Точки роста украинской экономики
По данным МВФ, сегодня в Украине ВВП на душу население составляет около $2200/год, что ставит нас в один ряд с Нигерией, Суданом, Гондурасом и Бутаном.
По данным МВФ, сегодня в Украине ВВП на душу население составляет около $2200/год, что ставит нас в один ряд с Нигерией, Суданом, Гондурасом и Бутаном.
Даже если принять, что треть украинской экономики находится в тени, а реальное количество жителей на сегодня вряд ли превышает 35-36 миллионов, то получится в лучшем случае порядка $3,6-3,7 тысячи в год на одного человека – тоже не показатель развитых стран, а скорее на уровне Тувалу, Монголии и Армении.
В Украине любят спекулировать экономикой. Чего только стоят стремления политиков привить нам мысли о стране, как о аграрной сверхдержаве, с лучшими черноземами в мире. Однако любые тезисы, начиная от «мы прокормим Европу» до «мы накормим весь мир», имеют общий компонент, о котором принято умалчивать. Дело в том, что фокусируясь исключительно на аграрном секторе, мы рискуем сами остаться голодными.
Посмотрите на структуру современного экспорта Украина. Около 35% составляет продукция сельского хозяйства, за которой следует металлургия. Только эти две сферы суммарно обеспечивают почти 60% украинского экспорта. Мы не продаем за границу готовый продукт, а реализуем компоненты для будущих товаров и услуг.
Существует понятие Value Chain – цепочки стоимости. Проходя путь от сырья до готового продукта, на каждом этапе товар становиться дороже. Однако накрутка цены не является равномерной – будучи минимальной на стадии добычи, первичной обработки и реализации сырья, она растет на будущих этапах. Другими словами, меньше всего зарабатывает тот, кто продает сырье, а больше всех – производитель и дистрибьютор готового товара.
Не может быть аграрной развитой экономики, так как продажа зерна, картофеля или кукурузы – это лишь первые ступени Value Chain продовольственной промышленности и это заведомо проигрышный сценарий. Также не может быть и «сырьевой супердержавы», ведь цены на сырье крайне волатильны.
При этом в Украине есть прекрасная особенность: когда политики обозначают агарную отрасль драйвером экономики, они тут же забывают о промышленности. Или, находя источники будущего роста в IT, предпочитают не заниматься развитием условий для производственного сектора экономики.
На самом деле, у любой экономически успешной страны, чья экономика находится или находилась на подъеме, в переломные моменты было сразу несколько точек роста. Развитие промышленности, аграрной сферы и IT-сектора – это совершенно не взаимоисключающие идеи.
Наоборот, все они требуют одинаковых мер и последовательностей действий для создания благоприятных условий. Сюда входит налоговая либерализация, честные суды, прозрачная система регистраций и выдачи лицензий. Также для развития любого бизнеса необходима стабильность курса национальной валюты, доступные кредитные средства, режим содействия для иностранных инвесторов, которые принесут в страну не только финансовый ресурс, но и новые технологии.
Свое экономическое чудо Китай начал с создания свободных экономических зон – мест, где максимально улучшил условия для бизнеса. Дальше был фокус на аутсорсинге товаров массового потребление. После чего наступил период развития тяжелой промышленности и электроники. Теперь страна начинает конкурировать с японскими и американскими производителями автомобилей и сложного железа.
Другой пример – Индия, где развитие промышленности и сельского хозяйства отлично уживается с акцентом на IT отрасль. Сегодня Индия находится среди лидеров по объемам IT аутсорсинга. Однако местные компании занимаются, в том числе, производством и экспортом промышленных товаров.
Тайвань одной из точек роста выбрал сферу электроники. Например, компания HTC очень долго была просто подрядчиком и выполняла заказы по сборке устройств для других фирм, и только спустя какое-то время решила выйти на рынок с собственными продуктами.
Более близкий к нам и современный кейс – Словакия. Еще 15 лет назад страна испытывала серьезные экономические трудности. Но ей помогла либерализация экономики. Дешевая рабочая сила, низкие налоги и адекватные условия для бизнеса стали привлекать в Словакию инвестиции – многие компании разместили там свои производства, нацеленные на общий рынок Европейского Союза. Таким образом, именно промышленность стала одним из главных драйверов улучшения экономической ситуации в стране.
На фоне примеров успешного развития государств можно сделать несколько выводов. Во-первых, чтобы поднять экономику, нужно начать с организации благоприятной бизнес среды.
Во-вторых, нельзя целиться на отрасли с низкой добавочной стоимостью и уповать на экспорт сырья. Это серьезная проблема, которая уничтожила не одну экономику.
В-третьих, выбирая точкой роста даже такой потенциально успешный рынок, как IT, не стоит сбрасывать со счетов и другие направления. Как минимум, далеко не все люди смогут найти работу в сфере информационных технологий. Более того, не имея кластеров, вроде Кремниевой долины, а также достаточных капитальных ресурсов для масштабирования бизнеса, мы будем иметь две типичные ситуации – украинские фирмы-аутсорсеры, или успешные стартапы, которые на одном из ранних раундов инвестиций мигрируют за границу.
Вот почему я, в целом, против тезисов относительно приоритетности одних сфер перед другими.
Вместо этого Украине пора брать курс на сбалансированное развитие экономики. В любом случае, бизнес сам решит, куда ему выгоднее всего инвестировать капитал. Но только при условии наличия благоприятной экономической среды.
- Фінансова свобода: що ми насправді вкладаємо у це поняття? Олександр Скнар 14:34
- Нова ера на енергетичних ринках: кінець диктатури цін Ксенія Оринчак вчора о 16:49
- Український бізнес на Близькому Сході: культура, право і підводні камені Олена Широкова вчора о 16:12
- Замість реформи – репертуар. Замість дій – кастинг на премʼєра Дана Ярова вчора о 15:54
- Преюдиційне значення рішення МКАС при ТПП України для інших спорів: правовий аналіз Валентина Слободинска вчора о 14:47
- Чому бізнес-коучинг стає все більш затребуваним? Олександр Скнар вчора о 14:27
- Негаторний чи віндикаційний позов: який спосіб захисту обрати у земельному спорі? Андрій Лотиш вчора о 14:03
- З житлом і роботою: як змінюється філософія проєкту "Прихисток" Галина Янченко вчора о 13:59
- 5 найтиповіших помилок при впровадженні електронного документообігу Олександр Вернигора вчора о 12:47
- Енергоринок України 2025, коли прийдуть європейські трейдери Ростислав Никітенко 07.07.2025 21:07
- 2025-й: нові провали без нових прізвищ Дана Ярова 07.07.2025 18:49
- Справи про міжнародне викрадення дітей в світлі практики Верховного Суду Леся Дубчак 07.07.2025 18:09
- Мідь – новий барометр глобальних трансформацій Ксенія Оринчак 07.07.2025 15:29
- Договір про рекламні послуги: наслідки порушень у судовій практиці Сергій Барбашин 07.07.2025 11:19
- Медіація у бізнесі: чи готові українські компанії до альтернативних рішень? Катерина Присяжнюк 07.07.2025 11:09
- Готують підвищення тарифів для населення 707
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 416
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 180
- Військово-економічна пастка: чому зламався бум РФ 141
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? 127
-
10 липня зійде Оленяча повня: о котрій її спостерігати
Життя 17609
-
Психологія мільярдерів: чому вони купують наддорогі речі і навіщо їм це
Життя 9978
-
Кава може на 20-30% знизити ризик діабету другого типу – дослідження
Життя 6467
-
"Він просто зник": усе, що потрібно знати про гостинг – пояснює психологиня Ірина Шеньє
Життя 4476
-
"2000 метрів до Андріївки" Мстислава Чернова вийде вже в серпні – міжнародний трейлер
Життя 2916