Почему мир столкнулся с катастрофической нехваткой чипов?
И как крупные компании допустили зависимость от китайских производителей микросхем?
В 2021 году мир столкнулся с дефицитом микросхем, которые используют для производства ноутбуков и телефонов, машин, бытовой техники. Основные причины — пандемия и торговая война между Китаем и США. В этом блоге я попытаюсь понять, почему крупные компании допустили зависимость от китайских производителей чипов, и смогут ли миллионные инвестиции ускорить решение этого дефицита.
Начнем с причин. Пандемия спровоцировала высокий спрос на электронную продукцию, а также “закрыла” большие производства микросхем в Китае и по всему миру. Торговая война также ударила по китайским производителям полупроводников. США запретили передавать технологии и заказывать схемы у бывшего восточного партнера. Тогда производители начали испытывать первый производственный дефицит. Заказ микросхем начали переносить в Тайвань, Южную Корею, Малайзию, где тоже расположены крупные производства. Однако заводы не могли справиться с таким объемом. Спрос превысил предложение. Почему же Apple, BMW, WAG, Microsoft и другие мировые лидеры поставили себя в зависимость от Китая?
Главная причина — выгодней и дешевле отдать производство на аутсорс другим компаниям, чем заниматься этим самостоятельно. Никто не предвидел проблему ограниченности мощностей. В мире существует всего три крупных производителя чипов оперативной памяти: Samsung, Micron и Hynix. Если производитель чипов не может удовлетворить спрос, им просто некуда идти. Также проблема в том, что такие компании как AMD — производитель центральных и графических процессоров — не имеют собственного производства. В 2009 году компания закрыла производство и размещает заказы на мощностях других организаций. А в ситуации дефицита аутсорсинговые компании просто физически не способны выполнить заказы всех клиентов.
Компании отказываются от собственных производств, потому что все упирается в миллиардные инвестиции. Согласно отчету Ассоциации полупроводниковой промышленности за сентябрь 2020 года, в 1990 году США производили 37% мировых поставок микросхем. Сейчас на долю страны приходится всего 12% мирового производства. Стало дешевле строить предприятия по производству микросхем за пределами США, так как иностранные правительства предлагают более привлекательные финансовые стимулы для строительства заводов по производству полупроводников — налоговые льготы и гранты. В таких странах, как Азия, также меньше регулирования.
Изготовление компьютерных микросхем — сложный процесс. Также сложно и дорого строить новые предприятия по производству жизненно важного кремниевого компонента, что означает, что компаниям приходится полагаться на существующие предприятия. Новый завод по производству полупроводников может стоить до $20 млрд. Сейчас Джо Байден осознает проблему и угрозы, связанные с чрезмерной зависимостью от иностранного производства. В рамках плана по созданию инфраструктуры на сумму $2 трлн выделено $50 млрд на стимулирование внутреннего производства микросхем. Пока план на начальной стадии реализации, однако видимые результаты США могут получить только в долгосрочной перспективе. Что касается Украины, дефицит только подбирается к нам. Сейчас мы можем почувствовать его, если захотим купить новый айфон или заказать машину, которую придется ждать несколько месяцев.
Бизнес просчитывает экономическую выгоду, и иногда учет политических, экологических, чрезвычайных факторов не покрывает многолетние периоды. Сейчас многие компании оказались в затруднительном положении, а их инвестиционные проекты в производство могут облегчить положение через годы. Назовем это уроком на будущее, который сейчас обходится многим в миллионы.
- Бізнес з країнами Близького Сходу: що потрібно знати про гроші, темп і традиції Любомир Паладійчук вчора о 21:38
- Фінансова свобода: що ми насправді вкладаємо у це поняття? Олександр Скнар вчора о 14:34
- Нова ера на енергетичних ринках: кінець диктатури цін Ксенія Оринчак 08.07.2025 16:49
- Український бізнес на Близькому Сході: культура, право і підводні камені Олена Широкова 08.07.2025 16:12
- Замість реформи – репертуар. Замість дій – кастинг на премʼєра Дана Ярова 08.07.2025 15:54
- Преюдиційне значення рішення МКАС при ТПП України для інших спорів: правовий аналіз Валентина Слободинска 08.07.2025 14:47
- Чому бізнес-коучинг стає все більш затребуваним? Олександр Скнар 08.07.2025 14:27
- Негаторний чи віндикаційний позов: який спосіб захисту обрати у земельному спорі? Андрій Лотиш 08.07.2025 14:03
- З житлом і роботою: як змінюється філософія проєкту "Прихисток" Галина Янченко 08.07.2025 13:59
- 5 найтиповіших помилок при впровадженні електронного документообігу Олександр Вернигора 08.07.2025 12:47
- Енергоринок України 2025, коли прийдуть європейські трейдери Ростислав Никітенко 07.07.2025 21:07
- 2025-й: нові провали без нових прізвищ Дана Ярова 07.07.2025 18:49
- Справи про міжнародне викрадення дітей в світлі практики Верховного Суду Леся Дубчак 07.07.2025 18:09
- Мідь – новий барометр глобальних трансформацій Ксенія Оринчак 07.07.2025 15:29
- Договір про рекламні послуги: наслідки порушень у судовій практиці Сергій Барбашин 07.07.2025 11:19
- Готують підвищення тарифів для населення 708
- Військово-економічна пастка: чому зламався бум РФ 142
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? 128
- Медіація у бізнесі: чи готові українські компанії до альтернативних рішень? 96
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини 87
-
Кава може на 20-30% знизити ризик діабету другого типу – дослідження
Життя 6524
-
"Він просто зник": усе, що потрібно знати про гостинг – пояснює психологиня Ірина Шеньє
Життя 5960
-
Україна з нуля збудувала винятковий ВПК, але він працює лише на 60% – фон дер Ляєн
Бізнес 4151
-
Мовний апгрейд: як правильно сказати українською "пир горой", "в рассрочку" і ще вісім фраз
Життя 3269
-
"Сонне розлучення" – вихід для пар, щоб покращити якість нічного відпочинку та сексуального життя
Життя 3268