home-icon
Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
23.10.2014 11:18

Минобороны против журналистов. Кто кого?

Ексзаступник гендиректора концерну "Укроборонпром"

Сыр-бор из-за публикации в Зеркале недели набирает обороты. Статья "Тень войны" наделала много шума. Скорее даже не статья, а реакция на неё. "Укроборонпром" и Минобороны подали в суд. Уже даже президент комментирует эту ситуацию.

Сыр-бор из-запубликации в Зеркале недели набирает обороты. Статья "Тень войны"наделала много шума. Скорее даже не статья, а реакция на неё. "Укроборонпром"и Минобороны подали в суд. Уже даже президент комментирует эту ситуацию. 

Журналистыобвинили ведомства в торговле оружием и техникой в разгар боевых действий.Чиновники не согласны.

Хоть каких-токомментариев официальных лиц от оборонки в статье нет. Не захотели ответить илик ним не обращались - я не знаю. Но в итоге - будет судебное разбирательство.

Конечно, в обороннойсфере о многом говорить нельзя. Есть определенный режим гостайны. Но когда отсутствуетобъяснение каких-то действий, вызывающих вопросы, или когда чиновникиотмалчиваются - у людей создается впечатление, что от них попросту хотят что-тоскрыть. А раз хотят скрыть - значит воруют!

Чтоб от этой"народной логики" отойти, нужно каждый день разъяснять людям что кчему. И от этого никуда не деться. Возможно, если бы руководители ведомствозвучили свою позицию, то не было бы и этих проблем, и недоверия кгосударственным чиновникам. Ведь объективно говоря, об этих продажахруководство Укроборонпрома могло быть даже не проинформировано. 

О датах продажиможно судить по документам. Редакция газеты утверждает, что она ими располагаети будет их предъявлять в суде. Проверить нетрудно, поскольку каждый кварталМинистерство обороны Украины направляет отчет в Кабинет министров о реализацииимущества. Там есть полная информация: и даты продаж, и что продано, икому. 

Насколько язнаю, в Минобороны после начала АТО не проводилась ревизия договоров на продажутехники уполномоченным Кабмином предприятиям (часть из которых не входит вконцерн) на предмет того, что действительно излишне, а что продаже не подлежит,поскольку необходимо на фронте. 

ФормальноМинистерство обороны продавать излишнее имущество могло до 15 августа, пока неистек срок действия перечня, принятого прежним правительством. Утверждается онраз в три года, потом возможны дополнения. В последний документ изменениявносили трижды. Новый перечень подавали в Кабмин в июле, то есть уже в разгарбоевых действий, и в нем оказалась и техника, и оружие, и необходимое солдатамбытовое оборудование - те же полевые кухни. И только благодаря вниманию к этойпроблеме СМИ, перечень утвержден не был. Я сам не раз поднимал эту проблему,поскольку неконтролируемая продажа излишнего имущества - это фактически схема,по которой обворовывают государство.

То есть, есливыяснится, что Минобороны что-то продало после 15 августа, то подробности этих сделок должны интересовать уже следственныеорганы. До этой даты - это скорее вопрос моральности. А правоохранителям стоит проверить- не подписывались ли договора и наряды на выдачу имущества задним числом, всговоре с бывшими руководителями.

Что же касаетсяпродаж через посредников - то это привычная схема для Минобороны, котораясуществует десятилетиями. Ведь руководство ведомств меняется, а чиновникисредней руки остаются на своих местах. Они то и сидят на коррупционных схемах комиссионнойпродажи имущества на внутреннем рынке через уполномоченныепредприятия-посредники частным "фирмам-прокладкам",которые нужны только для одного - уводить деньги в тень. Никакой добавочнойстоимости они не формируют, не модернизируют ни технику, ни вооружения, апросто в дальнейшем перепродают ее на внешнем рынке или нашим же заводам, азначительная часть средств, которые должно было заработать государство, оседаетна счетах таких фирм.

Поэтому не исключено, что Минобороныреализовывало технику и оружие уполномоченным предприятиям-посредникам, окоторых идет речь. А руководство того же концерна "Укроборонпром" обэтих сделках могло быть даже не поставлено в известность. Знаю это из своегоопыта. Будучи заместителем гендиректора Укроборонпрома, я несколько раз, разбираясьв экспортных контрактах, сталкивался с тем, что вооружения Минобороны продаваличастные компании, поэтому пытался упорядочить и наладить контроль концерномпродажи имущества Минобороны. Комплекс мер, который я предлагал, позволил бы продаватьимущество не за бесценок "фирмам-прокладкам" внутри Украины, а по ценам мировогорынка иностранным покупателям, что позволило бы нарастить валютную выручку Украины,и в десять раз увеличить поступления в госбюджет. Чиновники департамента отчужденияизлишнего имущества Минобороны, используя бюрократические проволочки, затягивалипроцесс реализации имущества одним, и занижали реальную стоимость для других. Врезультате не рассматривались заявки уполномоченных спецэкспортеров, у которыхбыли реальные покупатели за границей по более высоким, рыночным ценам, вследствиечего госбюджет недополучил 250 млн. гривен (30 млн. дол. США) за 2013 год, аполучил лишь 211 млн. грн.

При очередной смене министра обороны мне дажеудалось подписать договор о намерениях, но очень скоро его попросту сталиигнорировать. В отрасли полно саботажников, которые не хотят ничего менять ибудут всячески вставлять палки в колеса тем, кто пытается выстроить прозрачныесхемы. Я с этим уже сталкивался. Но сейчас возможностей для позитивныхизменений намного больше. Есть политическая воля, главное - правильноорганизовать процесс.

Оружейныйбизнес - до последнего времени был закрытой темой для общественности. В СМИочень мало подробностей тех или иных оружейных контрактов. Появлялись они, какправило, когда министр обороны и глава Укроборонпрома в 2011-2012 годах рапортовалио том, как в отрасли все замечательно, в то время как оборонные предприятиятонули в долгах. Практически за каждой сделкой стоял откат, а суммыкомиссионных могли  достигать половинывсей суммы контракта.

Какие-то изних, мне, как заместителю концерна, удавалось останавливать. Как, например,сделка 2013-го года по продаже Министерством обороны 110 млн. штук патронов для АКМ в двараза дешевле рыночной цены через госпосредника очередной компании. Тогда удалосьсэкономить государству 36 млн. грн. А главное - эти боеприпасы сейчас оченьпригодились нашим бойцам!

Людидолжны понимать, что излишнее имущество Минобороны это не завалявшиеся наскладах фляги или старые грузовики, а боеспособная техника, боеприпасы,востребованное на мировом рынке вооружение. И бесконтрольная  продажа, тем более в военное время,недопустима.

А Министерству обороны не с журналистами нужновоевать, а с коррупционерами внутри системы, которые живут по принципу -"кому   война, а кому матьродна".   



 



Відправити:
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи