Компенсация за рабство в России
В одном из интернет-дайджестов писали о рабстве нескольких десятков украинцев в России.
В одном из интернет-дайджестов писали о рабстве нескольких десятков украинцев в России. Безработные соотечественники откликаются на любое заманчивое предложение подзаработать за границей. В том числе и в соседней России. Жители одного из приграничных украинских городков обнаружили весьма «интересное» объявление – «Сезонная работа в России. Трёхразовое питание. Комфортное проживание. Зарплата – пять тысяч гривен». Желающих оказалось не мало. Вот только о характере этой «сезонной работы» судите сами. Вместо восьмичасового рабочего дня изнурительные работы в сельскохозяйственных угодьях российской глубинки. Причём под бдительным надзором «охраны» и без паспортов. Их отобрали по прибытии соотечественников. «Трёхразовое питание» оказалось миской вермишели раз в день. А «комфортное проживание» – содержанием в бараке с голыми досками вместо кроватей. Естественно обещанных пяти тысяч гривен украинские мигранты не получили. А некоторых украинцев вообще собирались перепродать. К счастью, нескольким смельчакам удалось бежать. Они даже, при помощи местных жителей, смогли вернуться в Украину, хоть и без паспортов. Кстати, если бы в Украине действовала система Единого демографического реестра и биометрических паспортов, украинцам не пришлось бы пробираться домой тайком. Даже при отсутствии паспортов на руках, их персональные данные можно было бы проверить на пограничном пункте через общую базу данных. Тем самым это бы ускорило процесс установления личности и спасения из рабства других соотечественников.
Данный прецедент наделал немало шуму. При содействии украинских и российских правоохранительных органов удалось освободить остальных пленников. Возбудили уголовное дело по отношению к российскому рабовладельцу. Вот только полную инициативу в проведении суда и следствия родная милиция передала российской стороне. Логика такова – «Если преступление произошло в России, значит и расследование должно проводиться там же».
Конечно же, ни слова о компенсации для пострадавших украинцев. Притом, что за несколько недель российского рабства и недоедания у некоторых обострились хронические заболевания. К нескольким, менее покорным соотечественникам, применялась физическая сила. Никто из вернувшихся так и не получил обратно свои паспорта, на восстановление которых нужно время и деньги.
Однако на каком основании пострадавшие украинцы могут требовать компенсации от российского гражданина, которого судят по российским законам? На основании международного и европейского права, в частности.
Радует то, что Украина является полноценным участником международно-правовых документов, юридическая сила которых действенна в подобных инцидентах. В соответствие с положениями Европейской конвенции против торговли людьми, каждая из стран-участниц должна обеспечить жертвам право на компенсацию от виновных лиц, в соответствие с нормами национального права. Каждая из стран-участниц должна принять законодательные меры, направленные на содействие жертвам в получении компенсации. Сама компенсация может иметь форму социальной помощи и реабилитации жертв. Поскольку первенство в проведении судебного разбирательства было передано России, необходимые нормы нужно искать в российском законодательстве. Согласно положениям Федерального закона «О противодействии торговле людьми», в случае доказательства вины юридического лица, под прикрытием которого осуществлялась эксплуатация, данное лицо подлежит ликвидации. Вырученные средства от его имущества должны пойти на возмещение убытков, которые понесли жертвы. В нашем случае, пострадавшие украинцы имеют полное право на компенсацию за счёт средств аграрного предприятия, арестованного российского предпринимателя.
Могут возникнуть и «подводные камни». Россия не является участницей упомянутой выше конвенции. Однако есть и другие международно-правовые документы, от которых не уйти российскому аграрию. Украина и Россия ратифицировали Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней. Данные документы дублируют сущность положений Европейской конвенции, касательно выплаты компенсаций жертвам работорговли. Согласно Протоколу «О предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее», каждое государство-участник обеспечивает, чтобы его национальное законодательство предусматривало меры направленные на компенсацию ущерба жертвам незаконной торговли людьми. Такие законодательные меры уже содержит упомянутый Федеральный закон «О противодействии торговле людьми». Его положения подкрепляет и аналогичное украинское законодательство в данной сфере. Закон Украины «О противодействии торговле людьми» гласит, что одним из принципов является обеспечение права гражданина на возмещение материального и морального ущерба со стороны виновных.
Оснований для выплаты компенсации жертвами незаконной торговли достаточно. И это притом, что данный прецедент не является единичным случаем физического и морального ущерба для наших граждан, которые попали в рабство за рубежом и не только в пределах Европы. Совместными усилиями украинских дипломатов и иностранной полиции удалось освободить из сексуального рабства в Индонезии до двадцати украинок. А также украинца, который проработал на одной из фабрик Таиланда без паспорта и зарплаты более десяти лет. Все эти граждане Украины также нуждаются в возмещении ущерба. В подобных прецедентах важна инициативность и оперативность действий не только компетентных лиц, но и самих пострадавших. Не говоря о должном законодательном и процедурном обеспечении на национальном уровне.
- Нові мита Трампа: що чекає на Україну та Ізраїль у новій торговій реальності Олег Вишняков 18:27
- Корупція у Президента чи безвідповідальність вартістю 2 млрд грн? Артур Парушевскі 14:23
- Регулювання RWA-токенів у 2025 році: як успішно запустити проєкт Іван Невзоров 13:50
- Непотрібний президент Валерій Карпунцов 13:38
- Стягнення додаткових витрат на навчання дитини за кордоном: на що необхідно звернути увагу Арсен Маринушкін 13:21
- Оформлення права власності на частку у спільному майні колишнього подружжя Альона Прасол 10:29
- В Україні з’явився "привид" стагфляції, що пішло не так? Любов Шпак 10:27
- Юридичне регулювання sweepstakes: основні аспекти та огляд за юрисдикціями Роман Барановський вчора о 16:19
- Нелегальний ринок тютюну: як зупинити мільярдні втрати для бюджету України? Андрій Доронін вчора о 15:05
- Перевірка компаній перед M&A: аудит, юридичні аспекти та роль менеджера Артем Ковбель вчора о 02:12
- Адвокатура в Україні потребує невідкладного реформування Лариса Криворучко вчора о 01:14
- Ретинол і літо: якими ретиноїдами можна користуватися влітку Вікторія Жоль 01.04.2025 09:44
- К вопросу о гегелевских законах диалектики. Дискуссия автора с ИИ в чате ChatGPT Вільям Задорський 01.04.2025 06:23
- Рекордні 8549 заяв на суддівські посади: що стоїть за ключовою цифрою пʼятого добору? Тетяна Огнев'юк 31.03.2025 21:11
- Med-Arb: ефективна альтернатива традиційному врегулюванню спорів Наталія Ковалко 31.03.2025 17:54
-
"Супутник Притули" змінив правила гри: як Україна вплинула на фінський космічний бізнес
23913
-
Сотні контрактів. Про що говорить масова закупівля Європою сучасних танків та БМП
17592
-
Ексголова Харківської ОДА Кучер очолив наглядову раду держкомпанії "Ліси України"
Бізнес 17431
-
Треба багато, але окупності нема. Чому в Україні так довго будуються скляні заводи
Бізнес 13998
-
Податкова почала отримувати дані про людей, які систематично продають товари через інтернет
Фінанси 12392