Плохая игра - это плохая режиссура
Виктор Николаевич Муженко в присущей ему манере мужественно смотрел в глаза, что-то записывал (по всей видимости, «нарезал задачи») и активно кивал головой: мол, все жутко интересно, да-да-да. А дальше… А дальше включилась бюрократическая карусель: походы
«Посылатьлюдей на войну необученными – значит предавать их.»
Конфуций
Осенью 2015 года мы с Гиорги Каландадзе и АндреемИвановичем Тарановым были у Виктора Муженко. Таранов рекомендовал нас как командуспециалистов, в состав которой входят бывший начальник генштаба Грузии, люди,отвечавшие за оценку уровня подготовки военнослужащих, создание программподготовки резервистов и т.д. Таранов предлагал Муженко поработать с нами, каксо специалистами, которые помогут наладить систему подготовки военнослужащих. Будучиспециалистом очень высокого уровня, Андрей Иванович понимал, что системная индивидуальнаяподготовка личного состава является одним из важнейших условий успешногопротивостояния врагу. Без должного уровня подготовки, задачи выполнять будетпросто некому! Даже если задачи поставлены в рамках самого грамотного плана.
На тот момент мы сформировали командуспециалистов высокого уровня и много работали в зоне АТО. За год работы мыподготовили больше 2000 украинских военнослужащих: десантников, пограничников,артиллеристов, нацгвардейцев. Мы занимались индивидуальной подготовкой солдат,потому что это было критически важно для нашей армии на тот момент. Но, вместес тем, мы ясно понимали, что нужно заниматься не подготовкой отдельныхподразделений, а изменением всей системы. Потому что у ребят, которые попадалик нашим инструкторам (а это были представители далеко не худших подразделенийнашей армии), было все: мотивация, стремление, самоотдача. Все, кроме реальныхзнаний и навыков. Но самое страшное, что когда они возвращались к себе в части,то очень часто слышали: «Забывайте тут свое НАТО! Тут у нас украинская армия». Ипришли мы к Муженко, не просто с желанием изменить ситуацию, а с конкретнымипредложениями, как это сделать.
Виктор Николаевич Муженко в присущей емуманере мужественно смотрел в глаза, что-то записывал (по всей видимости,«нарезал задачи») и активно кивал головой: мол, все жутко интересно, да-да-да. Адальше… А дальше включилась бюрократическая карусель: походы по кабинетам,«очень интересно», «обязательно изучим», «перезвоним через неделю», - и тишина.
Когда стало понятно, что построениеэффективной системы индивидуальной подготовки военнослужащих в ВСУ никого неинтересует, Таранов порекомендовал нас руководству НГУ, которое высказалозаинтересованность в том, чтобы гвардейцы были действительно хорошо обучены – инас пригласили помочь. Так началось наше сотрудничество с Национальной гвардиейУкраины, которое длится уже год. И результаты которого видны уже сегодня, а не«потом и не сразу».
О необходимости изменений в системеподготовки военных мы с коллегами говорим уже 2 года. Говорим везде, на всехуровнях. Форумы, круглые столы, комитеты, встречи в высоких кабинетах, интервьюпрессе – мы используем любую возможность. Потому что подход, который естьсейчас, рискует обернуться катастрофой для страны. Потому что отправлятьнеобученных людей на войну – значит предавать их.
В Украину 2,5 года ездят иностранныеинструкторы – и дальше, чем подготовка подразделения, их не пускают. За 2,5года воюющая армия так и не начала готовить собственных инструкторов – то линикак не поймут, зачем, то ли верят, что иностранцы будут сюда ездитьбесконечно.
За полгода нам совместно с командованиемНацгвардии удалось полностью поменять программу индивидуальной подготовкигвардейцев. Создан институт инструкторов (которого в ВСУ нет еще и близко),введены новые программы подготовки подразделений, разработан и внедрен единыйКМБ, выработана новая процедура его прохождения. Начала работу школа сержантов,готовящая таких сержантов, какими их принято видеть в армиях стран НАТО – в ВСУоб этом пока только говорят. Распоряжением командующего Национальной гвардииУкраины генерал-лейтенанта Юрия Аллерова была создана контрольная комиссия,которая проводит оценку боеготовности подразделений.
Все это - системные изменения, которыеделают НГУ лучше уже сейчас, а не «когда-то». Все это – без посторонней помощи,без дополнительных вложений. От слова «совсем». Ни иностранных доноров, нидополнительных средств из бюджета, ничего. Только голый энтузиазм Центраподготовки «PATRIOT»и решимость командующего Нацгвардии.Просто потому, что есть понимание необходимости этих изменений. Интересовалсякто-то этим опытом? Да. CUBIC интересовались (и высоко оценили),партнеры из Офиса связи НАТО интересовались (и были приятно удивлены),интересовались журналисты (за что им отдельное спасибо) – но только не те, комудействительно следовало бы.
Потому, когда читаешь о том, что НачальникГенерального Штаба внезапно узрел, что солдат, оказывается, плохо готовят вучебках, и собирается что-то там предпринимать по этому поводу, возникаетвопрос: а чем он раньше занимался? Ему что, никто не говорил о том, чтопроисходит? Поддержание армии в боеспособном состояние – это основная задачаНГШ. И, согласитесь, без надлежащего уровня подготовки эту боеспособность необеспечить. Это что получается, Муженко расписывается в том, что 2,5 года войныон боеготовность армии не обеспечивал? То есть 2,5 года пацанов отправлялипросто на убой?
О каком поиске виноватых может идти речь? Bad acting is bad directing. Точка. Если ВСЯ система не работает –значит ответственность лежит на том, кто эту систему возглавляет. И претензии,в первую очередь, надо предъявлять не руководителям учебок, а тем, кто долженобеспечивать процесс.
Но самое главное: для чего изобретатьвелосипед? Зачем «нарезать задачи», придумывать какие-то новые модули ивнедрять экспериментальные системы, если есть уже опробованные и работающие? Причем опробованные не где-то – а непосредственно в наших украинских реалиях! Вотэто непонятно категорически.
Неприятно, на самом деле, вот что: пока втылу будут устраивать показательные порки, разрабатывать какие-то новые планы,проводить конкурсный отбор в контрольные комиссии и т.д. – на «передок» так ибудут отправлять необученных пацанов. А отправлять на войну необученных людей…Окончание вы знаете.
- 14 лютого – День книгодарування: подаруйте книжки своїм бібліотекам Віктор Круглов 12:28
- Искусство заключать сделки... с дьяволом Володимир Стус 02:55
- "No clear vision, no future". Без чёткого видения – у Украины нет будущего Вільям Задорський вчора о 15:21
- Податки для українських біженців у Європі: реальність, ризики та можливості Дмитро Зенкін 11.02.2025 17:48
- Інвестиції в українську нерухомість: можливості та виклики Сергій Дзіс 11.02.2025 17:35
- Відшкодування шкоди від терористичних актів: чи реально отримати компенсацію від держави? Світлана Приймак 11.02.2025 15:34
- Самотність, яка нищить Людмила Євсєєнко 11.02.2025 14:17
- На що насправді здатен ретинол Вікторія Жоль 11.02.2025 11:26
- Хто повинен платити за судову експертизу у сфері інтелектуальної власності? Сергій Барбашин 11.02.2025 11:18
- Бізнес-ризики та кризові ситуації – 2025: виклики, загрози і стратегії виживання Ігор Шевцов 11.02.2025 11:13
- Як ринок програмних фіскалізаторів змінює економіку України Андрій Сухов 10.02.2025 14:51
- Принцип "легітимних очікувань": зміст та застосування в судовій практиці України Леся Дубчак 10.02.2025 14:50
- Як інфляція змінює вартість електроенергії та газу у світі: аналітика та перспективи Ростислав Никітенко 10.02.2025 10:42
- Як залишатися мотивованим, коли все йде не так? Катерина Мілютенко 10.02.2025 03:06
- Обзор изменений в налоговом законодательстве для ФЛП с 2025 года Віра Тарасенко 09.02.2025 21:40
-
США передали Україні проєкт угоди про корисні копалини – Зеленський
Бізнес 2515
-
Індія відмовляється приймати нафту від підсанкційного російського виробника
Бізнес 2111
-
Сова Дуолінго померла – чому та що кажуть у соцмережах
Життя 1986
-
"Обіцянки Путіна – це нуль. А в Трампа немає плану". Інтерв'ю Зеленського – за хвилину
1738
-
Інше молоко з експортним потенціалом. Чому в Україні дедалі більше молока А2
Бізнес 1570