ЖКХ: социально зависимая реформа
Назревшую жилищно-коммунальную реформу ни в коем случае нельзя рассматривать как экономически абстрактный, институциональный проект, поскольку, в первую очередь, это социально зависимая реформа.
Назревшую жилищно-коммунальную реформу ни в коем случае нельзя рассматривать как экономически абстрактный, институциональный проект, поскольку, в первую очередь, это социально зависимая реформа.
Безусловно, сама модель управления жильем через коммунальные ЖЭКи тупиковая. Поэтому она все же будет модернизироваться параллельно с усовершенствованием управления жилым фондом и приходом нами, как собственников, к управлению этим фондом.
Хочу в очередной раз обратить внимание на то, как в процессе модернизации всей отрасли должна, на мой взгляд, трансформироваться и сама философия формирования тарифов.
Коль скоро в тарифе на тепло две трети занимает газ, а Украина может обеспечить свои предприятия теплокоммунэнерго (а значит, и нас с Вами) прогнозируемой политикой на украинский газ, то и цена на этот газ должна коррелироваться. И траектория цены на газ от себестоимости до мировой цены должна совпадать с траекторией наших доходов и наших зарплат от сегодняшних реалий к каким-то, условно говоря, средне-европейским показателям. Сколько времени на это понадобится – пять или десять лет – зависит от успешности курса реформ, проводимого очередной властью, очередным правительством. Но параллельно тепловики, зная, что цена на газ неминуемо будет повышаться по плавной траектории, должны заниматься модернизацией и сокращением потребления газа за счет внедрения систем учета, за счет сокращения потерь в сетях, за счет перехода на альтернативу.
Приблизительно такая же задача должна стоять и перед предприятиями водообеспечения, где процентов 50% себестоимости составляют расходы на электроэнергию для энергонасосов, которые подают воду и где, к сожалению, мы имеем колоссальные потери. В мире, как правило, этот «электрический» процент составляет всего около 15%. Относительно низкая цена на электроэнергию для водообеспечивающих предприятий тоже должна по плану траектории выходить и сравниваться с ценой для промышленных предприятий. Но параллельно эта кривая должна совпадать и с ростом доходов населения, и с модернизацией, и сокращением в потерях воды, проч. Что касается сектора водоснабжения, то с учетом дефицита питьевой воды как в Украине, так и в мире, нужно понимать и то, что цена на исходный продукт (воду) как артезианскую, так из водных источников, будет неминуемо возрастать. Иначе это будет не вода, а суррогат.
Третья группа тарифов – те, которые касаются содержания и обслуживания жилья. В них пока процентов 60-70 занимает заработная плата управленческого персонала. С одной стороны, зарплата дворников и сантехников также должна расти, как и зарплата наша с вами. Но, с другой стороны, необходимо оптимизировать структуру управления и более эффективно использовать труд этих работников, Кроме того, необходимо создавать условия, при которых они все-таки будут качественно работать за наши деньги: будут нас обслуживать, а не диктовать свои условия.
Вернусь к тому, с чего начал: именно тот факт, что реформа ЖКХ – социально зависимая реформа, сделал ее весьма уязвимой. Поэтому она до сих пор по большому счету остается заложницей политиков-популистов, именно в этом причина того, что отрасль ЖКХ в Украине – одна из самых отстающих и практически самая «нетронутая» с момента развала Советского Союза. Но дальше оттягивать время некуда. Мы стоим на краю пропасти.
- Бізнес з країнами Близького Сходу: що потрібно знати про гроші, темп і традиції Любомир Паладійчук вчора о 21:38
- Фінансова свобода: що ми насправді вкладаємо у це поняття? Олександр Скнар вчора о 14:34
- Нова ера на енергетичних ринках: кінець диктатури цін Ксенія Оринчак 08.07.2025 16:49
- Український бізнес на Близькому Сході: культура, право і підводні камені Олена Широкова 08.07.2025 16:12
- Замість реформи – репертуар. Замість дій – кастинг на премʼєра Дана Ярова 08.07.2025 15:54
- Преюдиційне значення рішення МКАС при ТПП України для інших спорів: правовий аналіз Валентина Слободинска 08.07.2025 14:47
- Чому бізнес-коучинг стає все більш затребуваним? Олександр Скнар 08.07.2025 14:27
- Негаторний чи віндикаційний позов: який спосіб захисту обрати у земельному спорі? Андрій Лотиш 08.07.2025 14:03
- З житлом і роботою: як змінюється філософія проєкту "Прихисток" Галина Янченко 08.07.2025 13:59
- 5 найтиповіших помилок при впровадженні електронного документообігу Олександр Вернигора 08.07.2025 12:47
- Енергоринок України 2025, коли прийдуть європейські трейдери Ростислав Никітенко 07.07.2025 21:07
- 2025-й: нові провали без нових прізвищ Дана Ярова 07.07.2025 18:49
- Справи про міжнародне викрадення дітей в світлі практики Верховного Суду Леся Дубчак 07.07.2025 18:09
- Мідь – новий барометр глобальних трансформацій Ксенія Оринчак 07.07.2025 15:29
- Договір про рекламні послуги: наслідки порушень у судовій практиці Сергій Барбашин 07.07.2025 11:19
- Готують підвищення тарифів для населення 708
- Військово-економічна пастка: чому зламався бум РФ 142
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? 128
- Медіація у бізнесі: чи готові українські компанії до альтернативних рішень? 96
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини 87
-
Кава може на 20-30% знизити ризик діабету другого типу – дослідження
Життя 6525
-
"Він просто зник": усе, що потрібно знати про гостинг – пояснює психологиня Ірина Шеньє
Життя 5995
-
Україна з нуля збудувала винятковий ВПК, але він працює лише на 60% – фон дер Ляєн
Бізнес 4276
-
"Сонне розлучення" – вихід для пар, щоб покращити якість нічного відпочинку та сексуального життя
Життя 3354
-
Мовний апгрейд: як правильно сказати українською "пир горой", "в рассрочку" і ще вісім фраз
Життя 3278