Уехать, чтобы остаться
Почему трудовая миграция – это не вред, а благо для экономики.
В украинском обществе произошла подмена понятий, итрудовую миграцию мы все чаще стали приравнивать к тотальной потеречеловеческих ресурсов. Безусловно, демографические проблемы в нашей странеесть, и открещиваться от них было бы неразумно. Если верить данным Госслужбыстатистики, в последние годы население Украины ежегодно сокращается на 150-200тыс человек. Уезжают специалисты, уезжают ученые, уезжают предприниматели,уезжают просто те, кто ищет лучшую и более комфортную жизнь.
Но при этом большая ошибка причислять к тысячампокинувших Украину граждан трудовых мигрантов, которые настроены рано илипоздно вернуться домой. Например, согласно данным последнего исследования, проведенногонашей ассоциацией совместно с группой «Рейтинг», подавляющее большинствоопрошенных мигрантов (около 77%) ищет сезонную и краткосрочную работу, соглашаясьоставаться за пределами Украины до полугода. И лишь 15% предпочитает долгосрочноетрудоустройство. При этом 40% респондентов хотят работать за границей. А 2/3 изтех, кто уже имеет этот опыт, готовы вновь покинуть страну ради заработков.
Это означает, что с одной стороны украинцы преимущественносохраняют патриотические настроения и не намерены менять место постоянногожительства. С другой стороны, многие мигранты не видят на Родине возможностейдля нормального трудоустройства, для развития и самореализации, и поэтомусмотрят на Запад. И вот это действительно «звоночек», который мы не можемигнорировать.
Только вот, к сожалению, в Украине сохраняетсяотношение к мигрантам, как к людям, которые выбыли в неизвестность, которыхникто не хочет видеть, знать и понимать. Более того, их часто упрекают впредательстве, а также в том, что они оставили семьи, детей, родные места иотправились на заработки. Хотя, как показывает практика, многие из тех, ктоупрекает, сами имеют за границей счета, недвижимость и даже больше. Достаточновспомнить недавний скандал вокруг председателя Государственной фискальнойслужбы Романа Насирова, который, как выяснилось, имеет несколько гражданств.
Поэтому до тех пор, пока государство не перестанетсчитать трудовых мигрантов людьми второго сорта, их стремление уезжать изУкраины будет только расти. И когда наступит некая критическая черта, мыдействительно начнем терять еще больше человеческого капитала. А допуститьэтого никак нельзя.
Более того, опыт других стран доказывает, чтотрудовая миграция давно стала частью глобальных процессов. И движение рабочейсилы не только не препятствует, а, напротив, стимулирует развитие и ростлокальных экономик.
Ведь те государства, которые поддерживаютмиграционные процессы, получают ощутимую и непосредственную выгоду не только отрегулярных денежных переводов от своих граждан, но и массу нематериальныхпреимуществ. Поскольку соотечественники, которые получили за время трудовойдеятельности в другой стране опыт, знания и навыки, обогащают тем самым экономикуи бизнес-среду родной страны.
В свою очередь, государства, принимающие мигрантов,извлекают выгоду за счет восполнения недостающих трудовых ресурсов, омоложениясобственной рабочей силы и повышения производительности труда.
Сами мигранты получают комфортное и достойнооплачиваемое место работы, и, что гораздо важнее, новые возможности дляреализации своих жизненных устремлений. В итоге, трудовая миграция, способствуяперераспределению богатства на мировом уровне, играет значительную роль вразвитии одних государств и в сокращении отставания других.
Причем, трудовая миграция – это характерная чертане только развивающихся стран. На примере соседней Польши можно убедиться, что,несмотря на более чем 20-летний экономический рост, поляки, особенно молодежь,продолжают работать в Чехии, Германии, Великобритании. Потому что там зарплатывсе равно выше, чем дома. Но при этом они остаются гражданами своей страны, и вПольше на них никто косо не смотрит и не считает отщепенцами.
В Украине же власти до сих пор не знают, кто,куда, когда и на какой период выезжает на работу за границу, чем тамзанимается, сколько зарабатывает, как часто и какие суммы переводит родным иблизким. К примеру, только в Польшу, по подсчетам нашей ассоциации, с 2010 по2016 годы рост выданных украинцам приглашений на работу составил 650%. Запервое полугодие 2016 года было выдано 635 тыс приглашений, а за весь прошлыйгод – свыше 1 млн приглашений.
И это огромный рынок, который, по сути, никем неконтролируется. Конечно, радует, что в правительстве пытаются что-то делать вэтом направлении. Например, в декабре 2016 года по инициативе Государственноймиграционной службы, Министерства внутренних дел и еще ряда ведомств началосьобсуждение новой стратегии государственной миграционной политики до 2025 года.Она должна прийти на смену той концепции, что была принята еще в 2011 году. Ноочень важно, чтобы очередная задумка не превратилась в формальный декларативныйдокумент, который будет пылиться где-то в дальнем ящике.
Необходимы конкретные и комплексные меры. Преждевсего, урегулировать рынок услуг по международному трудоустройству и очиститьего от мошенников, наладить визовую и консульскую поддержку мигрантов, помощь воформлении трудовых договоров и медицинских страховок, а также содействовать ихадаптации по возращению на Родину.
Только после того, как государство начнетвоспринимать выезжающих за рубеж украинцев не как беглецов, а как агентоввлияния и налаживания взаимопонимания с другими странами, трудовая миграцияпревратится в мощный инструмент оздоровления и восстановления нашей экономики.
- Готують підвищення тарифів для населення Андрій Павловський вчора о 22:05
- Поки ППО в дорозі – шахед вже у вікні Дана Ярова вчора о 19:14
- Тренди корпоративної міграції у 2025 році: чому підприємці обирають Кіпр, ОАЕ та Естонію Дарина Халатьян вчора о 13:10
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини Леся Дубчак вчора о 12:49
- Без компромісів: яка методика стала золотим стандартом омолодження обличчя у світі? Дмитро Березовський вчора о 12:19
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина 03.07.2025 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська 03.07.2025 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 612
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 290
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 268
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 144
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася 119
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 12579
-
Американська зброя на паузі: звідки вітер віє і до чого тут Китай
9102
-
Бій-реванш Усик – Дюбуа: де та о котрій дивитися
Життя 6986
-
"Шахедів" побільшає. Як змінились російські удари дронами та як Україна може зупинити їх
6057
-
"Ми – два крила одного літака": як українське подружжя створило nail beauty-бізнес на $2 млн у США
Життя 5896