Отопительный минимализм
Какие перспективы в Украине есть у малой теплогенерации на твердом биотопливе?
Какие перспективы в Украине есть у малой теплогенерации на твердомбиотопливе?
Отопительный сезон в Украине толком еще и не начался, а ужераздаются заявления о том, что лимиты природного газа предприятиями тепловойгенерации выбраны или будут выбраны буквально в следующем месяце. Впрочем, этановость не нова – дебаты вокруг лимитов стали традицией последних лет. Ведь большинствоотечественных теплокоммунэнерго оплачивают топливо деньгами, полученными в видегосударственных субвенций из спецфонда бюджета, который пребывает в состоянииперманентного дефицита поступлений. Для получения следующих лимитов утепловиков просто нет денег.
Путь ухода от «газовой» зависимости, который сейчаспредлагается Правительством Украины, – максимальный перевод производстватепловой энергии на использование угля. Это, безусловно, даст возможность в краткосрочнойперспективе снизить напряженность с поставками дорогого импортного газа, ноявляется ли такой путь единственным вариантом решения проблемы?
Четвертое место в мире по объемам производства и потребления,как электрической, так и тепловой энергии, занимает биомасса (ее доля впоставке первичной энергии достигает 10%). Наиболее заметные успехи в освоениибиоэнергетического направления у ЕС, где доля биомассы в секторе тепловойэнергии составляет 15%. А в ряде европейских стран этот показатель значительновыше. Например, в Швеции более 60% тепловой энергии приходится на биомассу, в Австрии- 37%, Дании - 35% и т.д. Поэтому Европейский совет по возобновляемымисточникам энергии уже сделал прогноз, что к
Итак, по факту мы получаем следующее. Зажиточные страны ЕС,имеющие более низкие, по сравнению с Украиной, цены на газ, стремительноразвивают тепловую биоэнергетику. А располагающая самыми большими запасамибиомассы в Европе Украина, продолжает упорно топить дорогим импортным газом. Вструктуре отечественного производства тепловой энергии лишь 1,24% приходится набиомассу (и эта доля, в основном, сформирована населением, использующим дрова).
Можно ли изменить ситуацию? Для ответа на этот вопрос стоит присмотреться к структуретепловой генерации Украины. В основном, когда речь заходит об отоплении,обсуждение сводится к обеспечению газом таких гигантов энергетики как ТЭЦ. Нонужно отдавать себе отчет, что они стоились, в первую очередь, для производстваэлектроэнергии, тепло для них является, образно говоря, «побочным продуктом».Основу же теплогенерации в Украине составляют обычные котельные, которыхнасчитывается 24 тыс. (даже в Киеве, при наличии трех крупных ТЭЦ, действует248 котельных). И только 285 из всех украинских котельных сейчас переведены наальтернативные виды топлива (древесина, отходы сельского хозяйства).
Причин такого печального соотношения две. Первая хорошоизвестна всем – государственные дотации, субсидии, субвенции, которые получают предприятияЖКХ. Грубо говоря, пока коммунальщики будут платить за природный газ нынешние 1039грн за 1 тыс. куб. м, внедрение альтернативных источников энергии втеплогенерации остается под вопросом. Всем остальным предприятиям Украины газотпускается по 4649 тыс. грн за тысячу кубометров. Но есть фиксированные низкиетарифы на отопление жилищного фонда, которые, собственно, и дотируются. Парадокс,но при такой государственной политике, «вписаться» в установленные длянаселения тарифы на тепло, ЖКХ может только… за счет использования самогодорого из всех возможных топлив!
Но, конечно, так будет не всегда и дотирование, котороеобходится бюджету в 34 млрд. грн, будет уменьшаться. Украина, как член европейскогоЭнергетического Сообщества, приняла на себя обязательства до
Но есть и вторая причина, тормозящая перевод котельных набиотопливо. Она скрыта в том, что они – именно «котельные». По своим технико-экономическимпоказателям они не конкурентоспособны с ТЕЦ. Во-первых, котельные нерассчитаны на производство электроэнергии, что делает их менее эффективными посравнению с традиционными ТЭЦ. Особенно, если учесть возможность продажиэлектричества по «зеленому» тарифу в случае переходя на биотопливо. Во-вторых, всекотельные проектировались и строились более полувека назад, в условияхсовершенно другой экономики. Они имеют завышенные технические показатели (давлениеи температура пара) и, соответственно, убыточны по природе. И, в-третьих, стоитучесть и то, что в большинстве населенных пунктов Украины централизованноегорячее водоснабжение полностью или частично отключено. Иными словами, полгодакотельные просто простаивают.
Но у небольших объектов теплогенерации есть неоспоримоепреимущество – они рассчитаны на обслуживание локальной сети потребителей, изатраты на содержание инфраструктуры у них относительно небольшие. Логичным выходомявляется реконструкция уже существующих котельных в мини-ТЭЦ на биотопливе путемустановки твердотопливных котлов и противодавленческих турбин малой мощности (0,5-20МВт). Частично, такие турбины уже сейчас могут производиться на харьковском«Турбоатоме», есть и планы размещения на нем совместного производства турбин синдийской компанией MaxWatt. Такие проекты за счет когенерации и,соответственно, получения «зеленого» тарифа, имеют очень привлекательный дляинвесторов срок окупаемости – всего 2-3 года. Кроме того, нет необходимостиотдельного выделения земельного участка – мини-ТЭЦ «вписывается» в ужеимеющуюся инфраструктуру.
Стоит отметить, что мини-ТЭЦ превосходно зарекомендовалисебя в Европе, где они размещаются даже в крупных населенных пунктах,обеспечивая отопление и электроснабжение микрорайонов. Три мини-ТЭЦ набиотопливе мощностью 1,7-6 МВт недавно введены в эксплуатацию и в различныхобластях Украины.
- Чому український бізнес боїться культури більше, ніж фінансових ризиків Ванда Орлова 15:30
- ВП ВС вдруге розглянула питання 10-відсоткового ліміту в публічних закупівлях Віталій Булат 14:38
- Ототожнення адвоката з клієнтом в Україні: "кейс Шевчука" та міжнародний контекст Олексій Шевчук 11:13
- Домашнє насильство як правовий конструкт: ризики доказування і судових помилок Вадим Графський 10:04
- Запитання, які підтримують команду у складні періоди Тетяна Кравченюк вчора о 17:39
- Мистецтво в Україні: витрати чи стратегічний капітал для економіки та ідентичності Ванда Орлова вчора о 15:30
- Медіаграмотність і глибока стурбованість: розбір без ілюзій Дмитро Золотухін вчора о 11:50
- Криптовалюта в Україні: як залишатися в правовому полі при декларуванні та зберіганні Вадим Графський вчора о 11:17
- Європейський Союз та Україна: від економічної інтеграції до безпекового партнерства Оксана Вжешневська 04.02.2026 14:59
- Стандарти доказування у справах про адміністративні правопорушення: аналіз практики Євген Жураковський 04.02.2026 14:52
- Автобуси в Україні: підсумки 2025 року та тренди на 2026 Микита Гайдамаха 04.02.2026 14:20
- Вплив аудитів Рахункової палати на управління Програмою медичних гарантій Ольга Піщанська 04.02.2026 14:08
- Корпоративні цінності як зручна ілюзія менеджменту Михайло Зборовський 04.02.2026 12:12
- Презумпція винуватості в Україні: як система непомітно зламала базовий принцип права Вадим Графський 04.02.2026 10:56
- Ваша компанія впроваджує AI-агентів так само, як заводи встановлювали електрику у 1885-му Олександр Бутко 04.02.2026 03:23
- Проєкт Кодексу права приватного і права дитини: чи дійсно наближаємося до Європи? 443
- Європейський Союз та Україна: від економічної інтеграції до безпекового партнерства 301
- Вплив аудитів Рахункової палати на управління Програмою медичних гарантій 215
- Стандарти доказування у справах про адміністративні правопорушення: аналіз практики 142
- Медіаграмотність і глибока стурбованість: розбір без ілюзій 98
-
Маск став першою людиною в історії зі статками понад $800 млрд
Бізнес 23488
-
В Україні планують запустити іпотеку під 3% для мільйона сімей – Гетманцев
Бізнес 4974
-
Дослідження тривалістю майже пів століття розкрило вік фізичного максимуму
Життя 3664
-
Код 2512. Як Джеффрі Епштейн "копав" під Зеленського через топових європолітиків
3601
-
Тонни готівки поїздами і кораблем. The Telegraph розповів, як РФ постачала мільярди доларів Ірану
Фінанси 857
