Электроэнергетика–2016: ожидания и реальность
Эксперты отечественной электроэнергетической отрасли возлагали достаточно серьезные надежды на старт реформ в 2016 году. Нацеленность чиновников на качественное реформирование стратегического сектора экономики внушала определенный оптимизм. К сожалению, се
Эксперты отечественнойэлектроэнергетической отрасли возлагали достаточно серьезные надежды на стартреформ в 2016 году. Нацеленность чиновников на качественное реформирование стратегическогосектора экономики внушала определенный оптимизм. К сожалению, сегодня, когда можноподводить итоги минувшего сезона, становится очевидным: полноценно оправдалисьлишь некоторые ожидания операторов рынка.
Напрасныеожидания
Можно констатировать – системныхпреобразований не произошло. Глобальных реформ мы так и не увидели. В целом, прошлыйгод прошел под знаком продолжения хаотичных действий и имитации изменений.Ничего хорошего это не принесло.
С одной стороны, отрасль позитивновосприняла введение всеукраинской концепции перевода распределительныхэлектрических сетей на средний класс напряжения в 20 кВ. С другой – так и небыли выработаны четкие, единые подходы к технической реализации проекта. Иливзять тот же законопроект «О рынке электрической энергии», который был принятпарламентом в первом чтении еще в сентябре 2016 года, однако на этом все изакончилось. До принятия документа в целом дело не дошло. Законодательноепромедление, а также ряд других объективных факторов, затормозили запуск внескольких облэнерго пилотных проектов «стимулирующего тарифообразования»(RAB-регулирования). Введение этой европейской модели было одним из самыхнасущных вопросов реформирования отрасли. Однако, Регулятор не стал спешить, недавая при этом внятных пояснений.
Недальновиднаяполитика
На самом деле, введение RАВ-тарификации не имеет прямой связи с принятием законаПроще говоря, ничего не мешает принять решение о введении модели стимулирующеготарифообразования, не дожидаясь, когда Верховная Рада Украины проголосуетзакон. Это создало бы инвестиционный механизм модернизации электрических сетей,поддержания их в исправном состоянии и, как следствие, привело бы к минимизациипотерь. Однако, такой механизм не создан. И момент его создания постояннооткладывается.
Вместе с тем, НКРЭКУ безосновательноначала «закручивать гайки», предъявляя облэнерго фактически не выполнимыетребования по сокращению потерь в локальных электросетях. В частности,соответствующее постановление Регулятора было принято 23 февраля текущего года.К чему это может привести? Только к одному – сокращению и без того скудныхоборотных средств облэнерго, которые направляются на инвестиционные программы, ктому же принято решение НКРЭ об обязательном реинвестировании более 50% прибыли.Как известно, на сегодняшний день, государство покрывает лишь 10% отнеобходимых потребностей облэнерго на поддержание низковольтных систем втехнически исправном состоянии.
Согласитесь, глупо что-то требовать отпредприятия до того момента, пока оно не начало работать, не произвелопродукцию, не продало ее и не получило прибыль. Игнорирование модели RAB-регулирования лишает облэнерго возможности создатьинвестиционный механизм, который бы позволил получать прибыль от вложениясредств в модернизацию сетей и, соответственно, сокращение энергопотерь. Тем неменее, из операторов пытаются выжать последние финансовые ресурсы, что лишьусугубит ситуацию.
Кредитная кабала
В 2016 году старт проекта стимулирующеготарифообразования откладывался трижды. Несколько раз менялся и список пилотныхобластей, в которых планируется тестировать нововведение. Такаянеопределенность государства весьма насторожила рынок. Ведь переход назападноевропейскую модель ценообразования, позволяет энергокомпаниям присравнительно невысоком росте тарифа привлекать значительные средства в развитиесетей энергоснабжения. А такие инвестиции в настоящее время для Украиныявляются критически необходимыми. Сохранение действующей административнойсистемы приведет к упадку и без того изношенных линий электроснабжения. Витоге, Украина будет вынуждена в авральном порядке брать кредиты и срочномодернизировать энергосистему. А это, в свою очередь, в случае своевременногонепогашения займов, может привести к полной потере Украиной прав собственностина энергораспределительные объекты либо лишению возможности получать доходы отпродажи электроэнергии.
Заведомыйпровал
RAB-регулирование – это не толькоинвестиционная привлекательность сегмента, но и гарантии качества поставокэлектроэнергии. Однако, говоря о вероятности введения стимулирующеготарифообразования, регулятор ограничивает срок достижения утвержденныхпоказателей качества поставок электроэнергии 10-ю годами. Однако, всоответствии с опытом передовых европейских стран, реалистичный срок достиженияцели составляет не менее 15 лет. Таким образом, государство изначальнозакладывает недостижимые показатели, обрекая жизненно важную для украинскойэнергетики реформу на заведомый провал.
Отечественная энергетика должна бытьреформирована путем плавного и последовательного переходного периода. Вначаледолжна быть внедрена модель стимулирующего тарифообразования. Без этого в принципеневозможно добиться качества поставок электроэнергии. Мы говорим о том, чтопосле введения RAB – тарификации,должно пройти минимум 5 лет. И только после этого, на основе всестороннегообъективного анализа улучшения экономических показателей и техническогосостояния сетей, можно что-то требовать в разумных пределах от операторов рынка- управляющих компаний распределительных сетей. Но, повторюсь, на достижениеевропейских показателей качества поставок электроэнергии потребуется не менее15 лет.
Ждемперемен
Еще один момент. Раз уж разговор зашел оНацкомиссии, стоит сказать о недавнем расширении ее полномочий, а такжеизменениях в части приведения тарифов на электроэнергию в соответствие срыночными реалиями. Данные реформы в целом можно охарактеризовать положительно –начато движение к устранению перекрестного субсидирования, усилилась мотивация кэнергонезависимости, внедрению энергосберегающих технологий, образованиюисточников распределительной генерации.
Однако, этого явно недостаточно. Поэтомуотрасль продолжает ждать коренных изменений в 2017 году. Среди наиболееактуальных шагов, помимо перехода на RAB-регулирование, должно стать принятиезакона «О рынке электрической энергии». Он, как минимум, позволит начать наведениепорядка в отношениях между энергопоставляющими компаниями и потребителямиэлектроэнергии. А это, в свою очередь, будет способствовать зарождению на рынкездоровой конкуренции в сегменте энергетики.
Одним из наиболее важных пунктов законопроектаявляется положение о введении двухставочного тарифа. Что это такое? Преждевсего, стоит отметить, что речь не идет об очередном повышении тарифов дляпотребителей. В данном случае предполагается разделение и оптимизациявнутренней структуры тарифа. Постоянной константой станет плата за присоединеннуюмощность. Для населения, как правило, она составляет 5 кВт. Вторая составляющаятарифа – переменная. Она будет взиматься в зависимости от объема потребленнойэлектроэнергии на основании утвержденной Регулятором ставки. Проще говоря,население будет обязано ежемесячно оплачивать 5 кВт даже в том случае, если непотребляло электроэнергию вообще. Человек, к примеру, уехал в отпуск. Это –плата за предоставленную возможность в любое время щелкнуть выключателем и зажечьсвет. Вне зависимости от того пользуется ли потребитель или нетэлектроэнергией, компании несут большие затраты на предоставление ему такойвозможности. Таким образом, гарантированная ежемесячная оплата 5 кВт, позволиткомпенсировать затраты поставщиков электроэнергии, обеспечивая ее бесперебойнуюкруглосуточную поставку в дальнейшем.
Еще одним краеугольным камнемзаконодательных ожиданий энергетиков является пункт о стимулированиипривлечения в отрасль инвестиций, в том числе – на освоение технологийиспользования возобновляемых источников энергии. Без привлечения капиталадобиться сокращения технологических и коммерческих потерь электроэнергииневозможно.
Отрасль готова и с нетерпением ждетперемен. Государство должно наконец-то сделать решительные шаги.
- Аудити безпеки в громадах: інноваційна методика для громад Галина Скіпальська 14:22
- Що приховала влада у державному бюджеті 2024 року? Любов Шпак 13:05
- "Гостомельська пастка" для місцевого самоврядування Володимир Горковенко 10:25
- Топ 5 податкових порушень у 2025 році Сергій Пагер 08:57
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак вчора о 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич вчора о 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко вчора о 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни 267
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 158
- Пристань для Ocean-у 150
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення 138
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути 107
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 9608
-
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
8935
-
Власник вареничних "Балувана Галя" знову судитиметься із мережею "Галя Балувана"
Бізнес 3381
-
Експорт оборонних технологій: Україна має жорстко захищати свої розробки
Думка 3211
-
Зеленський-2025 проти зразка 2019 року. Як шість років та війна змінили президента України
2795