Буллинг так просто не излечить!
или как Верховная Рада спасала детей от травли (и что из этого вышло)
18 декабря парламент помпезно принял важный закон о противодействии буллингу. Принял с осознанием исключительной миссии единого органа законодательной власти страны. Нарушив попутно Конституцию и подрубив под корень теоретические «столпы» правовой науки.
В юриспруденции есть такое понятие как деликтоспособность. По-простому - это пребывание в определенном возрасте, трезвом уме и доброй памяти. Смысл этого понятия состоит в том, что лицо должно осознавать свои действия и, соответственно, иметь возможность нести за них ответственность.
Такая ответственность обычно наступает с 18 лет. За некоторые проступки – с 16. За некоторые уголовные правонарушения – с 14. По новому закону административная ответственность за буллинг будет наступать с … рождения. Вероятно, теперь придется переписать все учебники по теории государства и права. Так и будем учить наших детей. Что ответственность за убийство наступает с 14 лет, а за буллинг – с самого роддома.
Теперь немного про Конституцию. Ее 61-я статья гласит, что ответственность носит индивидуальный характер. По новому же закону ответственность за действия ребенка в возрасте до 16 лет (то есть, фактически за все проявления буллинга) будут нести родители. В том числе и исправительными работами.
Нет, с этической точки зрения в этом есть смысл. И смысл этот нашел свое отражение в статье 184 Кодекса об административных правонарушениях. В ней говорится, что ответственность родителей наступает за бездействие. А именно – за невыполнение своих родительских обязанностей, которое привело к плохим последствиям. Плохие последствия – это совершение ребенком административного проступка или преступления.
То есть, заставить отвечать за невыполнение обязанностей – нормально. И родителей, и педсостав (например, что не предотвратили, не уберегли и т.д.). А за чужие действия – недопустимо. Это противоречит статье 61 Основного закона. История помнит времена, когда родители отвечали за действия детей, а дети – за поступки родителей. Но тогда был Сталин с его «репрессивной целесообразностью». Сейчас мы как будто провозглашаем немного другие принципы.
На фоне этого «законотворческого безумия» размытые и противоречивые формулировки самого закона выглядят как детская шалость. Но рассмотрим ее тоже. Мало ли – полицейским же придется каким-то образом толковать эти положения, протоколы составлять разные, заставлять несчастных родителей идти на исправительные работы.
Итак, что же такое буллинг с точки зрения нашего парламента?
Во-первых, это «деяния участников образовательного процесса». Кто же кроется за этой формулировкой ("участники...")? По закону об образовании это соискатели образования (попросту ученики), педагогические работники, родители учеников и куча других лиц.
Во-вторых, эти деяния «состоят в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии». Начну с конца. WTF??? Сексуальное насилие – это буллинг? Это теперь можно любое изнасилование переквалифицировать в буллинг? А «экономическое насилие», это что? Я могу понять власть имущих, свободно оперирующих этим интересным термином.
Но одно дело - например, установить неподъемные тарифы на коммунальные услуги (настоящее экономическое насилие) и совсем другое – попытаться привязать это к детскому буллингу. Я не могу себе представить полицейского, который бы смог привлечь школьника к ответственности за «экономическое насилие» (вообще странно, что «политического насилия» не дописали). Да еще и над учителем. Впрочем, почему бы и нет - пришел с Х-айфоном в школу и все - считай уже "экономически изнасиловал" преподавателя :)
В-третьих, эти самые «насилия» должны осуществляться в отношении малолетнего (несовершеннолетнего) лица А РАВНО (вот сейчас особенно интересно!) таким (малолетним) лицом в отношении других участников образовательного процесса. Малолетними у нас считаются все дети до 14 лет, если что.
Невероятно! Если вдруг ребенок решил забуллить родителя другого ребенка (он тоже участник образовательного процесса, помним), то ничего у него не выйдет, ибо этот родитель – под надежной защитой и охраной.
Я пытаюсь использовать такой новейший формат изложения правовых норм («я ем чтобы жить, а равно я живу чтобы есть») в других законах. Что получается? Интересно. Ну вот например, «изнасилование рецидивистом беременной женщины, А РАВНО изнасилование беременной женщиной рецидивиста». Не совсем одно и то же получается. Так не пишутся правовые нормы. Или пишутся, но лишь в нашем парламенте ;)
В целом я не оправдываю этого явления. Но доставать самурайский меч и махать им крест-накрест -- это явно не способ достать заусенец из-под ногтя. Поэтому, если законопроект все-таки станет законом (Президент его еще не подписал), то полагаю – ему прямая дорога в Конституционный Суд, а затем – в «рукотворный музей парламентского невежества».
P.S. Я готовил материал, исходя из того текста законопроекта, который опубликован на сайте Верховной Рады. Но я допускаю, что текст принятого проекта может отличаться от «официального». Тот факт, что депутаты мухлевали с поправками, подтасовывали и изменяли их вопреки требованиям Регламента, неоспорим. Если нужно, это можно даже доказать :)
- Готують підвищення тарифів для населення Андрій Павловський вчора о 22:05
- Поки ППО в дорозі – шахед вже у вікні Дана Ярова вчора о 19:14
- Тренди корпоративної міграції у 2025 році: чому підприємці обирають Кіпр, ОАЕ та Естонію Дарина Халатьян вчора о 13:10
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини Леся Дубчак вчора о 12:49
- Без компромісів: яка методика стала золотим стандартом омолодження обличчя у світі? Дмитро Березовський вчора о 12:19
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина 03.07.2025 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська 03.07.2025 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 643
- Готують підвищення тарифів для населення 365
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 318
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 317
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася 214
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 12798
-
Культовий фільм "Диявол носить Прада" повертається: усе, що відомо про продовження
Життя 8369
-
Конкуренція за міни. Чи зможуть українські інженери перемогти хорватів та німців
Бізнес 8258
-
"Шахедів" побільшає. Як змінились російські удари дронами та як Україна може зупинити їх
6609
-
Ціна свободи. Cкільки і чим доводиться платити українцям, щоб виїхати з російської окупації
5378