом санкцій з авіакомпанії "Белавіа", це черговий крок на зустріч путіну Андріян Фітьо 12.09.2025 17:51
- Соціальні пріоритети програми дій Уряду на 2025-2026 рік Андрій Павловський 12.09.2025 17:12
- Державний аграрний реєстр: як працює онлайн-платформа для підтримки фермерів Олександр Мінкін 12.09.2025 16:27
- Створення Спільноти публічних закупівельників: крок до європейських стандартів Євген Якубовський 12.09.2025 15:10
- Соціальні пріоритети програми дій Уряду на 2025-2026 рік 383
- "М’які" компетентності за жорсткими стандартами: координати довіри в оцінюванні суддів 335
- Дипломатія кадрових помилок 315
- Санкції та профіцит нафти. Що чекати українським аграріям від цін на ДП? 251
- Всередині бульбашки: як соціальні медіа спотворюють політичну реальність 139
-
Колишній голова КМДА отримав підозру за рішення повністю зупинити метро у 2014 році
Бізнес 35389
-
Регулятор назвав топ скарг на мобільний зв'язок: зняли кошти, не перенесли залишок
Бізнес 7121
-
10 найкращих образів премії "Еммі": Скарлетт Йоганссон, Селена Гомес і Педро Паскаль
Життя 5821
-
Мінус 100 мільярдів гривень. Хто заплатить за боргову кризу в енергетиці
Бізнес 3894
-
Порт індійської Adani не взяв на розвантаження танкер з російською нафтою – Reuters
Бізнес 3814