Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.

Какие перспективы в Украине есть у малой теплогенерации на твердом биотопливе?

Какие перспективы в Украине есть у малой теплогенерации на твердом биотопливе?

Отопительный сезон в Украине толком еще и не начался, а уже раздаются заявления о том, что лимиты природного газа предприятиями тепловой генерации выбраны или будут выбраны буквально в следующем месяце. Впрочем, эта новость не нова – дебаты вокруг лимитов стали традицией последних лет. Ведь большинство отечественных теплокоммунэнерго оплачивают топливо деньгами, полученными в виде государственных субвенций из спецфонда бюджета, который пребывает в состоянии перманентного дефицита поступлений. Для получения следующих лимитов у тепловиков просто нет денег.

Путь ухода от «газовой» зависимости, который сейчас предлагается Правительством Украины, – максимальный перевод производства тепловой энергии на использование угля. Это, безусловно, даст возможность в краткосрочной перспективе снизить напряженность с поставками дорогого импортного газа, но является ли такой путь единственным вариантом решения проблемы?

Четвертое место в мире по объемам производства и потребления, как электрической, так и тепловой энергии, занимает биомасса (ее доля в поставке первичной энергии достигает 10%). Наиболее заметные успехи в освоении биоэнергетического направления у ЕС, где доля биомассы в секторе тепловой энергии составляет 15%. А в ряде европейских стран этот показатель значительно выше. Например, в Швеции более 60% тепловой энергии приходится на биомассу, в Австрии - 37%, Дании - 35% и т.д. Поэтому Европейский совет по возобновляемым источникам энергии уже сделал прогноз, что к 2020 г. биомасса станет топливом для 24% тепла в Евросоюзе. При этом европейская биотеплогенерация использует, в основном, твердое биотопливо в разных видах (скажем, в Финляндии его доля составляет до 95%).

Итак, по факту мы получаем следующее. Зажиточные страны ЕС, имеющие более низкие, по сравнению с Украиной, цены на газ, стремительно развивают тепловую биоэнергетику. А располагающая самыми большими запасами биомассы в Европе Украина, продолжает упорно топить дорогим импортным газом. В структуре отечественного производства тепловой энергии лишь 1,24% приходится на биомассу (и эта доля, в основном, сформирована населением, использующим дрова).

Можно ли изменить ситуацию? Для ответа на этот  вопрос стоит присмотреться к структуре тепловой генерации Украины. В основном, когда речь заходит об отоплении, обсуждение сводится к обеспечению газом таких гигантов энергетики как ТЭЦ. Но нужно отдавать себе отчет, что они стоились, в первую очередь, для производства электроэнергии, тепло для них является, образно говоря, «побочным продуктом». Основу же теплогенерации в Украине составляют обычные котельные, которых насчитывается 24 тыс. (даже в Киеве, при наличии трех крупных ТЭЦ, действует 248 котельных). И только 285 из всех украинских котельных сейчас переведены на альтернативные виды топлива (древесина, отходы сельского хозяйства).

Причин такого печального соотношения две. Первая хорошо известна всем – государственные дотации, субсидии, субвенции, которые получают предприятия ЖКХ. Грубо говоря, пока коммунальщики будут платить за природный газ нынешние 1039 грн за 1 тыс. куб. м, внедрение альтернативных источников энергии в теплогенерации остается под вопросом. Всем остальным предприятиям Украины газ отпускается по 4649 тыс. грн за тысячу кубометров. Но есть фиксированные низкие тарифы на отопление жилищного фонда, которые, собственно, и дотируются. Парадокс, но при такой государственной политике, «вписаться» в установленные для населения тарифы на тепло, ЖКХ может только… за счет использования самого дорого из всех возможных топлив! 

Но, конечно, так будет не всегда и дотирование, которое обходится бюджету в 34 млрд. грн, будет уменьшаться. Украина, как член европейского Энергетического Сообщества, приняла на себя обязательства до 2020 г. обеспечить энергосбережение на уровне 9% от конечного потребления. Есть и прямое обязательство перед МВФ об увеличении цен на газ для ЖКХ и населения. Кроме того, в июле этого года Кабинет Министров утвердил постановление №512, которое исправляет существующий механизм предоставления субвенций на погашение кредиторской задолженности предприятий, производящих, транспортирующих и поставляют тепловую энергию. Сейчас субвенцию получают только за потребленный импортный газ, согласно постановлению, она будет распространена все виды топлива. Поэтому, пусть медленно, но «чаша весов» будет склоняться в пользу развития биоэнергетики.

Но есть и вторая причина, тормозящая перевод котельных на биотопливо. Она скрыта в том, что они – именно «котельные». По своим технико-экономическим показателям они не конкурентоспособны с ТЕЦ. Во-первых, котельные не рассчитаны на производство электроэнергии, что делает их менее эффективными по сравнению с традиционными ТЭЦ. Особенно, если учесть возможность продажи электричества по «зеленому» тарифу в случае переходя на биотопливо. Во-вторых, все котельные проектировались и строились более полувека назад, в условиях совершенно другой экономики. Они имеют завышенные технические показатели (давление и температура пара) и, соответственно, убыточны по природе. И, в-третьих, стоит учесть и то, что в большинстве населенных пунктов Украины централизованное горячее водоснабжение полностью или частично отключено. Иными словами, полгода котельные просто простаивают.

Но у небольших объектов теплогенерации есть неоспоримое преимущество – они рассчитаны на обслуживание локальной сети потребителей, и затраты на содержание инфраструктуры у них относительно небольшие. Логичным выходом является реконструкция уже существующих котельных в мини-ТЭЦ на биотопливе путем установки твердотопливных котлов и противодавленческих турбин малой мощности (0,5-20 МВт). Частично, такие турбины уже сейчас могут производиться на харьковском «Турбоатоме», есть и планы размещения на нем совместного производства турбин с индийской компанией MaxWatt. Такие проекты за счет когенерации и, соответственно, получения «зеленого» тарифа, имеют очень привлекательный для инвесторов срок окупаемости – всего 2-3 года. Кроме того, нет необходимости отдельного выделения земельного участка – мини-ТЭЦ «вписывается» в уже имеющуюся инфраструктуру.

Стоит отметить, что мини-ТЭЦ превосходно зарекомендовали себя в Европе, где они размещаются даже в крупных населенных пунктах, обеспечивая отопление и электроснабжение микрорайонов. Три мини-ТЭЦ на биотопливе мощностью 1,7-6 МВт недавно введены в эксплуатацию и в различных областях Украины. 

Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]