Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
22.03.2018 12:48

«Умные вещи» как источник повышенной опасности

К.ю.н., доцент кафедри цивільного права Національного університету «Одеська юридична академія»

Сегодня сложно найти человека, не владеющего хотя бы одной «умной» вещью – хотя бы тем же смартфоном. И количество «умных» вещей в нашем окружении непрестанно растет, все большее распространение приобретают умные дома, умные машины, умные города. Тем не ме

Сегодня сложно найти человека, не владеющего хотя бы одной «умной» вещью – хотя бы тем же смартфоном. И количество «умных» вещей в нашем окружении непрестанно растет, все большее распространение приобретают умные дома, умные машины, умные города. Тем не менее, несмотря на распространенность «умных» вещей, не все задумываются об их сути, не все знают об отличиях «умных» вещей между собой, об особенностях их правового режима.

Все «умные» вещи являются составляющими элементами понятия «Интернет вещей», получающего все большую известность в последнее время. Под Интернетом вещей сегодня понимает концепция коммуникационной сети физических или виртуальных объектов ("вещей"), которые имеют технологии для взаимодействия между собой и с окружающей средой, а также могут производить определенные действия без вмешательства человека.

Интернет вещей является сложным и многокомпонентным понятием. Сегодня выделяют разные уровни Интернета вещей, всего условно различают четыре уровня:

1) первый уровень связан с идентификацией каждого объекта (радиочастотная идентификация, то есть метки RFID);

2) второй уровень связан с сервисом по обслуживанию потребностей потребителя (можно рассматривать как сеть собственных "вещей", например - "умный дом");

3) третий уровень связан с урбанизацией городской жизни, то есть это концепция "умного города", взаимодействие в локальных масштабах;

4) четвертый уровень - сенсорная планета (позволяет перемещение между государствами и осуществление платежей лишь с помощью встроенных чипів и сенсорных карт).

Более распространенным и практически устоявшимся является подход, в соответствии с которым Интернет вещей разделяется на потребительский (бытовой) и промышленный. В основу такого деления кладется задача, на решение которой сориентированы технологии ІоТ :

- потребительский ІоТ касается решения персональных задач, когда технологии IoT связывают вещи и объекты, ориентируясь на частные потребности физического лица, предлагая качественное решение его личных целей;

- промышленный ІоТ касается решения групповых задач, когда технологии IoT связывают вещи и объекты, ориентируясь на деловые или социальные потребности группы лиц, предлагая качественное решение общих и/или совместимых целей.

Каждый из этих сегментов, в свою очередь, включает разнообразные ниши или области применения ІоТ. В частности, в рамках сегмента потребительского Интернета вещей выделяют нательные устройства (wearables), умный дом (smart home), умную одежду, smart TV, умные девайси для животных и тому подобное. В рамках промышленного ІоТ выделяют умный транспорт (connected cars), беспилотный транспорт, умный город (smart city), страховую телематику (usage - based insurance), умные рабочие места, умные электросети (smart grid), умные заводы (smart factory, industrial internet, IIoT), точное земледелие (фермерское хозяйство), умные скважины (smart well), геолокационный маркетинг, в том числе бикони (англ. beacon - маленькие маячки, которые связываются с телефонами покупателей, которые находятся в радиусе до 50 метров от заведения с целью предоставления определенной информации об акциях, рекламы об этом заведении и тому подобное) и тому подобное.

Это лишь приблизительный перечень, кроме того, Интернет вещей может применяться в военной, финансовой, медицинской сфере, в сфере авиации, в сфере защиты окружающей среды, защиты лесных, водных ресурсов и тому подобное.

В соответствии с расширенным исследованием, проведенным Beecham Research (компания, которая занимается маркетинговым анализом и развитием ІоТ), секторы услуг, где используется ІоТ включают: ІТ и сети, которые разделяются на публичные и корпоративные прикладные группы (примеры устройств : серверы, коммутаторы, маршрутизаторы, хранилища); безопасность и охрана, которые охватывают оборудование для слежки и контроля (радары, беспилотники, оружие, самолеты, танки, истребители, боевые комплекты связи), общественную инфраструктуру (автомобили, дорожные рабочие, службы безопасности, пожарные, экологический мониторинг), аварийные службы (машины скорой, аварийной службы); розничная торговля, которая охватывает специализированные места, как АЗС, игровые клубы, боулинг и тому подобное, туризм и общественное питание, магазины (кассовые терминалы, бирки, торговые автоматы); транспорт, который включает неавтомобильный (ветряной, железнодорожный, морской), автомобильный (легковые, грузовые, строительная техника), транспортные системы (системы управления траффиком, навигация), распределения (трубопроводы, конвейеры, обработка металлов); промышленность, где ІоТ охватывает превращение, процессы, автоматизацию ресурсов; здравоохранение и наука о жизни (импланти, хирургическое оборудование, насосы, телемедицина); потребительский сектор и дом (цифровые камеры, энергосистемы, посудомойки, электронные книги, настольные компьютеры, стиральные машины, датчики, лампочки, телевизоры, MP3, игровые приставки, освещения, сигнализация); энергия (турбины, ветряки, генераторы, аккумуляторы, датчики и тому подобное); здание - коммерческие и промышленные (транспорт, пожарная безопасность, освещение, доступ, охрана).

Как видим, ІоТ охватывает очень разнообразные вещи из разнообразных сфер, все они не могут быть охвачены одним правовым режимом. Здесь должны действовать, в первую очередь, классические правила относительно классификации вещей, например, необходимо различать вещи, которые находятся в обороте и могут быть объектами права частной собственности, вещи с ограниченным оборотом и вещи изъятые из оборота. Хотя классические подходы к пониманию вещей и областей их применения немного меняются. Например, сегодня разрабатываются работы-насекомые, которые используются для выполнения опасного строительства, нахождения людей, которые выжили после катастроф, принятие участия в мониторинге изменений климата и погодных условий, для опыления растений, в военной деятельности. Очевидно, что в каждом случае нужно решать, чем по существу является такой робот - если он применяется как оружие, очевидно, он должен быть отнесен к вещам, ограниченным или даже изъятым из гражданского оборота. Или наноработы, которые используются в медицинской деятельности, - такие вещи должны изменить представление о правовых последствиях медицинских ошибок. Такого рода устройства следует относить к источникам повышенной опасности (наряду с беспилотным транспортом и некоторыми другими элементами Интернета вещей, наделенными искуственным интеллектом) и предусмотреть ответственность собственника за вред, нанесенный такими вещами.

Такой подход отвечает современной теории возложения вреда на собственника источника повышенной опасности даже при отсутствии его вины в причинении вреда. Так, на сегодняшний день, согласно ст. 1187 ГК Украины, источником повышенной опасности является деятельность, связанная с использованием, хранением или содержанием транспортных средств, механизмов и оборудования, использованием, хранением химических, радиоактивных, взрыво- и огнеопасных и других веществ, содержанием диких зверей, служебных собак и собак бойцовских пород и тому подобное, что создает повышенную опасность для лица, которое эту деятельность осуществляет, и других лиц. Вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещается лицом, которое на соответствующем правовом основании (право собственности, другое вещное право, договор подряда, аренды и тому подобное) владеет транспортным средством, механизмом, другим объектом, использование, хранение или содержание которого создает повышенную опасность.

Таким образом, в структуре Интернета вещей можно выделить некоторые «умные» вещи, которые по своей правовой природе относятся к источникам повышенной опасности. Собственники и иные законные владельцы таких вещей должны нести ответственность без вины за вред, причиненный такими объектами, поскольку в таких случаях владельцы должны следить за исправностью своих вещей, в том числе и за нормальным функционированием их программного обеспечения. С другой стороны, с учетом сложности функционала «умных» вещей справедливо было бы наделить их владельцев правом в случаях выявления ошибок, обусловленных программным обеспечением, в итоге приведших к причинению вреда, обращаться к производителю/разработчику программного обеспечения с регрессными требованиями. 

Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
Контакти
E-mail: [email protected]