Работа с 14 лет: когда это оправдано, эффективно и нужно?
Представим, что ваша 14-летняя дочь не выпускает из рук телефон. Постоянно в нем ковыряется. А вы – злитесь. Ну, а что?
Представим, что ваша 14-летняя дочь не выпускает из рук телефон. Постоянно в нем ковыряется. А вы – злитесь. Ну, а что? Пусть бы лучше вот позанималась уроками и начала активно готовиться к поступлению. И тут вы, конечно, тоже правы.
Уроки делать нужно и учиться в университете тоже. Но, а вдруг у ребенка страшная тяга, например, к блогерству? И почему, в конце концов, этот Инстаграм вам кажется страшным монстром?
И признаюсь. Если бы у моих родителей был такой консервативный подход, хороший программист из меня вряд ли вышел бы.
Я свой путь начал со школы. И начался он с интереса. Мне было интересно и меня увлекало программирование и техника в целом. Я колупался, читал, смотрел и изучал. Потом появилась информатика. Мы с ребятами довольно-таки преуспевали в этом предмете. Учитель предложил пойти на олимпиаду. Задание было незаурядным – сделать сайт. Но, блин, откуда 14-летние пацаны знают, как делать сайт? Давайте будем честными, олимпиада такая есть, а в школе сайты делать не учат. Но мы научили себя сами. В помощь – интернет, видеокурсы и форумы. Как результат – мы взяли первое место в городе. Сайт был готов.
За этим последовала еще одна олимпиада и... первый клиент. Кстати, мне его подогнал учитель. Я заработал 800$. Первые 800$.
Дальше было много интересного. По сути, почти все эти деньги я спустил на дорогие книги. Потом даже моей маме показалось, что я слишком много читаю)
И у меня опять случились заказы. Но в этот раз со мной рассчитались MacBookом. Чему я был безгранично рад. Ведь именно этот инструмент мне помогал двигаться дальше. Он подключал меня к интернету. Везде, где мне было нужно. А там я уже находил нужных мне менторов, курсы, уроки и развитие.
Что в финале я вынес из школы?
Две базовые вещи – интерес и навык. Я уже понимал, как общаться с людьми по-деловому, я знал, что такое ответственность, труд и их ценность. А главное – я научился учиться. И именно эта штука помогает по сей день больше всех остальных.
Была ли альтернатива? Была. Если бы мне системно капали, что нефиг сидеть в компьютере и что я должен выбрать меньшее из двух зол: быть юристом или экономистом. И нет, я не имею ничего против этих нужных и важных профессий. Просто делом нужно гореть. И чем раньше ребенку удастся «зажечься», тем лучше.
Что было дальше?
Я как сторонник основательного подхода пошел в университет. И считаю это правильным шагом. Университет – это другая школа, она учит азам и системному мышлению. Это нужно в любой профессии. Программист – не исключение. Но все же практика и постоянный неугасающий интерес – всему голова.
Я дальше подрабатывал, увлекся даже в какой-то момент фотографией и учился. Попал на конференцию по своему основному направлению – программированию. И задавал там вопросы. И комментировал ответы. А потом снова задавал вопросы. А потом отвечал на вопросы выступающих. В общем, вышел я после конференции не с пустыми руками, а с предложением о работе. Это был первый курс, и я уже не был просто студентом с подработкой на фрилансе. Работа в офисе, работа в команде, встречи с клиентами, ведение целых проектов. Как результат – я получал все больше знаний, мои софт скилс росли не по дням, а по часам. Ну, и вместе с ними росли мои амбиции. И вот я мини-предприниматель.
Мне 19. Со мной еще двое. Мы – команда-компания. Блин, сколько же тогда наделали ошибок, но все же зарабатывали и развивались. И это ключевое. У нас была ТОВка с капиталом в 100 тысяч гривен. Но при этом сервер для мобайл банкинга, который мы тогда разрабатывали, стоял у меня в подвале. И однажды я уехал отдохнуть. Сервак нужно было срочно перезагрузить. Ключ, если что, у меня с собой. Мои родственники, которым пришлось рулить операцией «Доступ к коробке Х», наверное, до сих пор меня проклинают за тот день. Но не в этом суть. По сути, так мы учились думать. Думать стратегически, тактически и головой, а не другими местами.
Такой троицей мы проработали по факту два года. Мою долю выкупили, а меня перехантила большая компания.
И опять этап, который нужно пройти. Я наблюдал, как строятся «длинные истории», как управляют командами, как заполучают крупных клиентов. Я трудился, наблюдал и анализировал. И что-то во всем этом меня не устраивало. Во-первых, мне казалось, что я знаю, как сделать лучше. Во-вторых, я понимал, что в чужих компаниях у меня всегда есть предел. Предел заработка, предел самостоятельности, автономности и права голоса.
Так начался еще один этап в моей жизни. Моя собственная компания, которая делает дело и кормит не только мою семью, но и еще несколько).
К чему я это?
Давайте возможность детям развиваться. Не подрезайте им крылья только из-за того, что вы где-то чего-то недопонимаете. Мир меняется. А в последнее время уж совсем быстро. Пусть ваши дети будут, как Степан.
Да, да. Именно, как он. Недавно я проводил собеседование по скайпу. Мне очень нравился один кандидат, который на «отлично» сделал тестовое задание и очень правильно отвечал на все вопросы. Я уже фактически взял его на работу, но вдруг решил поинтересоваться, чем этот молодой человек занимается в свое свободное время. Ответ меня поразил.
– Хожу в школу, – ответил Степан.
Кстати, зарплатные пожелания мальчика не отличались от пожеланий «взрослых» спецов, и я платил бы ему его рыночную зарплату. Ведь мы платим за ум, навык и время. А не за возраст, пол или цвет кожи. Но все же, учитывая украинское законодательство и потенциальную недовольную маму Степана, я воздержался от положительного решения. Пусть еще поучится, почитает и поспрашивает. А на первом курсе – милости просим)
- НеБезМежне право Сергій Чаплян вчора о 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне — правильно назвати схему Дана Ярова вчора о 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко вчора о 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка вчора о 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок вчора о 09:50
- Проведення перевірок в частині вчинення мобінгу: внесено зміни до законодавства Анна Даніель вчора о 01:16
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини Юрій Бабенко 30.06.2025 17:15
- Як повернутись до програмування після довгої IT-перерви Сергій Немчинський 30.06.2025 16:39
- Моральна шкода за невиконання рішення суду Артур Кір’яков 30.06.2025 14:21
- Путінський режим знову показує своє справжнє обличчя: цього разу – проти азербайджанців Юрій Гусєв 30.06.2025 10:51
- Зелений прорив 2025: як відновлювана енергетика відкриває шлях для України Ростислав Никітенко 30.06.2025 10:22
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним Максим Гусляков 28.06.2025 20:49
- Мир начал избавляться от иллюзий, связанных с ИИ Володимир Стус 27.06.2025 23:54
- Триваюче правопорушення – погляд судової практики Леся Дубчак 27.06.2025 16:19
- Дике поле чи легальна сила: навіщо Україні закон про приватні військові компанії (ПВК)? Галина Янченко 27.06.2025 16:03
- Президент поза строком: криза визначеності й мовчання Конституційного суду України 741
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 382
- Реформа "турботи" 251
- Житлово-будівельні товариства: як знизити ризики у новому житловому будівництві 120
- Краще пізно, ніж бідно: чому після 40 саме час інвестувати в фондовий ринок 114
-
На Черкащині викрили незаконний видобуток каолінів: за майже три роки – 14 000 тонн
Бізнес 7497
-
Найдорожчі весілля в історії: 5500 дронів, верблюди й нескінченна розкіш Безоса, Амбані та Чарльза
Життя 6167
-
21 удар по одному заводу. У Дрогобичі розповіли про наймасштабнішу атаку за час війни
Бізнес 5404
-
Антиамбітність – не лінь, а вибір: чому slow success набирає обертів
Життя 4316
-
"Гарантії безпеки" Кадирової представлять Україну на 61-й Венеційській бієнале: деталі
Життя 4127