Индустрия 4.0 и государство
Разговоры о четвертой промышленной революции и Индустрии 4.0 ведутся уже не первый год. Хайп это или реальность?
Термин «Индустрия 4.0» впервые появился в 2015 году, в статье основателя Всемирного экономического форума в Давосе Клауса Шваба. Основами «Индустрии 4.0» принято считать полную автоматизацию производственных процессов с использованием Big Data, робототехники, AI, машинного обучения, блокчейна, облачных сервисов и так далее. К сожалению, с нынешним восприятием Индустрии 4.0 есть несколько проблем.
Во-первых, очень часто шум вокруг Индустрии 4.0 раздувается искусственно. Многие технологии, которые представляют как нечто новое, появились уже давно. История IoT началась 80-х годах прошлого века. Использование облачных серверов начало набирать обороты в начале 1990-х годов. Первые AI проекты появились еще в 1960-х годах. Очень часто все эти громкие слова используют просто для продвижения товаров и услуг.
Во-вторых, три предыдущие индустриальные революции были спровоцированы резким развитием и внедрением новых технологий. Первую революцию спровоцировало появление паровых машин. Вторую — электричество. Третью — микропроцессоры. Без этих технологий переворот в промышленности и других сферах жизни был бы невозможен. Какая кардинально новая технология появилась сейчас? Резкого скачка в развитии не произошло.
Так стоит ли доверять всей этой шумихе вокруг Индустрии 4.0? Может быть то, что мы наблюдаем сегодня — не более чем очередной этап третьей цифровой революции, которая началась еще в 1950-х годах?
Вовсе нет. Четвертая индустриальная революция идет полным ходом. Она отличается от предыдущих лишь тем, что ее спровоцировало не одна технология, а множество.
Еще одна отличительная особенность Индустрии 4.0 — это ее темп. «В отличие от предыдущих, эта промышленная революция развивается не линейно, а скорее экспоненциально» — писал пять лет назад Клаус Шваб. И действительно, спрос на рынке меняется с постоянно растущей скоростью, объем данных, которые необходимо обрабатывать увеличивается, а времени на адаптацию к новым условиям у бизнеса становится все меньше.
Следует отметить и третий фактор, влияющий на ход новой индустриальной революции и отличающий ее от предыдущих трех. Это — роль государства. Никогда раньше власть не оказывала столь сильное влияние на бизнес, как сейчас. Законы, стандарты, регуляторы, инвестиционный климат, уровень коррупции, субсидии, налоговые льготы, торговые войны и так далее. С каждым годом влияние этих факторов становится все сильнее. Государство может стимулировать переход к Индустрии 4.0, а может и затормозить его.
Это прекрасно понимают во многих странах. Еще в 2011 году в Германии была принята программа Industrie 4.0 с бюджетом 200 млрд евро. Часть средств на нее выделяет государство, часть — инвесторы. В других странах подобные программы тоже существуют, причем в некоторых случаях государство обходится без привлечения средств частных компаний. Но дело даже не в бюджетных средствах, выделяемых государством на адаптацию промышленности к условиям Индустрии 4.0.
Всемирным экономическим форумом был опубликован доклад Readiness for the Future of Production Report, в котором оценивается готовность разных стран к новым экономическим реалиям. Любопытно посмотреть на данные по Украине. Судя по цифрам, Украина не готова к новой индустрии. Но не стоит забывать о том, что паровые машины, которые стали двигателями первой индустриальной революции, начали массово внедряться на производстве не по королевскому указу. Это сделали предприниматели того времени по собственной инициативе, не опираясь на помощь свыше. Не стоит надеяться на государственную помощь. Ничто не мешает бизнесу самостоятельно осуществить четвертую индустриальную революцию. Было бы желание.
- Відповідальна особа з питань захисту персональних даних: новий гравець у структурі бізнесу Анастасія Полтавцева 14:43
- Як зруйнувати країну Андрій Павловський 14:34
- Інтелектуальна власність як актив бізнесу Сергій Пагер 14:21
- Стейкхолдери – основний локомотив сучасної якісної освіти Сергій Пєтков вчора о 10:49
- "Спорт внє палітікі?". Як би ж то! Країна-агресор хоче повернутися у міжнародний спорт Володимир Горковенко вчора о 10:10
- Землі заказника "Лівобережний" у Дніпрі: історія зміни статусу та забудови Павло Васильєв 08.05.2025 22:23
- Пам'яті жертв Другої Світової війни або чому ми не святкуємо! Дмитро Пульмановський 08.05.2025 16:11
- Що робити, коли дії співробітника призвели до фінансових втрат? Олександр Висоцький 08.05.2025 11:13
- Кабальні "угоди Яресько" блокують економічне відновлення України Любов Шпак 08.05.2025 11:09
- Изменения в оформлении отсрочки от мобилизации с 06.05.2025 Віра Тарасенко 07.05.2025 23:36
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів Ігор Ткаченко 07.05.2025 15:10
- Де отримати криптоліцензію у 2025 році? Юлія Барабаш 07.05.2025 12:25
- Як сплачує податки та подає звітність контрольована іноземна компанія (КІК) Сергій Пагер 07.05.2025 09:19
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я Христина Кухарук 06.05.2025 19:13
- Як роботодавцю повернути кошти, сплачені працівнику за скасованим рішенням суду Альона Прасол 06.05.2025 14:30
- Як зруйнувати країну 206
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? 188
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори 181
- Безбар’єрність у лікарнях: чому доступ до медичних послуг виходить за межі пандусів 139
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я 115
-
Капітана судна, яке пошкодило газопровід у Балтійському морі, заарештували в Гонконгу
Бізнес 7466
-
Сі переграв Трампа: Кремль фактично здає Росію Китаю
Думка 7185
-
Три хвилі приморозків. Хто збанкрутує, а хто – заробить
Бізнес 6154
-
Конфлікт цінностей та поділ України: кейс Алхім
Думка 3389
-
П’ять уроків Другої світової, щоб не було Третьої. Стаття глав МЗС семи країн
3236