Короткое замыкание электронного правительства
Десять лет назад, когда я только заканчивал Киевский политехнический институт, правительство намеревалось создать полноценную информационную систему, объединяющую налоговую администрацию, таможню, Государственное казначейство и Министерство финансов. Предп
Десять лет назад, когда я только заканчивал Киевский политехнический институт, правительство намеревалось создать полноценную информационную систему, объединяющую налоговую администрацию, таможню, Государственное казначейство и Министерство финансов. Предполагалось, что эта система упростила бы сбор налогов и планирование бюджета и резко уменьшила бы коррупцию, в частности, при возмещении налога на добавленную стоимость. Здравое начинание решил поддержать Всемирный банк, предоставив кредит на закупку оборудования, а чиновники созданного департамента модернизации Государственной налоговой службы объездили полмира, изучая передовой опыт.
Спустя десятилетие ничего нет. Кредит осваивается, сервера и компьютеры закупаются, а базы данных в том идеальном виде, в котором их планировали, так и не появились. Точнее, в каждом ведомстве создана своя база данных, которая зачастую несовместима с информационными системами других ведомств. Налоговики так и не получили доступа к таможенной информации, а в казначействе не знают о том, что происходит в налоговой.
При этом премьеры и президенты регулярно дают соответствующие поручения, которые так же регулярно не выполняются. Причина такой неразберихи банальна: среднее время реализации проекта по созданию коммуникационной системы — два-три года, среднестатистический срок работы министра — год. Приходит министр, отменяет решения своего предшественника, ставит задачу создать стратегию информатизации ведомства, проводит тендер, закупает оборудование, уходит с должности. Приходит следующий министр, и всё начинается заново. И так в каждом из 80 министерств и ведомств.
Безусловно, есть и счастливые исключения вроде Верховной Рады или судебной администрации — руководители этих ведомств разбираются в информационных технологиях и, волею случая, работают достаточно долго. Однако в целом ситуация удручающая: за последнее десятилетие принято несколько сотен программ информатизации разного уровня, некоторые ведомства имеют пять-шесть подобных документов, и практически ничего не работает. Десятки миллиардов гривен выброшены на ветер.
В ближайшем будущем ситуация может только усугубиться — в украинском правительстве готовится к внедрению целый ряд масштабных проектов по информатизации, и есть большой риск, что реализованы они будут несистемно, без должной координации.
Сейчас завершается внедрение системы электронной государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей. До конца года будет осуществлен переход к электронному способу подачи и получения документов разрешительного характера и лицензий. Создается общедоступная электронная информационная база национальных стандартов. Налоговой службой внедряется электронный сервис «Электронный кабинет налогоплательщика» с обеспечением доступа налогоплательщиков к информации о задолженности по уплате налогов, возможности электронного декларирования в режиме реального времени. А Министерство здравоохранения готовится к внедрению электронного реестра пациентов, который станет частью единой информационно-аналитической системы социальной защиты населения. То есть по идее граждане смогут записаться к врачу через Интернет и электронной почтой заказать себе медицинские справки или выписки из медицинской карты.
В правительстве создается система электронного взаимодействия органов исполнительной власти, которая ликвидирует бумажный документооборот между различными органами власти. Осенью этого года предусматривается введение в действие единого информационного веб-ресурса обращений граждан и запросов на информацию в органы государственной власти и органов местного самоуправления, создание единого государственного веб-портала административных услуг и внедрение механизма проведения электронных государственных закупок.
Стоимость реализации этих инициатив — сотни миллионов гривен, при этом до сих пор отсутствует центр, который бы координировал реализацию этих проектов, отсутствует общая техническая политика. В результате есть опасность, что базы данных разных органов будут несовместимы, как это сейчас происходит между налоговиками и таможенниками. Таможенная служба уже внедрила электронную таможенную декларацию, однако налоговики признают только… бумажный вариант декларации. Для граждан и предприятий это лишняя нервотрепка, для бюджета — лишние расходы. Чтобы избежать подобных рисков, необходимо разработать и принять общую для всех органов власти и местного самоуправления программу информатизации, выработать общие технические подходы, с тем чтобы электронные документы и базы данных разных органов власти были совместимы друг с другом. При этом, занимаясь программной частью, не стоит забывать и о «железе». К примеру, пару лет назад служба занятости приобрела за несколько десятков миллионов гривен систему конференц-связи, которая до сих пор не работает из-за несовместимости.
Самый эффективный вариант — создание одного или нескольких дата-центров, общих для всех органов власти. Это решение, с одной стороны, позволит уменьшить бюджетные расходы (сейчас каждое ведомство решает эту проблему самостоятельно и по собственному разумению), с другой — позволит не допустить коллапс электронного правительства, когда услуги будут попросту недоступными из-за недостаточной пропускной способности каналов связи.
- Готують підвищення тарифів для населення Андрій Павловський вчора о 22:05
- Поки ППО в дорозі – шахед вже у вікні Дана Ярова вчора о 19:14
- Тренди корпоративної міграції у 2025 році: чому підприємці обирають Кіпр, ОАЕ та Естонію Дарина Халатьян вчора о 13:10
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини Леся Дубчак вчора о 12:49
- Без компромісів: яка методика стала золотим стандартом омолодження обличчя у світі? Дмитро Березовський вчора о 12:19
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина 03.07.2025 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська 03.07.2025 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 632
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 292
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 284
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 144
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася 123
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 12602
-
Американська зброя на паузі: звідки вітер віє і до чого тут Китай
9251
-
Бій-реванш Усик – Дюбуа: де та о котрій дивитися
Життя 7103
-
"Шахедів" побільшає. Як змінились російські удари дронами та як Україна може зупинити їх
6105
-
"Ми – два крила одного літака": як українське подружжя створило nail beauty-бізнес на $2 млн у США
Життя 5916