Зарплаты чиновников: как решить проблему
Почему все решили,что у топ-чиновника (министра и его замов) не должно быть четко и прозрачно исчисляемого показателя его эффективности?
Недавний информационный скандал связанный с необходимостью поднять заработные платы министрам в очередной раз обнажил проблему концептуального подхода государства к адекватности и справедливости системы оплаты для государственных служащих. Законодатели совершенно не обращают внимание на урегулирование пробела в трудовых отношениях топ-чиновник - государство. При этом, данный аспект был, есть и будет «яблоком раздора» в обществе. Где найти решение?
Армия чиновников и проблема их оплаты
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в Украине в госсекторе занято около 22% работающего населения. Согласно своей методологии ОЭСР причисляет не только госслужащих, но и работников государственных медицинских учреждений, а также учебных заведений и силовых ведомств. Дело в том, что в подавляющем большинстве стран Европы учителя, преподаватели, полицейские, пожарные, военные имеют такой же статус, как и чиновники, и пользуются унифицированными льготами. Если сравнивать количество госслужащих в Украине со странами Европы, используя данные ОЭСР, то наше государство (22%) находится где-то в середине списка. Без учета вышеперечисленных категорий, на самом деле в Украине чиновников – 1,64% от занятого населения. На период 2015-16 гг. - это 259 тыс. человек. В 2016-м, в начале реформы госслужбы в Украине, когда общественный запрос на изменения был значительным, госаппарату удалось сократить численность работников на 23,5%, с 259 тыс. до 198 тыс.чел., а расходы на их зарплаты — на 11% (с 10,7 млрд до 9,5 млрд грн). При этом стратегия реформирования государственного управления Украины на 2016–2020 гг. главной целью ставила не сокращение численности, а повышение заработной платы государственных служащих до конкурентоспособного уровня в соответствии с показателями общего рынка труда. Но задача провалена.
Не удалось справиться и с основным вызовом - прозрачностью и понятностью зарплат чиновников. И это при том, что на зарплаты чиновников ежегодно идет около 80% всех расходов госбюджета, предназначенных органам госуправления.
Какие модели в развитых странах
VoxUkraine провела анализ ставок чиновников в 13 различных странах. Оказалось, что во всех проанализированных странах министры и их заместители зарабатывают больше украинских чиновников. Больше всего получают министры в Великобритании, меньше всего – в Черногории.
Но главный вывод не в цифрах, хотя именно к ним больше всего внимание общественности в Украине. Аналитика демонстрирует, используя исключительно численный метод, что если сравнивать доходы госслужащих с поправкой на бедность страны и сопоставить оплату труда министров по средней или минимальной ЗП в стране, то разница почти исчезает.
В цивилизованном мире есть два варианта формирования зарплат чиновников. Первый метод - "правительственных компенсационных выплат", которые исчисляются в зависимости от тех или иных тенденций в экономике страны (средняя заработная плата по секторам экономики, доход на душу населения и пр.). Таким образом удается привлекать к работе в госсекторе высококачественных специалистов, предложив им более или менее конкурентную зарплату.
Второй – «метод результатов», который базируется на взаимозависимости между сферой, в которой работает госслужащий, и качеством иколичеством предоставление услуг госструктурой.
Понятно, что оба метода – стимулирующие, а не демотивирующие.
В Украине не применяется ни один из данных методов. Сейчас у нас на практике заработная плата государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавки за выслугу лет, надбавки за ранг государственного служащего и премий. За дополнительную нагрузку при исполнении обязанностей отсутствующего коллеги можно получить еще 50% от его должностного оклада. А надбавки за ранг и выслугу лет также могут составлять до 50% должностного оклада госслужащего. При этом общий размер премий, которые может получить государственный служащий за год, не должен превышать 30% фонда его должностного оклада за год. А фонд премирования госоргана должен устанавливаться в размере 20% общего фонда должностных окладов за год и экономии фонда оплаты труда.
В результате принятия закона о государственной службе в 2016 году, заработные платы немного увеличились для госслужащих всех рангов, ведь изменились базовые ставки должностных окладов. Однако они совершенно остались ниже рыночных, что не стимулирует приходить на госслужбу хороших специалистов, оставаться на госслужбе и главное – не мотивирует давать видимые, позитивные результаты работы ведомства.
Такой неутешительный зарплатный «статус кво» остался для низшего и среднего звена чиновников. Но для топов (руководящего состава министерств и государственных ведомств), он приобрел деструктивные черты. Тенденции 2015-2019 гг продемонстрировали, что «реформаторы» высшего чиновничьего уровня получили «право на специальные условия оплаты труда», хотя ни законом, ни подзаконными нормативными актами, они не предусмотрены. Их надбавки "за реформирование" стали в 3,5–5 раз превышать их должностные оклады.
При этом для общества можно было услышать лишь несколько обоснований повышения зарплат топ-чинновников:
- чтобы не воровали
- у них тоже семьи и им надо жить
- в коммерческом секторе для топов зарплаты выше.
Тогда как видимых успехов в реформах общество не видело и не видит и поэтому все это лишь вызывает лишь возмущение.
Вариант решения
Любой собственник бизнеса знает, что такое KPI (ключевые показатели эффективности) наемного топ-менеджера компании. Это, как правило, глобальные показатели компании, такие как прирост прибыли, увеличение капитализации компании, увеличение количества инвесторов, увеличение доли компании на рынке и т.д.
Так кто решили, что у топ-чиновника (министра и его замов) не должно быть такого четко и прозрачно исчисляемого показателя его эффективности?
Следует уже давно задуматься, как на законодательном уровне установить систему коэффициентов корректировки зарплаты чиновников (по всей иерархической вертикале) в зависимости от сферы, в которой работает тот или иной госорган и одновременно ввести механизмы финансирования министерств в соответствии с объемом возложенных на них задач и результатами их выполнения.
Например, для чиновников, работающих в структуре Минэкономразвития, это могут быть рост ВВП (или его падение), привлечение инвестиций, отклонение ключевых показателей развития экономики от прогнозируемых.
Такие системы KPI для топов, государству надо сформировать по каждому министерству и ведомству.
И как дополнительный стимулирующий фактор (действующий и в бизнесе) следует использовать и социальные льготы, которые могут выполнять роль бонусов для чиновников. Например, возможность бесплатного получения второго высшего образования, расширенное медицинское страхование, бесплатный (или льготный) проезд ж/д и коммунальными видами транспорта, специальные условия кредитования для семей чиновников и т.д.
Такие подходы давно и надежно работаю в странах Европы и Северной Америки. Они же могут стать эффективным решением для Украины, раз и навсегда решив дилемму низкой мотивации госчиновников.
- Війна змінила правила гри: Україна на першому місці за передачами озброєння (2022–2024) Христина Кухарук вчора о 16:22
- Как оформить наследство в Украине, если вы находитесь за границей: пошаговая инструкция Віра Тарасенко вчора о 14:50
- Централізація закупівель: як Україна та ЄС підвищують ефективність державних витрат Олена Усеінова 23.05.2025 17:38
- Обмеження переказів між картками: що зміниться з 1 червня? Денис Терещенко 23.05.2025 15:07
- Як уникнути блокування податкових накладних? Сергій Пагер 23.05.2025 08:47
- Сімейне підприємництво в Україні: міжнародний досвід та перспективи Юлія Мороз 22.05.2025 14:15
- Світло – не трофей Ірина Голіздра 22.05.2025 12:56
- Оскарження тарифу на електроенергію: КОАС розглядає справу проти постанови КМУ Андрій Хомич 22.05.2025 11:38
- Господарювання без сторонніх або ТОВ з 1 учасником Альона Пагер 22.05.2025 09:39
- Капітал у квадратних метрах: стратегічний погляд на інвестиції в українську нерухомість Раміль Мехтієв 22.05.2025 09:07
- Хто вбив Андрія Портнова? Дмитро Золотухін 22.05.2025 01:17
- Психосоціальні ризики: прихована загроза безпеці праці, яку не варто ігнорувати Валентин Митлошук 21.05.2025 15:51
- Війна і молодь України: виклики, нові цінності та перспективи розвитку після війни Захарій Ткачук 21.05.2025 13:32
- Що робити зі скасуванням торгівельного безвізу для України Юрій Щуклін 21.05.2025 13:22
- Суд не вправі оцнювати ухвали НСРД Андрій Хомич 21.05.2025 11:39
- Хто вбив Андрія Портнова? 3439
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 216
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі 152
- Війна змінила правила гри: Україна на першому місці за передачами озброєння (2022–2024) 97
- Обмеження переказів між картками: що зміниться з 1 червня? 89
-
Нові 1920-ті, "кернесанс" і "Геть від Москви!": як живе Харків за 30 км від Росії
10287
-
Виклик Маску: як Китай утричі обігнав Starlink за потужностями виробництва супутників
Думка 7587
-
Натреновані на вбивство: Кремлю доведеться розв'язувати проблему розлючених фронтовиків
Думка 6892
-
"Агресор космічного масштабу". Ексрозвідниця США про загрозу РФ, Китаю і нову роль України
5925
-
L'Oréal Україна запускає другий сезон програми L'Oréal Startup Hub: як подати заявку
Новини компаній 5123