Заробитчане в ЕС: станут ли украинцы вторыми polish builders
Трудовая миграция стала бичом для Украины, особенно ярко проявившемся в последние два года. После запуска безвизового режима, волна мигрантов из Украины поехала в европейские страны нелегально и полулегально, наводнив трудовой рынок некоторых стран ЕС.
По меньшей мере, 2,5 миллиона украинцев сегодня работают за границей. Это 6% от общего населения нашей страны. Или седьмая часть всех экономически активных граждан.
Трансферты трудовых мигрантов в Украину составляют порядка 5,5 миллиардов долларов в год, что сопоставимо с суммами кредитов от международных доноров. Однако тенденция несет в себя серьезный негатив, с которым уже столкнулись другие относительно небогатые страны.
Например, не так давно в похожей ситуации оказалась Польша. Там индексы трудовой миграции ставили рекорды из года в год. Поляки активно ехали работать в Германию, Францию и Великобританию.
Как в России есть явление "молдавские строители", а у нас — "понаехали", точно так же англичане стали употреблять словосочетание "Polish Builder". Например, половина шуток в одном из эпизодов популярной автомобильной передачи BBC "Top Gear" была построена именно на теме польских рабочих.
В итоге наш западный сосед оказался в стесненном положении. Трудовые ресурсы сократились, количество потенциальных наемных работников упало. Бизнесу стало некуда развиваться, ведь пропал необходимый кадровый ресурс.
Все это на фоне стремительного старения населения. К 2017 году аналитики предсказывали Польше судьбу Греции, где национальная экономика в какой-то момент практически остановилась.
Но произошло событие, которое можно назвать вторым "польским чудом". С 2015 года в Польшу массово поехали рабочие из Украины. Наши соотечественники радо заполнили места с зарплатами по 800-1200 евро.
Даже в Bloomberg вышел материал с недвусмысленным заголовкам "Poland Can’t Get Enough of Ukrainian Migrants" ("Польше не хватает украинских мигрантов").
Причем наших людей можно понять. За период 2014-2015 года экономика Украины ощутимо просела, а реальная инфляция в 2015 году составляла около 43%.
Многие промышленные предприятия вовсе перестали выплачивать зарплаты своим сотрудникам. Прокормить же семью из четырех человек на 150-200 евро в месяц — практически невыполнимая задача даже для небольшого города.
В итоге люди массово поехали на заработки. Цены на продукты питания в Польше плюс-минус равны киевским. Рабочие общежития и недорогие меблированные комнаты вполне сносные.
Таким образом, получая на руки 1000 евро, человек может 550-600 евро отравлять домой для семьи.
Что же это означает для Украины? Уже сейчас в Западной Украине сложно найти квалифицированный рабочий персонал. И эта тенденция только лишь усиливается, поскольку с каждым месяцем все больше и больше людей переезжает работать и жить за границу.
А теперь давайте попробуем монетизировать потери, которые понесла наша страна с отъездом на заработки одного специалиста.
Предположим опытный химик-технолог уехал работать на польскую фабрику. Для того чтобы он получил свои знания и опыт, многие годы Украина вкладывала деньги в его подготовку.
Сначала она учила его 11 лет в школе. Затем 6 лет в институте. Дальше человек получал необходимый опыт на производстве, что заняло еще 10 лет.
И вот перед нами стоит профессионал, настоящий мастер своего дела. Который может не только следить за процессами, а менять, перезапускать и улучшать цикл. Но вместо работы в Украине он пускается во все тяжкие и едет в Польшу.
Не вложив ни цента в его подготовку, Польша получает высококлассного и дорогого специалиста. Ведь аналогичный по своему уровню знаний поляк уже давно уехал работать в Германию за 5 тысяч евро в месяц.
А пригласить на завод специалиста из Англии стоит вообще 10 тысяч ежемесячно. Инвесторы готовы вкладывать деньги и расширять производства. Но в стране критически не хватает рабочей силы. И тут появляется человек, который не просто готов, а счастлив работать за 1000 евро в месяц. Разве это не победа?
Конечно, не все, кто уехал – это химики с высшим образованием. Но сварщика или электрика тоже проучили 9 лет в школе, 3 года в техникуме, после чего он еще, как минимум, 5 лет а то и больше, набирал опыт.
При этом его польский коллега работает в Шотландии за 3 тысячи фунтов, а наш поедет в Познань за 800 евро.
Если в цене товара 15% составляют затраты на рабочую силу, а рабочий присылает домой чуть больше половины своих денег, то это означает, что всего лишь 8% от произведенного им продукта вернется в Украину. А 92% останется в Польше.
И дальше непонятно, за счет чего мы будем поддерживать экономику и наполнять бюджет. Особенно, если учесть, что именно налог на доходы физических лиц является на сегодня одной из главных доходных статей бюджета Украины.
Так, в 2018 году ожидается, что поступления от него составят порядка 225,7 млрд грн или более 20% от общих поступлений.
Кто профинансирует выплату пенсий и строительство автобанов, станет спонсором медицинской и образовательной реформ? Пока этот вопрос остается риторическим. Но тенденцию можно переломить, для чего требуется комплексный подход сразу в нескольких сферах.
Во-первых, нужно запускать либерализацию процедур регистрации бизнеса.
Одновременно необходимо принять адекватное налоговое законодательство с реальными стимулами к его исполнению. По многочисленным оценкам, в тени находится не менее 40% экономики. Представляется вполне реальным пересмотреть налоговую ставку, сократив в итоге уровень теневой экономики хотя бы до 20-25% на первоначальном этапе, а налог на прибыль заменить налогом на выведенный капитал.
Бизнес в итоге станет платить налоги в большем объеме, потому что это будет безопаснее и выгоднее чем оптимизировать их, а "белые" деньги всегда нужны.
Все это даст отличный маячок для инвесторов, которые буду заходить в Украину, как на производственную площадку для ЕС. Каждое новое рабочее место в промышленности создаст около 5 мест в смежных отраслях, и до 20 мест, включая сферу обслуживания.
Также мы часто говорим о развитии малого бизнеса и его механизмах. Но забываем о том, что самый лучший механизм — это наличие спроса. В итоге экономика нашей страны будет оживать. Показывая не предполагаемые 3% роста ВВП, а увеличиваясь двузначными индексами.
В таком случае вопросы трудовой миграции станут неактуальны. Ведь большинство украинцев скорее будут работать за 800 евро дома, чем согласятся уехать на такую же зарплату за границу.
Очень часто проблема и ее решение не лежат в одной плоскости. Так, трудовых мигрантов нельзя заставить остаться в Украине одними только призывами или уговорами.
Но всего пара реальных шагов, сделанных сегодня, будут способны поменять все экономику нашей страны уже завтра.Источник: https://biz.censor.net.ua/m3033617
- Gaming в Онтаріо, або як Операторам успішно отримати ліцензію Ольга Ярмолюк 17:48
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак вчора о 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич вчора о 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко вчора о 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 9972
-
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
9057
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
3650
-
Власник вареничних "Балувана Галя" знову судитиметься із мережею "Галя Балувана"
Бізнес 3526
-
Експорт оборонних технологій: Україна має жорстко захищати свої розробки
Думка 3269