Об экономике, погоде и чиновничьих хотелках
Говорят, что метеорологи никогда не ошибаются. Они могут лишь неправильно назвать дату и место. Похоже, отечественное правительство последовательно отстаивает те же подходы к планированию экономического роста и, как следствие, бюджетных поступлений.
Говорят, что метеорологи никогда не ошибаются. Они могутлишь неправильно назвать дату и место. Похоже, отечественное правительствопоследовательно отстаивает те же подходы к планированию экономического роста и,как следствие, бюджетных поступлений. Впрочем, от метеорологов население особоничего и не ждет. В очередной раз ошиблись – народ в очередной раз посмеялся.Что касается ошибок правительственных, то последствия этих ошибок более чемопасны.
Каким образом происходит планирование в стране? Думаете,идет оценка мировых тенденций, изучаются перспективы отраслей, наличие трудовыхрезервов, технологические новшества? Не правильно. Сидит какой-нибудь министрили зам. министра, ответственный за то, чтобы склепать документ под названием«бюджет». Берет расходную часть, тут все более-менее понятно, складываетбюджетные и социальные выплаты, деньги на распил с деребаном и получает нужнуюцифру бюджетных расходов на следующий год. Следующий пункт в программе – подрасходы бюджета нужно склепать доходы. Не получается. Ни с нулевым ростомэкономики, ни даже с однопроцентным. Так что слегонца подумав, этот министрпишет в бюджете: рост экономики планируется на уровне 3% в год, а стоимостьдоллара 8,2 гривны. И все становится на свои места. Ну, не слишком на свои,дефицит бюджета все-таки остается ну на то он и дефицит, чтобы придуматькакое-то более-менее разумное объяснение источников его финансирования.
Вот только реальность такова, что записав в проекте бюджетаабсолютно нереальные цифры в части роста экономики и, как следствия, наполнениябюджета, наш министр или его заместитель, разницы никакой, а приори обязуетсвоих коллег из Министерства налогов и сборов: «А обеспечьте мне, господа,нужные объемы поступлений!» По крупному счету МНС в данном случае становитсязаложником ситуации – других механизмов, кроме давления на бизнес у него неостается.
Результатом такой цепочки «планирование - исполнение»становится сворачивание бизнеса до уровня самоподдержания «до лучших времен».Как следствие вместо роста экономики даже в тех отраслях, где он теоретическимог бы и быть – получаем по факту падение ВВП, падение поступлений в бюджет иновые наезде МНС на бизнес. Все – круг замкнулся. И выхода из этого порочногокруга не видно в принципе.
Ну не может страна, более половины ВВП которой идет наэкспорт, позволить себе любое планирование роста экономики. Поскольку такаястрана практически полностью зависима от мировой конъюнктуры цен и спроса. Длясравнения наиболее мощная экономика мира на 90% работающая на внутренний рынок,экономика США не позволяет себе «планировать» рост экономики или бюджетныхпоступлений. О том, что США могут позволить себе практически любой дефицитбюджета – просто умалчиваю. Тем же китайцам просто нет иной возможности длясохранения своих валютных запасов, как финансирование дефицита американскогобюджета. Под копеечные проценты.
Но вернемся к «планированию» роста экономики. Все приличныестраны занимаются лишь прогнозированием экономических тенденций. Все приличныестраны, коль прогнозы не сбываются, позволяют себе проводить секвестр бюджета –и никого этим особо не удивишь. Поскольку, коль денег не хватает, тоединственное, что может сделать разумный хозяйственник - это сократить расходы,а не находить новые способы и формы давления на бизнес.
Как бы ни плохи были прогнозы Гидрометцентра, но, славабогу, они все-таки прогнозируют, а не планируют погоду. Отечественные чиновникиеще понимают, что погода находится за пределами их возможности ею управлять.Очень бы хотелось, чтобы до них, наконец, дошло, что экономика так жеобъективна и находится вне сферы чьих-то хотелок…
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак вчора о 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич вчора о 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко вчора о 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 15.05.2025 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 15.05.2025 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 15.05.2025 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 15.05.2025 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни 240
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 185
- Пристань для Ocean-у 146
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення 137
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 136
-
Чим загрожує Україні Сіміон та які шанси Дана – п'ять фактів про вибори президента в Румунії
9913
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 6644
-
Бізнес-тиждень: Ринки слухають перемовини, Нафтогаз шукає газ, Євросоюз повертає мита
Бізнес 5044
-
Міжнародні вимоги до адаптації робочих місць для людей з інвалідністю. Як нам досягти інклюзивності?
Життя
3804 -
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
3704