Украинская псевдореформа
Когда я читаю восторженные анализы об улучшении бизнес-среды в Украине, я задаюсь вопросом, ничего ли я не упускаю.
Видимо, аналитики правы. В конце концов, гривна укрепляется в то время, когда большинство развивающихся рынков страдают от перспективы ужесточения монетарной политики США, которая ослабляет спрос на их активы.
Financial Times сообщила, что в апреле иностранные инвесторы купили всего лишь $300 млн облигаций развивающихся рынков против $39 млрд, которые были потрачены в первом квартале этого года. Тем не менее Украина, похоже, кое-как избегает этой турбулентности.
Должен признаться, что мне с трудом удается увязывать вышеизложенный позитив с мнением моих собеседников - руководителей компаний или просто бизнесменов, работающих в Украине. Их представление, кажется, резко контрастирует с такими выводами наблюдателей со стороны.
Один из производителей алкоголя недавно рассказал мне, что черный рынок в его отрасли достиг 70% от общего объема продаж, а политика правительства просто добавляет масла в огонь. От представителей сектора пищевой промышленности я слышу, что правительство полностью игнорирует призывы к сокращению вопиющих серых импортных товаров. И достаточно просто посетить местный супермаркет, чтобы увидеть, как демократически иностранную интеллектуальную собственность используют местные производители, копируя тот или иной бренд.
Как человек, который занимается разрешением спором, я понимаю, что объективность информации из разговоров, на которые ссылаюсь, может страдать от предубеждений. Однако, когда вижу, что значительные препятствия, с которыми сталкивается бизнес, легко разрешимы с помощью разумной политики, чувствую, что устранить их мешает что-то гораздо более серьезное, нежели «отсутствие политической воли». Я бы вообще сказал, что в Украине присутствует изобилие политической воли, просто не в том направлении.
Одна из реальных иллюстраций, которая заставляет меня сомневаться в искренности политической воли правительства, - это ситуация со специальным антикоррупционным прокурором. Назар Холодницкий не кажется мне человеком, обременённым мощным стремлением искоренить коррупцию. Или же я ошибаюсь и он действительно обязан играть в длинную, мастерски притворяясь коррумпированным чиновником, чтобы его визави потеряли бдительность.
Возможно, именно поэтому, после появления аудиозаписей, раскрывающих Холодницкого, готовившегося препятствовать правосудию от имени подозреваемых в коррупционных делах, абсолютно ничего не произошло. Представляете, если бы специальный прокурор США Роберт Мюллер был записан, рассказывая Полу Манафорту, бывшему советнику президента США Дональда Трампа и экс-президента Украины Виктора Януковича, что ему не нужно беспокоиться о криминальном производстве в отношении него, т.к. «всё под контролем»? Какими были бы его шансы остаться свободным человеком, не говоря уже о том, чтобы сохранится в качестве специального прокурора США?
Всякий раз, когда в Украине происходит что-то достаточно компрометирующее в отношении публичного человека, складывается впечатление, что для общественности этот вопрос в принципе не существует. Затем человек, оказавшийся в центре скандала, освобождается от ответственности и идет на повышение. Исходя из этой логики, я ожидаю новостей о повышении Холодницкого.
Дисфункциональность принятия решений в Украине можно объяснить и на другом примере - экономическом. Например, должен ли быть предусмотрен щедрый тариф для производства солнечной энергии?
Звучит, как правильная идея, ведь солнечная энергия - это чистая энергия.
Но разве солнечная энергия намного дороже, чем энергия, получаемая из газа, и разве Украина не может позволить себе платить за потребляемую ею энергию столько, сколько она реально стоит?
И не было бы, например, разумнее использовать такие "зеленые тарифы" для решения кризиса Украины в сфере управления бытовыми отходами. То есть, вопрос в том, почему солнечная энергия является государственным приоритетом, а отходы - нет?
Полагаю, что это происходит из-за окупаемости проектов по солнечной энергии, где строительство и создание немедленного свободного денежного потока денег для финансирования избирательных кампаний 2019 года занимает 1 год, а – для сравнения – строительство проектов по отходам – 3-5 лет.
Тем не менее никто не может отрицать, что экономика Украины развивается, бизнес-ассоциации в предвкушении новых прибылей, а гривна усиливается. Именно поэтому страна восстанавливается, – несмотря на её руководство, а не благодаря ему.
Украина получила внешнее финансирование в размере около 28 миллиардов долларов от Европейского Союза, Международного валютного фонда, Европейского инвестиционного банка, Европейского банка реконструкции и развития, Международного банка реконструкции и развития и рынка еврооблигаций. Дополнительно, в страну зашли гранты в размере более 1 млрд долл. США. Если учесть, что украинская экономика в 2017-м году произвела всего на 21 млрд долларов больше продукции, чем во время её дна после Евромайдана в 2015-м, следует задаться вопросом, насколько грамотно эти средства расходуют и какова будет ситуация без них.
Внезапно украинский парадокс лидерства в области экономического развития начинает иметь смысл: 28 миллиардов долларов позволяют скрыть всевозможные грехи.
- Фінансова свобода: що ми насправді вкладаємо у це поняття? Олександр Скнар 14:34
- Нова ера на енергетичних ринках: кінець диктатури цін Ксенія Оринчак вчора о 16:49
- Український бізнес на Близькому Сході: культура, право і підводні камені Олена Широкова вчора о 16:12
- Замість реформи – репертуар. Замість дій – кастинг на премʼєра Дана Ярова вчора о 15:54
- Преюдиційне значення рішення МКАС при ТПП України для інших спорів: правовий аналіз Валентина Слободинска вчора о 14:47
- Чому бізнес-коучинг стає все більш затребуваним? Олександр Скнар вчора о 14:27
- Негаторний чи віндикаційний позов: який спосіб захисту обрати у земельному спорі? Андрій Лотиш вчора о 14:03
- З житлом і роботою: як змінюється філософія проєкту "Прихисток" Галина Янченко вчора о 13:59
- 5 найтиповіших помилок при впровадженні електронного документообігу Олександр Вернигора вчора о 12:47
- Енергоринок України 2025, коли прийдуть європейські трейдери Ростислав Никітенко 07.07.2025 21:07
- 2025-й: нові провали без нових прізвищ Дана Ярова 07.07.2025 18:49
- Справи про міжнародне викрадення дітей в світлі практики Верховного Суду Леся Дубчак 07.07.2025 18:09
- Мідь – новий барометр глобальних трансформацій Ксенія Оринчак 07.07.2025 15:29
- Договір про рекламні послуги: наслідки порушень у судовій практиці Сергій Барбашин 07.07.2025 11:19
- Медіація у бізнесі: чи готові українські компанії до альтернативних рішень? Катерина Присяжнюк 07.07.2025 11:09
- Готують підвищення тарифів для населення 705
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 414
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 179
- Військово-економічна пастка: чому зламався бум РФ 138
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? 127
-
10 липня зійде Оленяча повня: о котрій її спостерігати
Життя 17051
-
Психологія мільярдерів: чому вони купують наддорогі речі і навіщо їм це
Життя 9618
-
Кава може на 20-30% знизити ризик діабету другого типу – дослідження
Життя 6425
-
"Він просто зник": усе, що потрібно знати про гостинг – пояснює психологиня Ірина Шеньє
Життя 3948
-
"2000 метрів до Андріївки" Мстислава Чернова вийде вже в серпні – міжнародний трейлер
Життя 2914