Запустить детские сады: миссия (не)выполнима
Формат "рекомендаций" для запуска детских садов как способ снятия ответственности и перекладки рисков с больной головы на здоровую
Детские сады – это пересечение двух глобальных жизненных сфер: образования и медицины. Именно они особенно изменились в условиях карантина, и последствия этого мы будем расхлебывать еще долго.
Конечно, для работающих родителей вопрос «куда девать малышей» был чуть ли не основной головной болью эти два месяца. Ведь школьников, пусть с оговорками, но можно хоть на пару часов дома оставить – а с трехлетним как? И приятно, что открывают именно садики.
Но меня интересует вопрос как именно будет происходить открытие дошкольных учреждений, как они должны будут функционировать в новых условиях. Ведь главное для всех родителей даже не собственное «удобство» и возможность ходить на работу, а безопасность их детей!
О «рекомендациях»
На мой взгляд, основная проблема в самой форме единственного документа, которым должны руководствоваться заведующие, воспитатели и родители. И это – не «инструкция», не «регламент», не «указ»! Сегодня это всего лишь постановление Главного санитарного врача Украины об организации противоэпидемических мероприятий в дошкольных учебных заведениях, написанное в виде рекомендаций.
Почему вдруг такая «демократия» - объяснить легко. Четкий документ, обязательный к исполнению, подразумевает от государства полного обеспечения: организации и регламентации процессов, материальной подготовки и т. д.
Изменения в работе: что требует регламентации
На основании собственного опыта управления компанией могу утверждать, что любые изменения в работе предприятия должны базироваться на наличии четырех предпосылок.
1. Законодательно-правовая база или, в пределах организации, приказы по предприятию, обязательные к исполнению. Понятными словами: должен быть документ, определяющий, что конкретно нужно.
2. Человеческий ресурс. Это количество человек, обладающих навыками и знаниями для обеспечения того, что сказано в приказах. С ними оформляются новые документы с новыми должностными обязанностями и описанием ответственности. Понятными словами: кто должен выполнять требования пункта 1 и что им за это будет.
3. График внедрения изменений. Понятными словами: сколько нужно времени.
4. Бюджетирование и финансирование изменений. Понятными словами: сколько стоят изменения, где взять на это деньги и материальные ресурсы.
Поставьте себя на место заведующего коммунальным детским садом. Попробуйте представить, какие вопросы и как он должен решить в течение всего недели. Ведь 1 июня мы уже детей поведем!
Реалии
Пункт первый – законодательно-правовая база.
Заведующие не знают, что должны делать они и их подчиненные. Есть рекомендации, но как выполнить каждый из пунктов? Воспитатель, например, спросит – как организовать такой процесс как измерение температуры. Нужное дело? Да! Но градусники-то ртутные! Каждый ребенок – это 5 минут, это обработка градусника. Безопасный процесс измерения – это (в норме) отдельное помещение, куда запускают по одному. Делать это на улице? А если дождь? Предположим, заведующий скажет мерять температуру бесконтактным градусником. Значит, он должен прописать процедуру, очередность, время замера, расстояние, требования к квалификации измеряющего, формат отчета, инструкцию, как поступать с теми, кто не проходит по требованиям. Также заведующий обязан дать градусник, которым это можно сделать… И так далее.
Давая «рекомендации», МОЗ как бы говорит - вам никто ничего не должен, ни инструкций, ни градусника. А вот спросить с вас, если в садике вспышка коронавируса будет – это непременно.
Пункт второй – персонал.
Картинные условия работы очень отличаются от того, что написано в должностных инструкциях для сотрудников детских садов. Если мы хотим, чтобы требования пункта 1 (законодательно-правовая база) были хоть как-то выполнены, в должностные инструкции должны быть внесены изменения. Иначе персоналом станет невозможно управлять!
Например, заведующий, следуя духу и логике «рекомендаций», начнет требовать от воспитателя «обеспечения социальной дистанции между детьми». Воспитатель скажет, что это невозможно, об этом ни слова в его должностной инструкции и он не понимает, как это сделать, и он не подписывался под такой фантастикой. И он будет абсолютно прав! То есть, или заведующий будет вынужден отозвать свое требование, или каким-то образом регламентировать его, внеся изменения в трудовой договор, в должностные инструкции и т. д. отдельным приказом. Что будет дальше? Волна недовольств, уход в отпуск, увольнения. Потеря персонала на 5-10%.
Дальше. Средний возраст сотрудников детских садов 50+. Воспитатели часто моложе, а вот обслуживающий персонал – няни, повара, зачастую старше 60. А их, между прочим, вообще положено отстранить от работы, они в группе риска. Таким образом, мы теряем еще процентов 20 персонала. Вот только непонятно, кто готовить при этом будет детям.
Также за эти пару месяцев у некоторых сотрудников закончился срок действия справки о медосмотре. Продлить ее было невозможно – карантин же! Если они сегодня массово побегут сдавать анализы и по врачам – возникнут очереди, лаборатории будут перегружены, да и не все обследования за неделю можно провести. Мы же не хотим, чтобы медосмотр был формальным, мы же не хотим «липовых» справок, особенно сейчас? Если нет – то еще процентов 5 персонала, как минимум, «задержится с выходом».
Итог: если садикам ранее не хватало персонала, то сейчас вообще работать может оказаться некому.
Пункт третий – график.
Конкретных и обязательных к выполнению мероприятий в пункте 1 – нет. С людьми, главным ресурсом реализации мероприятий, – ясности нет, по причинам, описанным в пункте 2.
Можно попробовать выполнить хотя бы возможные «рекомендации», но как? Кто будет двигать кровати и мебель? Кто будет проводить бесконечные уборки? Заведующий? Воспитатели и няни? Простите, но время коммунистических субботников прошло! Поговорить с родителями, объяснить? Так они же даже войти в помещение садика не могут – карантин!
Но вы, заведующие – готовьте садики и запускайте детей 1 июня! Чтобы понять все это – не нужен особый опыт, достаточно здравого смысла. А в рекомендациях об этом – ни слова. Как в том анекдоте про ГАИшника: тебе дали палку и перекресток, крутись как хочешь.
Итог: третий пункт невыполним, как и предыдущие.
Пункт четыре - бюджетирование и финансирование.
Тут все просто. Денег нет, но вы держитесь.
Как раньше поступал заведующий в таких случаях? Правильно! Обращался к родителям! Вот только заставлять родителей покупать что-то, скидываться на дополнительные средства защиты, моющие, те же градусники – тоже нельзя. Нет таких законных рычагов у заведующего. И родителям это не понравится, и пойдут жалобы, «телеги» и т. д. Заведующего могут снять с должности, оштрафовать, уволить, отдать под суд. Так что, сам он должен все это покупать, со своей зарплаты? Оно ему надо?
Выводы
Вот мы с вами попробовали стать на место руководителей государственных детских садов и понять то, что они переживают сегодня. И речь не просто в «сочувствии», от которого никакой пользы. Мы должны четко понять, что в эти условия, в эти садики мы через неделю поведем наших детей! Вы – своих, а я – своих!
Да, мы понимаем, что сейчас все внимание медицине, больным, сдерживанию вируса. Но и о садиках забывать нельзя! Если все спустить на тормозах и предоставить садикам самим решать свои вопросы – мы должны быть готовы, что там будет или вспышка коронавируса, или нам придется продолжать держать детей дома!!
Сейчас мы все, и персонал садиков, и родители – ждем вменяемых распоряжений от столичного Департамента образования, молодежи и спорта. Больше их дать некому – МОЗ умыло руки. Надеюсь нас услышат.
- Невидимий азарт цифрового світу Михайло Зборовський вчора о 12:03
- Чому керівники перевантажені: ключові помилки делегування та як їх усунути Олександр Скнар вчора о 09:52
- Мікро-ритуали для підтримки команди: маленькі кроки великої стійкості Тетяна Кравченюк 17.11.2025 17:16
- Вихід власника з операційки: розділення стратегії та тактики для кратного росту маржі Олександр Висоцький 17.11.2025 15:06
- Арешт майна: коли держава заходить у двері бізнесу Анна Ігнатенко 17.11.2025 12:17
- Енергоконтракти осені 2025: як умови постачання стали фінансовим ризиком для бізнесу Ростислав Никітенко 17.11.2025 10:23
- Аннушка вже розлила масло: чому "Міндічгейт" – точка неповернення Дана Ярова 17.11.2025 00:47
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних Віталій Соловей 17.11.2025 00:10
- Повернення анонімності: покоління Z перетворює цифрову ідентичність Христина Кухарук 16.11.2025 17:53
- Як створити робочий простір, що знижує стрес і допомагає відновленню Олександр Скнар 14.11.2025 11:27
- Коли ви "засновник" фіктивного ТОВ, про яке навіть не чули: алгоритм дій Андрій Лотиш 14.11.2025 11:25
- Ринок грантів і фандрейзингу у 2026: конкуренція зростає, правила гри змінюються Олександра Смілянець 14.11.2025 11:18
- Відставка міністрів і санкції: чи це реальні дії чи театр для суспільства Дана Ярова 14.11.2025 10:00
- Чи можливо мобілізувати особу під час розгляду заяви на відстрочку? Віталій Соловей 13.11.2025 22:58
- Відстрочка від мобілізації для догляду за родичами: кого і за яких умов це стосується Віра Тарасенко 13.11.2025 22:25
- Після 40: як жінки обирають зрілих чоловіків, а не пристрасть і шоу 865
- Принцип суперпозиції: чи буде відновлено довіру між кандидатами та ВККС? 547
- Що означає новий статус у Резерв+ та коли він з’являється у військовозобов’язаних 263
- Чи можливо мобілізувати особу під час розгляду заяви на відстрочку? 201
- Відстрочка від мобілізації для догляду за родичами: кого і за яких умов це стосується 146
-
Операція "Мідас". Встановити походження доларів у пачках ФРС виявилося неможливим
Фінанси 43559
-
Україна може отримати близько 100 літаків Rafale. Як працює ця "пташка"
Технології 24973
-
Головний прапор України приспустили: що сталося
Життя 17599
-
Через збій Cloudflare перестали працювати X, ChatGPT і українські сайти
Технології 10213
-
"Ампутація або смерть". Три висновки The Economist про скандал, що загрожує Україні
4959
