Хорошо, нормально, плохо: адекватна ли власть в оценках реформ
Как проходило заседание Национального совета реформ
Заседания Национального совета реформ проходят безжурналистов и без телекамер. Чтобы у участников, большая часть которых –публичные политики, не было возможности выкрикивать популистские лозунги. Разумноерешение, хотя видео запись все же ведется, одна из них была однаждыобнародована после перепалки Саакашвили и Авакова. Я побывал на последнемзаседании, и с меня подписку о неразглашении взять забыли (хотя и не разрешилипронести в зал ни телефон, ни диктофон, ни компьютер, вообще ничего), поэтому яподелюсь своими наблюдениями.
Совет уже давно доказал свою эффективность с точки зрениявыработки совместных решений президентом, правительством и парламентом (покрайней мере, его главой и некоторых депутатов). Успешный поиск согласованнойпозиции по ключевым вопросам приводил к результативному голосованию в ВерховнойРаде, а отсутствие согласия перерастало в дискуссии и за пределами Нацсоветареформ.
Уже два года я тесно общаюсь с теми, кого принято называтьреформаторами, чаще всего с «иностранцами». В последние месяцы я обнаружил, чтоих самих слово «реформы» начинает сильно напрягать. И объяснение этому толькоодно – очень низкий темп преобразований, а в некоторых случаях невозможность сделатьчто-то очень необходимое и важное. При этом главное препятствие, по мнениюбольшинства из них, - парламент, в котором переплетены разные интересы разныхгрупп, непонимание того, что делать, или просто саботаж.
Поэтому любой, кто захочет выписать на листе бумаги списокреформ, не доберется до конца страницы. Глава АП Борис Ложкин на заседанииНацсовета рискнул объяснить это рядом причин – войной с Россией (в том числе,торговая), потерей территорий, ухудшившейся конъюнктурой мировых рынков, спадомпромпроизводства, экспорта, ВВП, неэффективной системой госуправления, частымивыборами и так далее.
И это были именно те причины, которые, по мнению многих,нельзя считать оправданием для отсутствия перемен к лучшему.
Также принято считать, что темп реформ в принципе низкий,хотя Ложкин привел данные о том, что вряде стран – Польше, Словакии и Грузии – реформы не были стремительными, и результат они дали лишь спустя несколько лет. И, конечно, многие скажут, чтоперемены вообще неощутимы.
После двух лет президентства Порошенко (именно его избраниепринято считать отправной точкой) на заседании Нацсовета был подведенпромежуточный итог.
Оказалось, что реформ было действительно немного. Все они былиразделены на те, которые по результативности были самыми низкими, средними ивысокими.
Практически не тронутыми остались здравоохранение,инвестклимат, пенсионная система. На вопрос одного из участников Нацсовета,когда начнется реформа охраны здоровья, премьер-министр Владимир Гройсманотметил, что «в прошлый четверг» он встречался с профильным комитетомпарламента, у которого есть кое-какие идеи.
Средний результат показали попытки что-то изменить впоказателях госбюджета, налоговой сфере, энергетике и борьбе с коррупцией. ПетрПорошенко в начале встречи отметил, что Украина в 2014 году зависела отроссийского газа на 92%, в 2015 году – 37%, в 2016 году он рассчитывает увидеть0% (ноль). О коррупции все скромно промолчали, потому что гордиться созданиемНАБУ, ГБР, антикоррупционной прокуратуры и прочим можно, а вот признатьрезультат положительным не рискнет почти никто. Впрочем, пару месяцев назадпрезидент заявил, что «хребет коррупции сломан».
Высокий результат был отмечен в реформе армии, полиции,электронных госзакупках (экономия перевалила за 1 млрд грн) и правосудия. Чтокасается последней, то о каких бы то ни было результатах говорить еще рано,поскольку поправки к Конституции относительно судебной системы были принятылишь на минувшей неделе, но этот факт, безусловно, можно считать положительным.Полиция преобразовала лишь патрульную службу, а вот до криминальной полициируки пока так и не дошли.
Многих удивит, что к большой победе был отнесен и тот факт,что со стороны МВФ, ЕБРР и ЕС финансирование на душу населения почти сравнялсяс уровнем кредитования Словакии, хотя он и ниже, чем в Грузии и Польше, ипросто недосягаем до уровня Греции. Удивит это потому, что рост долгов на душунаселения ложится бременем на каждую из этих душ. Более хладнокровныенаблюдатели увидят в этом хороший сигнал к тому, что Украине не дали и не даютзагнуться, что она с помощью этих денег выкарабкивается, выполняя рекомендациикредиторов.
В целом складывается впечатление, что даже при всем желанииприукрасить ситуацию и найти оправдания своим неудачам, украинская властьнаходится в адекватном состоянии. Конечно, даже при отсутствии телекамер властьрассчитывает на положительный «пиар», однако она не начинает бездумно верить всоздаваемые ею иллюзии, что реформы широки и глубоки, и не ведется насобственные попытки убедить всех, что все распрекрасно.
Хотя спикер парламента Андрей Парубий настолько былвпечатлен обилием и этих реформ (казалось, что для него это все новость), чтопредложил перевести презентацию о ходе реформ на английский – для западныхпартнеров, которые тоже должны знать, что мы тут работаем, не покладая ничего.
И мимо одной пикантной детали Нацсовета реформ я пройтиникак не могу: о реформе прокуратуры (кроме закона о прокуратуре и сокращении числа прокуратур) почему-то не сказали. А я бы отнес ее кграфе «Тотальный провал».
- Гроші, люди, хаос. Що стримує розвиток бізнесу в Україні? Тетяна Андріанова 11:01
- Коли держава бере чуже: як працює примусове відчуження майна у воєнний час? Світлана Приймак вчора о 22:07
- Корпоративний стиль уніформи в медицині та б’юті-індустрії: тренд чи необхідність? Павло Астахов вчора о 09:46
- Чи зможе Україна забезпечити швидкі темпи повоєнного економічного зростання? Любов Шпак 03.02.2025 21:14
- Прототип уніфікованого бронежилету розробляється Дана Ярова 03.02.2025 18:32
- Урок Трампа: три висновки після заморожування американської допомоги Сергій Миткалик 03.02.2025 14:41
- Світ обирає силу або чому питання ОПК потрапили у фокус цьогорічного Давосу Галина Янченко 03.02.2025 14:16
- Військовий закупівельник у ЗСУ: нова посада для ефективного забезпечення армії Євгеній Сільверстов 03.02.2025 11:40
- Влада під час війни: кому вигідна загроза демократії? Дмитро Зенкін 03.02.2025 09:51
- Як блокчейн змінює ринок електроенергії: можливості, виклики та перспективи Ростислав Никітенко 03.02.2025 09:12
- Как уволиться из армии при наличии родственников с инвалидностью: советы Віра Тарасенко 02.02.2025 20:04
- Інноваційна стійкість – запорука розвитку під час кризи Єгор Осадчук 31.01.2025 20:39
- Як штучний інтелект і дата-центри стимулюють глобальний попит на мідь Ксенія Оринчак 31.01.2025 10:37
- Спільна власність та спадкування: мрії та реальність у лабіринті правових зв'язків Світлана Приймак 31.01.2025 10:09
- Інтернет-реклама, що уникає бана. Але так буде не завжди Богдан Кашаник 30.01.2025 15:24
- Як штучний інтелект і дата-центри стимулюють глобальний попит на мідь 76
- Освіта майбутнього: які революційні зміни потрібні Україні? 71
- Тренди українського фінтеху 2025: адаптація до викликів і нові можливості 71
- Чи зможе Україна забезпечити швидкі темпи повоєнного економічного зростання? 67
- Урок Трампа: три висновки після заморожування американської допомоги 60
-
Канада відповідає США: у магазинах вилучають алкоголь, Онтаріо відмовляється від Starlink
Бізнес 5477
-
НАБУ завершило розслідування справи проти Пашинського і бізнесмена Тищенка
Бізнес 4841
-
Рейтинг найсильніших армій світу в 2025 році: Україна опустилася в рейтингу – чому
Інфографіка 4241
-
Калінінград відріжуть від енергосистеми Росії: це станеться вже цього тижня
Бізнес 4111
-
Україна знайшла нові ринки збуту цукру замість ЄС: експорт зріс на 17%
Бізнес 2340