Остановить регрессию: прямая демократия против коррупции в Украине
Коррупция – неисчерпаемая тема. С тех самых пор, как появилось понятие «гражданской собственности», на нее пытаются посягнуть власть имущие. В нашей стране она имеет гораздо большие масштабы, чем в европейских странах, на которые мы равняемся. Поэтому я не
Коррупция – неисчерпаемая тема. С тех самых пор, как появилось понятие «гражданской собственности», на нее пытаются посягнуть власть имущие. В нашей стране она имеет гораздо большие масштабы, чем в европейских странах, на которые мы равняемся. Поэтому я не могу обойти этот вопрос стороной.
Итак, если ХХ век характеризовался идеологической борьбой между демократией, фашизмом и коммунизмом, то для нашего времени, по утверждению американского философа и политолога Френсиса Фукуямы, определяющей характеристикой стала именно коррупция. Большинство стран признают легитимность демократии и, по крайней мере, создают видимость проведения выборов на конкурентной основе. Единственное, что реально отличает одну политическую систему от другой – это то, насколько правящие элиты стремятся воспользоваться своей властью.
Именно поэтому контроль представителей власти – самый эффективный способ регулировать уровень коррупции. Наивно полагать, что депутаты получившие власть на пять лет вперед не будут пользоваться своим положением. Что это значит для украинцев? Нужно инициировать внедрение на законодательном уровне необходимых инструментов контроля и активно их использовать. Тогда можно будет поговорить и об успешности нашего государства, так как уровень коррупции – один из его важных критериев. Правящие элиты, которые используют власть в собственных интересах и не брезгуют манипуляцией общественным мнением – индикатор, который свидетельствует не в пользу правительства.
В чем же опасность коррупции (помимо удара по карманам всех, кому приходится обращаться в госструктуры)?
Френсис Фукуяма называет коррупцию «регрессивным придатком», и я полностью с ним согласен. Такого рода «регрессия» превращает Украину в страну третьего мира, где для получения медицинской помощи, например, операции по удалению раковой опухоли, нужно заплатить стольким людям, что лучше обратиться в частную клинику. Молодые предприниматели, вместо того чтобы запускать проекты и создавать качественный продукт, вынуждены тратить свой временной и финансовый ресурс на торги с правительством.
В таких условиях выдерживают не все: кто-то опускает руки, устав от игр с системой, а кто-то уезжает за границу. В обоих случаях государство терпит финансовые убытки, которые будут заметны не только сейчас, но и годы спустя. Последствия «утечки мозгов» – отдельная тема для публикации.
Помимо этого я вижу очень высокий уровень опасности коррупции в том, что она подрывает доверие к легитимности власти и приводит к тотальному разочарованию в любом из возможных вариантов. Вспомним эмоциональный всплеск на Оранжевой революции и последовавший за ней спад. Сегодня политическая система в Украине продолжает опираться на очень удобный «коррупционный придаток», а украинцы в очередной раз почувствовали горечь предательства. Вывод среднестатистического украинца: «доверять никому нельзя». Пока мы так думаем, представители власти пользуются ситуацией и продолжают получать свою выгоду, занимаясь подменой демократических понятий. Почему «люди родом из СССР» скучают за авторитарной системой? Потому что им было понятно, как все устроено. Бабушка, которая имела опыт реальной бесплатной медицины и образования искренне верит, что диктатура эффективнее, чем коррумпированное демократическое правительство.
Коррупция встречается в различных сферах социальной жизни, но начинается процесс, в первую очередь, с ее процветания в политике. В стране, где отсутствуют инструменты прямой демократии, а значит прямого влияния на принимаемые властями решения, мы увидим явные или завуалированные формы коррупции.
Так, украинские политические лидеры достаточно правдоподобно разыгрывают из себя хранителей общественного блага. Но все прекрасно понимают, что политики, олигархи, крупные предприниматели идут в «слуги народа», чтобы лоббировать собственные интересы и получить доступ к ресурсам страны. Какие бы лозунги о борьбе с коррупцией не звучали, мы отчетливо понимаем, что это лишь затертые шаблоны предвыборных программ. Никакие лекции и нравоучения на тему «коррупция – это плохо» не переубедят политиков отказаться от «бонусов» власти, таких как патронаж, лоббирование или непосредственное разворовывание государственных ресурсов.
Конечно, никто не запрещает нам и дальше возмущаться продажностью властей, но гораздо эффективнее выработать механизм, который спровоцирует перемены.
Я вижу решение «коррупционной проблемы» во внедрении прямой демократии и стратегии электронного правительства в Украине. Для этого нужны конкретные действия на государственном уровне, которые принудительно переведут госорганы на использование электронных услуг. Электронные сервисы госуслуг гарантируют прозрачность и сводят к минимуму бюрократизм формальных процедур. Меньше элементов бюрократии – выше вероятность того, что никто с вас не потребует «благод ійного внеску» или обыкновенной взятки. Политики, зная, что народ может отозвать их раньше положенного срока и заставить сложить полномочия будут так сказать «иметь совесть» или попросту бояться потерять свое место.
Только реальный контроль за действиями властей, способен умерить их аппетиты. Запустить e - gov в Украине возможно, но для этого нам нужно перестать надеяться на чью-то помощь и начинать действовать уже сегодня.
- Фінансова свобода: що ми насправді вкладаємо у це поняття? Олександр Скнар 14:34
- Нова ера на енергетичних ринках: кінець диктатури цін Ксенія Оринчак вчора о 16:49
- Український бізнес на Близькому Сході: культура, право і підводні камені Олена Широкова вчора о 16:12
- Замість реформи – репертуар. Замість дій – кастинг на премʼєра Дана Ярова вчора о 15:54
- Преюдиційне значення рішення МКАС при ТПП України для інших спорів: правовий аналіз Валентина Слободинска вчора о 14:47
- Чому бізнес-коучинг стає все більш затребуваним? Олександр Скнар вчора о 14:27
- Негаторний чи віндикаційний позов: який спосіб захисту обрати у земельному спорі? Андрій Лотиш вчора о 14:03
- З житлом і роботою: як змінюється філософія проєкту "Прихисток" Галина Янченко вчора о 13:59
- 5 найтиповіших помилок при впровадженні електронного документообігу Олександр Вернигора вчора о 12:47
- Енергоринок України 2025, коли прийдуть європейські трейдери Ростислав Никітенко 07.07.2025 21:07
- 2025-й: нові провали без нових прізвищ Дана Ярова 07.07.2025 18:49
- Справи про міжнародне викрадення дітей в світлі практики Верховного Суду Леся Дубчак 07.07.2025 18:09
- Мідь – новий барометр глобальних трансформацій Ксенія Оринчак 07.07.2025 15:29
- Договір про рекламні послуги: наслідки порушень у судовій практиці Сергій Барбашин 07.07.2025 11:19
- Медіація у бізнесі: чи готові українські компанії до альтернативних рішень? Катерина Присяжнюк 07.07.2025 11:09
- Готують підвищення тарифів для населення 706
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 414
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 180
- Військово-економічна пастка: чому зламався бум РФ 139
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? 127
-
10 липня зійде Оленяча повня: о котрій її спостерігати
Життя 17161
-
Психологія мільярдерів: чому вони купують наддорогі речі і навіщо їм це
Життя 9687
-
Кава може на 20-30% знизити ризик діабету другого типу – дослідження
Життя 6432
-
"Він просто зник": усе, що потрібно знати про гостинг – пояснює психологиня Ірина Шеньє
Життя 4038
-
"2000 метрів до Андріївки" Мстислава Чернова вийде вже в серпні – міжнародний трейлер
Життя 2914