Солнечные электростанции: поглотители чернозема или шанс для энергетики Украины?
Энергетика в нашей стране всегда была обсуждаемой темой на любых уровнях – от экспертного до бытового. Причем с сильным перевесом бытового.
Энергетика в нашей стране всегда была обсуждаемой темой на любых уровнях – от экспертного до бытового. Причем с сильным перевесом бытового. Почти каждый имеет собственное «экспертное» мнение о себестоимости добычи украинского газа, грабительском «зеленом» тарифе, разрушении озонового слоя и, конечно же, вреде солнечных электростанций для экологии. Мне как владельцу компании, которая развивает в Украине солнечную энергетику, хочется внести ясность в тему, в которой разбираюсь экспертно. Накипело, как говорится. Давайте по порядку.
Пятна на солнце
Часто слышу обвинения по типу «вы загрязняете природу, строительство солнечных электростанций – очень экологически грязный процесс». Такие комментаторы путают производство солнечных панелей с непосредственно строительством электростанции. Мы занимаемся последним, а производят фотоэлементы и панели, в основном, в Китае. И да, процесс это крайне энергоемкий и достаточно вредный. Так что китайцам спасибо. А строительство СЭС исключительно экологичный процесс. Мало того, что оно очень часто происходит на заболоченных почвах, абсолютно не пригодных для выращивания сельхозкультур, но и демонтировать станцию по истечении срока службы можно за считанные недели, оставив природу практически нетронутой.
Вас тут не стояло
Часто нас, солнечников, упрекают, что занимаем плодородные украинские черноземы. Ну да, занимаем. Но только земли, которые выведены из реестра сельскохозяйственного назначения. Земля все равно «гуляет», ее никто не обрабатывает. Так что гумус мы не разрушаем. А солнечные электростанции создают рабочие места, инфраструктуру, генерируют электроэнергию, в конце концов, которой, судя по веерным отключениям последних лет, в Украине отнюдь не переизбыток, а совсем наоборот.
Об «экологичности» городских транформаторов
Еще один вроде бы козырь в рукавах противников альтернативной энергетики – это установленные на солнечных электростанциях трансформаторы, которые опасны из-за возможных утечек масла (а масло – это нефтепродукты, которые могут загрязнить почву). Как раз для исключения этих рисков мы специально проектируем под фундамент каждого такого трансформатора специальный герметичный резервуар для 100% объема масла. Если при аварии масло вытечет – его легко просто собрать и утилизировать. Никаких проблем и рисков для экологии. Чего, увы, не скажешь о сотнях и тысячах городских трансформаторных станций, которые установлены еще в советское время и давным-давно выработали свой ресурс. Двойного дна там нет и в помине. Это настоящие бомбы замедленного действия, но никто почему-то не кричит SOS.
Прекрасный «зеленый»
Мой самый любимый миф – о «зеленом» тарифе, за который, дескать, должны платить втридорога простые потребители электроэнергии. Так никто из вас за этот тариф не платит – данная программа не предусматривает компенсации разницы в тарифах за счет населения. Это финансирование берут на себя банки-кредиторы, тот же ЕБРР, за счет адресных вливаний в эту сферу. Важно понимать, что «зеленый» тариф - это стимулирование инвестиций в украинскую экономику. Недавние громко распиаренные на самом высоком уровне соглашения по строительству ветростанции «Сиваш» и будущие совместные украино-норвежские проекты на 1,5 миллиарда долларов – из той же обоймы. Пока украинская экономика не стала привлекательной для инвесторов, мы должны показать им выгоду этих вложений. Это нормальный бизнес-подход. Иначе никто к нам не придет и ничего не построит – ждать помощи от «доброй» Европы не стоит. Cейчас в страну заходят деньги, причем немалые, растет ВВП, производится электроэнергия. Далее по истечение срока действия «зеленого» тарифа все эти станции будут работать с ценой в разы меньше существующих «дешевых» традиционных электростанций. И уже экологичная возобновляемая энергетика будет дотировать вредную традиционную энергетику. Поясню.
С головы на ноги
Несколько лет назад активно обсуждалась тема модернизации генерирующих мощностей в Украине. Сейчас как-то подзаглохла, а зря. Я сейчас даже не касаюсь темы дорожающего топлива для них – угля и газа, это отдельная история. Проблема в том, что подавляющее количество наших теплоэлектростанций выработали свой ресурс еще в конце 1990-х годов. И сейчас в буквальном смысле медленно рассыпаются. Все это большие выбросы углеводородов в почве и воздухе, болезни дыхательных путей, опасность аварий и так далее. Поэтому если уже сегодня не думать о том, чем мы через 7-10 лет заменим ветшающие мощности, которые сегодня генерируют львиную долю потребляемой Украиной электроэнергии, то будущее нас ждет незавидное. При этом одной модернизацией старых мощностей не обойтись – нужно строить новые. Думать можно в направлении атомной энергетики, гидростанций, переработки бытовых отходов. В Европе, на которую мы постоянно равняемся, давно поняли, что будущее – за возобновляемыми источниками энергии. Вспомним ту же Германию, где не так давно в один из дней электроэнергия, выработанная с помощью ВИЭ, покрыла 50% потребления всей страны.
И, наконец, вишенка на торте. Знаете какой срок окупаемости объектов традиционной генерации? Ответ вас удивит: 25-35 лет. И стоимость производимой ими электроэнергии сейчас ниже альтернативной только потому, что станции окупились десятки лет назад – в советские времена. Солнечные же, как и ветряные станции окупаются в среднем за 5-7 лет. Почувствуйте разницу, а выводы о пользе или вреде делайте сами.
- Бізнес з країнами Близького Сходу: що потрібно знати про гроші, темп і традиції Любомир Паладійчук вчора о 21:38
- Фінансова свобода: що ми насправді вкладаємо у це поняття? Олександр Скнар вчора о 14:34
- Нова ера на енергетичних ринках: кінець диктатури цін Ксенія Оринчак 08.07.2025 16:49
- Український бізнес на Близькому Сході: культура, право і підводні камені Олена Широкова 08.07.2025 16:12
- Замість реформи – репертуар. Замість дій – кастинг на премʼєра Дана Ярова 08.07.2025 15:54
- Преюдиційне значення рішення МКАС при ТПП України для інших спорів: правовий аналіз Валентина Слободинска 08.07.2025 14:47
- Чому бізнес-коучинг стає все більш затребуваним? Олександр Скнар 08.07.2025 14:27
- Негаторний чи віндикаційний позов: який спосіб захисту обрати у земельному спорі? Андрій Лотиш 08.07.2025 14:03
- З житлом і роботою: як змінюється філософія проєкту "Прихисток" Галина Янченко 08.07.2025 13:59
- 5 найтиповіших помилок при впровадженні електронного документообігу Олександр Вернигора 08.07.2025 12:47
- Енергоринок України 2025, коли прийдуть європейські трейдери Ростислав Никітенко 07.07.2025 21:07
- 2025-й: нові провали без нових прізвищ Дана Ярова 07.07.2025 18:49
- Справи про міжнародне викрадення дітей в світлі практики Верховного Суду Леся Дубчак 07.07.2025 18:09
- Мідь – новий барометр глобальних трансформацій Ксенія Оринчак 07.07.2025 15:29
- Договір про рекламні послуги: наслідки порушень у судовій практиці Сергій Барбашин 07.07.2025 11:19
- Готують підвищення тарифів для населення 707
- Військово-економічна пастка: чому зламався бум РФ 142
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? 128
- Медіація у бізнесі: чи готові українські компанії до альтернативних рішень? 95
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини 87
-
Кава може на 20-30% знизити ризик діабету другого типу – дослідження
Життя 6507
-
"Він просто зник": усе, що потрібно знати про гостинг – пояснює психологиня Ірина Шеньє
Життя 5714
-
Україна з нуля збудувала винятковий ВПК, але він працює лише на 60% – фон дер Ляєн
Бізнес 3735
-
Мовний апгрейд: як правильно сказати українською "пир горой", "в рассрочку" і ще вісім фраз
Життя 3161
-
Укрзалізниця закупить вагони нового покоління: основні характеристики
Бізнес 3004