В предвкушении послевкусия: чем Украина может ответить на эпидемию
Уже сейчас экономика Украины падает на 8-10%.
Сейчас такое время, когда коллеги просят удерживаться от слабо обоснованных прогнозов о последствиях влияния эпидемии коронавируса на экономику Украины. И это правильно. На самом деле, никто не понимает, когда заболеваемость пойдет на спад и у нас, и в западных странах, когда закончится карантин, будет ли вторая волна эпидемии осенью. Дать более-менее адекватный прогноз в такой ситуации невозможно. Поэтому срок актуальности любых прогнозов сейчас не больше недели. И относиться к ним стоит как к одному из сценариев с невысокой степенью реализуемости.
Этот материал – реакция на тот информационный фон, который сейчас наполняет сети. Прошу не рассматривать это как прогноз. Но на всякий случай слабонервные и беременные пусть удалятся от экранов.
Большинство мнений сводится к тому, что главный удар придется на ІІ квартал и будет он сильнее, чем во время финансового кризиса в ІV квартале 2008 года. Падение ВВП в США и ЕС в апреле-июне может достигать 30%. Например, Goldman Sachs и Morgan Stanley ожидают в США падения до 30%, Bank of America – 24%, JP Morgan – 14%, а глава ФРБ Сент-Луиса заявил о возможном падении на 50%. Эти прогнозы основаны на предположении о том, что заболеваемость пойдет на спад в середине ІІ квартала, а к концу квартала начнется некоторое восстановление деловой активности. От Украины можно было бы ожидать сопоставимых темпов падения, поскольку у нас принимаются аналогичные меры карантина, а наш экспорт полностью зависит от активности на этих рынках.
Но если обратить внимание на статистику потребления электроэнергии в Украине, то мы увидим снижение на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди причин – как более высокая температура весной этого года, так и меры карантина, а также – ограничение производственной активности. «Укрэнерго» ожидает, что по итогам марта потребление электроэнергии снизится на 8,2%. Если из этих данных исключить фактор потепления, то получится, что карантин снизил потребление электроэнергии в Украине на 5-6%. Такое падение потребления характерно для снижения ВВП на 8-10%. То есть уже сейчас мы имеем 8-10% падения экономики.
Промышленность еще не в полной мере успела ощутить падение спроса на экспортных рынках. Это проявится в ближайшие две недели. Так что можно ждать просадки до 12-15% во ІІ квартале с надеждой на восстановление осенью. Поэтому, прогнозы украинских компаний о снижении экономики в пределах 4-5% по итогам года вполне реальны.
Но если будут приняты меры по остановке промышленных предприятий, потери будут в разы больше, а последствия катастрофическими. Необходимо понимать, что доля промышленных отраслей (добывающая и обрабатывающая промышленность) в ВВП составляет более 30%, а с учетом смежных отраслей она существенно больше. Например, металлургия в смежных отраслях создает в 1,3 раза больше добавленной стоимости, чем сама непосредственно. Кроме того, специфика некоторых отраслей, той же металлургии, предполагает значительные затраты на запуск после остановки.
Из хороших новостей: инвестбанки ожидают, что экономический кризис может быть краткосрочным, так как вызван не фундаментальными, структурными проблемами, а форс-мажорным событием.
Но темпы восстановления будут зависеть от действий властей. Об этом прямо заявляет Еврокомиссия, когда опубликовала свой прогноз, согласно которому экономика ЕС может снизиться от 0% до 1% в 2020 году в результате эпидемии. Вот этот диапазон – зависит от действия правительств стран-членов. Один процент годового роста (падения) для ЕС – крайне важный показатель.
И мы видим ответ стан ЕС:
Франция – 2% от ВВП фискальные меры и 13% ВВП – государственные гарантии по корпоративным банковским кредитам.
Германия – 4,5% от ВВП фискальные меры и инвестиции, 24% ВВП – государственные гарантии по корпоративным банковским кредитам.
Италия – 1,5% от ВВП пакет помощи бизнесу, 20% ВВП – дополнительная ликвидность.
Польша – 9,2% от ВВП пакет помощи бизнесу и людям, потерявшим работу.
Также Соединенные штаты объявили наиболее масштабную программу стимулирования экономики. На борьбу с последствиями коронавируса выделено $2 трлн. Это эквивалентно 9,5% ВВП.
Ждем аналогичных действий от нашего правительства. По данным СМИ, в правках Кабмина к бюджету предполагается сократить финансирование строительства дорог. Хотя самый действенный механизм поддержки экономики в кризисные моменты – инвестиции в инфраструктуру.
В Украине износ объектов инфраструктуры критический, поэтому простор для деятельности большой. Но в качестве источника средств можно рассчитывать только на средства МФО. Каждая гривна, инвестированная в строительство в 2018 году, приносила 0,73 грн добавленной стоимости в самом строительстве, смежных отраслях, и за счет потребительских расходов работников. Такие расчеты можно сделать на основании таблицы Затраты-Выпуск. Это означает, что мультипликатор инвестиций равен 1,73. Если предположить, что нас ожидает падение ВВП по итогам года на 4-5%, то для нейтрализации потерь потребуется 90-110 млрд грн ($3,3-4,0 млрд или 2,2-2,7% ВВП). Сложности могут быть не только в финансировании, но и в освоении, так как настолько масштабные программы в Украине были только при подготовке к ЕВРО-2012. Объектами, запущенными при реализации программы, все пользуются уже 8-10 лет.
Резюмируя – у Украины есть шанс понести меньший ущерб от карантина, чем прочие страны, во ІІ «кризисном» квартале. Но по итогам года, скорее всего, мы понесем более значительный ущерб. Очень многое будет зависеть от действий нашего правительства по предотвращению последствий кризиса.
- Бізнес з країнами Близького Сходу: що потрібно знати про гроші, темп і традиції Любомир Паладійчук 21:38
- Фінансова свобода: що ми насправді вкладаємо у це поняття? Олександр Скнар 14:34
- Нова ера на енергетичних ринках: кінець диктатури цін Ксенія Оринчак вчора о 16:49
- Український бізнес на Близькому Сході: культура, право і підводні камені Олена Широкова вчора о 16:12
- Замість реформи – репертуар. Замість дій – кастинг на премʼєра Дана Ярова вчора о 15:54
- Преюдиційне значення рішення МКАС при ТПП України для інших спорів: правовий аналіз Валентина Слободинска вчора о 14:47
- Чому бізнес-коучинг стає все більш затребуваним? Олександр Скнар вчора о 14:27
- Негаторний чи віндикаційний позов: який спосіб захисту обрати у земельному спорі? Андрій Лотиш вчора о 14:03
- З житлом і роботою: як змінюється філософія проєкту "Прихисток" Галина Янченко вчора о 13:59
- 5 найтиповіших помилок при впровадженні електронного документообігу Олександр Вернигора вчора о 12:47
- Енергоринок України 2025, коли прийдуть європейські трейдери Ростислав Никітенко 07.07.2025 21:07
- 2025-й: нові провали без нових прізвищ Дана Ярова 07.07.2025 18:49
- Справи про міжнародне викрадення дітей в світлі практики Верховного Суду Леся Дубчак 07.07.2025 18:09
- Мідь – новий барометр глобальних трансформацій Ксенія Оринчак 07.07.2025 15:29
- Договір про рекламні послуги: наслідки порушень у судовій практиці Сергій Барбашин 07.07.2025 11:19
- Готують підвищення тарифів для населення 707
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду 195
- Військово-економічна пастка: чому зламався бум РФ 142
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? 128
- Медіація у бізнесі: чи готові українські компанії до альтернативних рішень? 95
-
Кава може на 20-30% знизити ризик діабету другого типу – дослідження
Життя 6501
-
"Він просто зник": усе, що потрібно знати про гостинг – пояснює психологиня Ірина Шеньє
Життя 5615
-
Україна з нуля збудувала винятковий ВПК, але він працює лише на 60% – фон дер Ляєн
Бізнес 3658
-
Мовний апгрейд: як правильно сказати українською "пир горой", "в рассрочку" і ще вісім фраз
Життя 3106
-
Укрзалізниця закупить вагони нового покоління: основні характеристики
Бізнес 2986