Почему Украина осталась без боевых вертолетов?
На государственную программу модернизации Ми-24 потрачены сотни миллионов гривен, но Вооруженные силы Украины обновленных машин не получили и до сих пор ощущают острую нехватку боевых вертолетов. Чиновники же считают, что необходимости в таких машинах нет.
На днях Минобороны обнародовало инфографику сравненияколичества вооружений в АТО в августе 2014 и в августе 2015. Налицо увеличение количестваединиц бронетехники, артиллерийских и реактивных систем, даже самолетов, ноодна позиция осталась на прежнем уровне – это количество вертолетов.
К сожалению, предпосылок для появления не только в зоне АТО,но и в целом в вооруженных силах новых винтокрылых машин пока нет, хотя ВСУ ужедавным-давно должны были получить модернизированные МИ-24 по совместной сфранцузами программе Helicopter. Но проект, стартовавший еще 8 лет назад, вочередной раз свернут, а может быть и совсем забыт, хотя на него потраченысотни миллионов гривен.
Украина не производит ударные вертолеты, но Украина ихмодернизирует. И в обновлении боевых Ми-24 мы держали планку высоко. Школаавиаремонта в нашей стране была на голову выше, чем уровень подобныхспециалистов в той же РФ. Но без России полноценный капитальный ремонт и, соответственно,модернизация были невозможны.
Первое - это лопастинесущего и рулевого винтов. Их производят в России, и еще в годы «дружбы исотрудничества» они всегда были элементом некого шантажа и ограничения навнешних рынках заказов для Украины на капитальный ремонт вертолетов. Моипредложения начать совместноепроизводство с Южноафриканской компанией Paramount в 2012 году были приняты вштыки. Формальная причина - высокая цена. Но стоимость российских лопастейросла в геометрической прогрессии, а теперь мы вообще не можем их купить.
И это лишь один из примеров того, что происходит в нашейоборонке, когда из-за формализма или отсутствия современного менеджерскогоподхода в итоге страдает отрасль.
Второе больное место модернизации вертолетов – редукторы. Мыпотеряли стратегически важное предприятие – Луганский авиаремонтный завод. Ночастично дефицит этих комплектующих возможно закрыть мощностями отечественнойМотор-Сич.
Вопрос «отсталости» еще советских Ми-24 от современныхпотребностей армейской авиации был поставлен еще в начале 2000-х. Нужен былвертолет с улучшенными летными характеристиками, который может воевать ночью,оснащенный современным управляемым вооружением и с более длинным «жизненнымциклом». Повысить эффективность существующих машин должна была новая программа модернизации вертолетов Ми-24. Она стартовала еще в 2007 г.,когда Минобороны заключило договор ГП Авиакон на выполнение опытно-конструкторскихработ Helicopter.
Работу по модернизации Ми-24 Авиакон проводил в кооперации спредприятиями Мотор Сич, Луч, Арсенал, Изюмский приборостроительный завод,киевской компанией Адрон, французской фирмой Sagem D.S. Пакет новогофранцузского оборудования должен был дать возможность выполнять поставленныезадачи в любое время суток, увеличить дальность распознавания цели, использоватьотечественные управляемые ракеты Барьер-В и т.д.
Уже к концу 2008 года Минобороны рассчитывало получитьопытный образец, а в 2009 принять модернизированные машины на вооружение. Нареализацию программы МО перечислило $17,5 млн, около десяти из которых – французскому партнеру. Но в 2009 г.возникла сначала техническая, потом финансовая проблема между основнымиисполнителями проекта Helicopter - ГПАвиакон и компанией Sagem D.S., постепенно переросшая в политическуюнапряженность. Первые обвиняли вторых внекачественной работе, а те, в свою очередь, в несвоевременной оплате.
Посыпались взаимные обвинения, хотя фактическая проблемабыла в несогласованности действий предприятий, которые были задействованы впрограмме, и координировать работу которых должен был Авиакон. А вместо того,чтобы решать возникшие проблемы, привыкшие работать «по-старинке» функционеры, толькодальше загоняли ситуацию в тупик. А французы не переставали удивлятьсянепрофессионализму украинских «менеджеров».
К 2010-му МО так и не получило опытный образец, назревалаугроза выплаты неустойки французской стороне за разрыв контракта, которыйинициировал тот же Авиакон. Хотя на тот момент реально веских юридическихоснований для выигрыша спора с компанией Sagem в судебном порядке у украинскойстороны не было. Авиакону грозили штрафные санкции на € 65 млн! А это был быощутимый удар не только по финансовому положению завода, но и в целом порепутации Украины. Назревал международный скандал.
К 2012-му году проект фактически застопорился. Реанимировалего уже я, будучи директором Авиакона: масса встреч с партнерами, поисккомпромиссов и новых решений. Тогда с большим трудом удалось снять целый рядпроблемных вопросов, реструктуризировать график, обеспечить платежи и фактическиперезапустить программу. Мы провели успешные летные испытания, первый этап программыбыл принят. Всё уже было готово для установки дополнительных элементов, ноопять начались перебои с финансированием, а после моего ухода с должностизаместителя генерального директора Укроборонпрома, вертолетная программа вообщеушла из приоритетных тем.
На сегодняшний день программа фактически заморожена, чтовызывает как минимум недоумение, учитывая то, что на нее уже потрачены огромныесредства, и в сегодняшней ситуации, потребность ВСУ в модернизированных вертолетахни у кого не вызывает сомнений. Крометого, в современных военных доктринах, ударнойавиации уделяется огромное значение. В Укроборонпроме же бытует мнение, что насегодня в вертолетах острой необходимости нет, с чем наверное вряд лисогласится Генеральный штаб. Да и как бы не было поздно, когда такая необходимостьвозникнет.
Конечно препятствий для начала любой сложной работы множество,и всегда можно найти причины и отговорки. Но кто-то верит в то, что в ближайшеевремя найдутся средства на покупку, например, десятка американских новенькихАпачей, каждый из которых тянет на $ 50 млн? Или всё-таки, имея такую промышленную базу, стоитподумать о совместной модернизации или даже производстве вертолетов? Для меня ответыочевидны.
Разработка собственных винтокрылых машин – долгая и оченьдорогая история, государственные программы – тоже, учитывая горький опыт, путьв никуда. А кооперация с иностраннымипроизводителями даст нам быстрый доступ к необходимым технологиям и позволитполучить современные машины. Пусть не полностью украинские, но собранныеукраинцами для украинских Вооруженных сил.
Нужно только сделать первый шаг – создать условия дляприхода инвестиций в оборонку. А это, прежде всего, понятные для всех правилаигры и гарантии. Украина интересна западным компаниям и они ждут. Им нужнаприбыль, а нам – сильная страна.
- Війна змінила правила гри: Україна на першому місці за передачами озброєння (2022–2024) Христина Кухарук вчора о 16:22
- Как оформить наследство в Украине, если вы находитесь за границей: пошаговая инструкция Віра Тарасенко вчора о 14:50
- Централізація закупівель: як Україна та ЄС підвищують ефективність державних витрат Олена Усеінова 23.05.2025 17:38
- Обмеження переказів між картками: що зміниться з 1 червня? Денис Терещенко 23.05.2025 15:07
- Як уникнути блокування податкових накладних? Сергій Пагер 23.05.2025 08:47
- Сімейне підприємництво в Україні: міжнародний досвід та перспективи Юлія Мороз 22.05.2025 14:15
- Світло – не трофей Ірина Голіздра 22.05.2025 12:56
- Оскарження тарифу на електроенергію: КОАС розглядає справу проти постанови КМУ Андрій Хомич 22.05.2025 11:38
- Господарювання без сторонніх або ТОВ з 1 учасником Альона Пагер 22.05.2025 09:39
- Капітал у квадратних метрах: стратегічний погляд на інвестиції в українську нерухомість Раміль Мехтієв 22.05.2025 09:07
- Хто вбив Андрія Портнова? Дмитро Золотухін 22.05.2025 01:17
- Психосоціальні ризики: прихована загроза безпеці праці, яку не варто ігнорувати Валентин Митлошук 21.05.2025 15:51
- Війна і молодь України: виклики, нові цінності та перспективи розвитку після війни Захарій Ткачук 21.05.2025 13:32
- Що робити зі скасуванням торгівельного безвізу для України Юрій Щуклін 21.05.2025 13:22
- Суд не вправі оцнювати ухвали НСРД Андрій Хомич 21.05.2025 11:39
- Хто вбив Андрія Портнова? 3429
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 216
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі 151
- Війна змінила правила гри: Україна на першому місці за передачами озброєння (2022–2024) 95
- Обмеження переказів між картками: що зміниться з 1 червня? 85
-
Нові 1920-ті, "кернесанс" і "Геть від Москви!": як живе Харків за 30 км від Росії
9051
-
Від $2000 за квадрат і робітники з Індії. Ігор Ніконов про майбутнє ринку нерухомості
Бізнес 7923
-
Виклик Маску: як Китай утричі обігнав Starlink за потужностями виробництва супутників
Думка 7340
-
Натреновані на вбивство: Кремлю доведеться розв'язувати проблему розлючених фронтовиків
Думка 6699
-
"Агресор космічного масштабу". Ексрозвідниця США про загрозу РФ, Китаю і нову роль України
5821