Яко мы прощаем должникам нашим
кредиты
Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Читайте такожЯк пов’язані Індекс Борщу та нове меню "МакДональдз""Конкуренція неймовірна". Співзасновник мережі офтальмологічних клінік про стан ринкуВідновлення кількості малих підприємств уповільнюється. Можливості фінансування зростаютьДавал три бала ежегодно
И промотался наконец.
Александр Пушкин. «Евгений Онегин»
Мой семилетний сын недавно попросил объяснить ему, почему у нас в стране кризис. При подобных его вопросах я уже не закашливаюсь, как раньше, когда он только начал спрашивать такие вещи, а просто пытаюсь найти простые слова для того, чтобы он понял. Самыми простым оказался такой ответ: «Люди потратили больше денег, чем заработали».
Да. Я хочу поговорить о долгах. Тема кредитов — по сути, тех же долгов — слишком на слуху в последнее время. Я не экономист, однако приходилось, как, наверняка, практически всем, и одалживать деньги, и брать в долг тоже.
Давайте разложим механизм кредитования на простые составляющие. Человеку чего-то очень хочется, а денег у него нет или не хватает. Тогда данный индивидуум идет к условному Васе Пупкину (или в условный «ЗадолБанк») и просит одолжить ему недостающее. Пупкин или банк иногда одалживают. Человек бежит в магазин (агентство недвижимости, автосалон, турагентство) и наслаждается приобретением. Следовательно: человек ради немедленного обладания чем-либо согласился залезть в долги, заплатить не сегодняшнюю цену, а дороже, и все это сделал абсолютно сознательно. Так? Я нигде не ошибся?
Хорошо. Тогда перейдем к следующему пункту. Должен ли взрослый человек (а малышам в памперсах кредитов не дают) отдавать себе отчет, что завтра его могут уволить, его бизнес (если он предприниматель) — это в любом случае набор рисков, а значит, он может прогореть, да и вообще: на землю может упасть метеорит и оставить от него кучу молекул. Банк, например, это учитывает — вам не дадут кредит на машину, если вы не оформите совсем недешевое полное страхование КАСКО. Почему не учитывали это многие люди — мне совсем непонятно.
Древние греки, если отец семейства не мог расплатиться по долгам, не только сами попадали в рабство, в рабстве оказывались вся семья и прислуга. Римские кредиторы имели право разрубить своего несостоятельного должника на части. Ветхий завет, правда, описывает необходимость прощать долги всем евреям каждые семь лет, а всем остальным — каждые пятьдесят, но это, скорее, приятное исключение. Словосочетание «долговая яма» еще совсем недавно была не образным выражением, а вполне конкретной дыркой в земле.
Давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Это вы одолжили кому-нибудь деньги. Вам их не возвращают. Будете ли вы обрадованы? Нет. Поэтому любой человек, вложив деньги в частный (это важно!) кредитный союз или сообщество, положив деньги в банк, имеет полнейшее право с помощью любых доступных средств вплоть до древнеримского четвертования (утрировать так утрировать!) требовать от них возврата в оговоренные сроки и с оговоренными процентами.
Большинство одесских водителей-дальнобойщиков работают не на дядю, а являются частными предпринимателями, то есть, ведут свой бизнес. Их бизнес сейчас переживает спад, как и многое другое. Но почему эти люди ведут себя не как прогоревшие неудачники, а как нахальные владельцы жизни, мне не очень понятно. По-моему, они должны униженно стоять под дверями банков, которые пошли навстречу и (да, под проценты, — это смысл любого банка) одолжили им деньги, с просьбой предоставить отсрочку или хотя бы скостить немного процентов. Вместо этого они перекрывают стратегическую трассу Одесса-Киев, пикетируют обладминистрацию, требуя (слышите, не прося, а требуя), чтобы их защитили от страшной процедуры возврата долгов.
Долги надо платить. Рано или поздно, но всегда. И мне лично гораздо больше понятны потерявшие свои деньги жертвы кредитных обществ, чем люди, которые взяли на себя долговые обязательства и не соблюдающие их.
© Для газеты "Вечерний город. Одесса". 27.03.2009
- Кому дадут отсрочку: новые правила для многодетных отцов и не только Віра Тарасенко вчора о 23:41
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк вчора о 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська вчора о 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак вчора о 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко вчора о 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер вчора о 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак 19.05.2025 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич 19.05.2025 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко 19.05.2025 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 10578
-
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
9505
-
Зумери поступово відмовляються від навички, яка супроводжувала людство протягом 5500 років
Життя 6022
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
5355
-
ЄС уперше ввів санкції проти Росії за застосування хімічної зброї в Україні
Бізнес 3936