BIG DATA: большое будущее или большие проблемы?
Уже к 2020 году онлайн досье на каждого жителя земли будет сравнимо с электронной библиотекой в 5000 книг.
Скорость проникновения человека во всемирную сеть растет в геометрической прогрессии и каждое действие в ней оставляет след, выраженный двоичным кодом: google ежесекундно получает более 60 000 поисковых запросов, более миллиарда пользователей социальной сети Facebook ежеминутно отправляют 30 миллионов сообщений и просматривает порядка трёх миллионов видео.
Добавим ко всему этому миллионы банковских транзакций, проскроленных интернет страниц, купленных в online -магазинах товаров, даже просто опубликованных фото и высказанных в сети мнений.
Уже к 2020 году онлайн досье на каждого жителя земли будет сравнимо с электронной библиотекой в 5000 книг. И если всего несколько лет назад , исчисляемые террабайтами и зеттабайами данные хаотично накапливались, не находя практического применения, то сегодня в арсенале аналитиков появились такие программные решения, как Spark и Hadoop . Эра накопления big data завершилась, уступив место эре обработки и анализа результатов.
Возможности big data более емко раскрываются в трендовой сегодня концепции интернета вещей ( IoT ). К примеру, вы (и еще несколько миллионов таких, как вы) носите на запястье фитнес-браслет, фиксирующий жизненные показатели организма. Подключаясь к интернету, данные гаджета становятся достоянием всемирной сети. В медицинской сфере анализ таких данных дает возможность оценить показатели здоровья целых социальных групп, определить проблемные точки, улучшить качество терапии и предложить экономически эффективные методы лечения. Уже сегодня Google Flu Trends позволяет анализировать данные распространения простудных заболеваний , а в обозримом будущем с п омощью big data медицина сможет локализировать и гасить очаги мировых эпидемий и совершенствовать эффективность лекарственных препаратов по результатам потоковой аналитики от пациентов. И это лишь одна точка приложения усилий. По прогнозам аналитиков, к 2025 году более тридцати миллиардов привычных нам бытовых устройств будут подключены к интернету. И если сегодня, по различным аналитическим подсчетам, рынок IoT оценивается в 600 - 900 миллиардов долларов, то к 2025 объемы рынка имеют потенциал роста до пяти-шести триллионов долларов.
Но у каждой медали две стороны. Темная сторона big data – открытость личной информации пользователя. В обозримом будущем система будет знать о нас все: рост, вес, состояние банковской карты, депрессивное настроение, политические взгляды и сексуальные предпочтения… Анализ таких данных в глобальном масштабе позволит отслеживать перемещения и контакты, получать рычаги давления, средства для шантажа и даже манипулировать социальными настроениями общества в целом.
Ярким примером может служить недавняя история английской компании Cambridge Analytica, которой мировые СМИ приписывали манипуляции в политическом маркетинге. Используя метод психологического таргетирования профилей пользователей соцсетей, Cambridge Analytica получила возможность формировать общественное мнение, повлияв тем самым на результаты Brexit и обеспечив победу Трампа на президентских выборах в Америке. Вопрос корректности выводов относительно действий Cambridge Analytica остается открытым, но потенциальные возможности в манипулировании сознанием больших социальных групп через анализ их личных данных – лакомый кусочек для многих. На уровне бизнеса использование такой информации дает возможности расширения клиентской базы и увеличения продаж, на более высоком уровне big data позволяет мониторить социальные настроения, прогнозировать теракты, вспышки насилия и даже этнические конфликты… Согласитесь, маловероятно, что, имея на руках такой мощный ресурс, лидеры мнений и власть имущие откажут себе в удовольствии им воспользоваться.
Наши смартфоны, планшеты, электронные книги – это огромный опросник, который мы вольно или невольно постоянно заполняем. Анализ поисковых запросов в привязке к аккаунту позволяет правоохранителям вычислить потенциально опасных членов общества и предвосхитить преступления. Агентство Национальной Безопасности США ежедневно отслеживает около двух миллиардов телефонных звонков, электронных писем и личных сообщений. С помощью анализа больших данных можно отследить траектории перемещений человека, определить кто с кем встречается и насколько стабильны эти связи. В 2014 году группой ученых Сингапура было опубликовано любопытное исследование. На основании данных о месторасположении более шестисот тысяч мобильных устройств, ученые прогнозировали траектории перемещений и выстраивали социальные контакты исследуемых. В результате, уникальными оказались более 60% результатов. Исследование носило красноречивое название: «Not So Unique in the Crowd: a Simple and Effective Algorithm for Anonymizing Location Data».
По прогнозам консалтинговой компании Ganter , уже к 2018 году около 50% всех правовых нарушений будут связаны с вторжением в личное пространство и некорректным использованием личных данных. Алгоритмы защиты и анализа личной информации сегодня далеки от совершенства и вопрос цифровой этики целиком и полностью лежит на человеке. Польский студент Кембриджа и один из авторов того самого метода психологического таргетирования Михаил Козинский в ответ на массовое недовольство, обрушившееся на него после президентских выборов в Америке, сказал: «Тут нет моей вины. Это не я соорудил бомбу, я лишь показал, что они существуют».
- Охорона спадкового майна безвісно відсутніх осіб: ключові правові нюанси Юлія Кабриль вчора о 15:45
- Як встановити цифрові правила в сім’ї та навчити дитину керувати гаджетами Олександр Висоцький вчора о 11:22
- Тиха енергетична анексія: як "дешеві" кредити дають іноземцям контроль над генерацією Ростислав Никітенко вчора о 10:15
- Свідомість, простір-час і ШІ: що змінила Нобелівка-2025 Олег Устименко вчора о 10:06
- Як мислити не про грант, а про розвиток: 5 стратегічних запитань до проєкту Олександра Смілянець вчора о 09:56
- Бібліотека в кожній школі: чому британська ініціатива важлива для майбутнього Віктор Круглов вчора о 09:52
- Українська національна велика мовна модель – шанс для цифрового суверенітету Світлана Сидоренко вчора о 03:31
- Від символу до суб’єкта: як Україні вибудувати сильний голос у світі Ольга Дьякова 12.10.2025 11:02
- Як ШІ трансформує грантрайтинг – і чи професійні грантрайтери ще нам потрібні Олександра Смілянець 12.10.2025 06:21
- Як розвинути емоційну стійкість і відновлюватися після життєвих ударів Олександр Скнар 11.10.2025 19:58
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень Павло Васильєв 11.10.2025 14:53
- Як грантрайтинг змінює жіноче підприємництво в Україні і чому цьому варто вчитись Олександра Смілянець 11.10.2025 09:57
- Мовчання – не золото. Як правильна комунікація може врятувати репутацію у кризу Вікторія Мартинюк 09.10.2025 16:58
- Як зрозуміти, чи ваш ІТ-продукт росте правильно: ключові метрики, які бачать інвестори Анна Одринська 09.10.2025 15:50
- Працюй на ОПК без військового квитка – Рада ухвалила закон про тимчасове бронювання Галина Янченко 09.10.2025 15:43
- Помилки у фінансовій звітності: погляд аудитора 208
- Роздуми щодо законопроєкту № 13628 118
- Як скасувати незаконний розшук ТЦК через суд: алгоритм дій та приклади рішень 118
- Чому Україні потрібні іноземні працівники: виклики ринку праці та стратегії бізнесу 90
- Як власникам бізнесу оптимізувати податки та мінімізувати штрафи у період війни в Україні 76
-
Як зрозуміти, що час змінювати роботу – і не зробити фатальну помилку
Життя 12485
-
"Багаж – це не право людини". У WizzAir виступили проти скасування плати за ручну поклажу
Бізнес 11161
-
Чи має значення вік у коханні: результати опитування серед українців
Життя 9582
-
Найдорожчі стартапи у світі, створені українцями: 10 історій успіху
Життя 3111
-
"Санкції штовхають в обійми". Росія стала основним постачальником лігроїну до Венесуели
Бізнес 2011