Цена ценности
Работая в течение последних 10 лет в инвестиционной сфере в разных ролях, я регулярно сталкивался с вопросом ценности (value) и в последние два года стал глубже вникать в проблему оценки. Я пришел к довольно любопытным выводам, проанализировав почти 300 пр
Часть 1. Предтеча
Работая в течение последних 10 лет в инвестиционной сфере в разных ролях, я регулярно сталкивался с вопросом ценности (value) и в последние два года стал глубже вникать в проблему оценки. Я пришел к довольно любопытным выводам, проанализировав почти 300 проектов. Среди них были как заявки на инвестирование, так и проекты, запущенные другими компаниями.
В рамках цикла из нескольких статей я хочу поделиться с вами своими мыслями, поспорить и, возможно, обнаружить некие закономерности, которые являются общими для многих проектов.
***
Недавно меня пригласили в качестве независимого эксперта поучаствовать в собрании акционеров одного оффлайнового бизнеса. Собрание было жестким и нервным, проект явно срывался, выходил из-под контроля и требовал радикального вмешательства.
В процессе запуска сервиса выявили серьезные отклонения от ожидаемой бизнес-модели и приняли меры по технической модернизации, чтобы преодолеть текущий кризис.
Где-то на четвертом часу обсуждения в воздухе повис вопрос: а какую ценность проект несет своим участникам? Понятно, бизнес создают для того, чтобы заработать. А что помимо денег? Почему, выбирая между схожими (а порой идентичными) товарами от двух разных производителей, потребитель выбирает именно этот, а не тот? Далеко не всегда маркетологи могут дать точный ответ. Еще сложнее отвечать, когда речь идет о схожих онлайн-сервисах.
Тогда, на том собрании, вопрос о ценности остановил разбор операционных деталей, заставив вновь задуматься о стратегии бизнеса. Точнее, о радикальном изменении стратегии и, как следствие, о новой тактике ее реализации.
***
Для меня, как и для многих других, принципиально важно увидеть задачу целиком – чтобы понять, какие есть пути решения, и с какими проблемами я столкнусь, выбрав ту или иную стратегию реализации. Для того чтобы выбрать оптимальный путь, я хочу видеть и лес, и деревья, и тропинки между ними. Собственно, метафора леса и натолкнула меня на мысль о том, что любой процесс, в котором задействован человек, имеет признаки личности и «ведет себя» как живой организм. Одни - ходят в лес за грибами, другие – за дровами. Для каждого потребителя один и тот же объект (лес) имеет разные ценности, которые к тому же в разное время могут обретать разный смысл. «Лес» в разных ситуациях также встречает «потребителя» разными контекстами: в сухую или мокрую погоду, зимой или летом.
Общаясь с друзьями-математиками и системотехниками на тему моделирования бизнеса и социальных систем, как-то само собой всплыло слово «фрактал». Живые и неживые природные системы, все без исключения, несут в себе фрактальные свойства и лучше всего описываются комбинацией нескольких правил, определяющих структуру и динамику развития системы.
Но я увлекся. Перейду ближе к теме. Если подойти к системе как к фракталу, то можно выделить 5 основных компонент:
- Основа, субстрат, ядро
- Свойство движения и формирования потоков
- Свойство роста
- Свойство отличия от других
- Свойство подобия и притяжения подобных
Казалось бы, что чем мы дальше, тем больше удаляемся от первоначального вопроса о ценности и оценке. Но не торопитесь, сейчас я попробую перевести эти базовые абстрактные понятия в более понятные для предпринимателя.
Итак, базой, субстратом и ядром любого бизнеса является человек, точнее команда, реализующая общую задачу, достигающая общую или близкую цель.
Свойство движения и формирования потоков можно легко представить в виде способности команды формировать денежные и материальные потоки.
Свойство роста (оно же и свойство смерти) - это свойство команды расти (или не расти и умирать) вместе со своим бизнесом или проектом.
Свойство отличия от других - способность команды отделять себя от подобных, отличаться по каким-то конкретным параметрам; способность команды генерировать интеллектуальную собственность и креатив.
Свойство подобия и притяжения подобных можно представить в виде формирования бренда, выражающегося в росте числа лояльных потребителей и участников проекта / бизнеса / мероприятия.
Вы, возможно, будете удивлены, но эти принципы и свойства и определяют базовые, органические ценности любого начинания, в котором участвует человек. Тут можно найти аналогии и параллели с более-менее широко известными принципами социологии, соционики и теории управления. Но так или иначе, инвесторы, оценивая привлекательность того или иного бизнеса или проекта оценивают именно эти 5 параметров: команду, денежные потоки, потенциал роста, интеллектуальную собственность и бренд. А также комбинацию этих параметров. Инвесторов можно разделить по их первичному фокусу. Спортивные предприниматели и музыкальные антрепренеры собирают команды; финансовые инвесторы ищут мощные денежные потоки; венчурные капиталисты - перспективы роста; грантовые фонды - интеллектуальную собственность; корпоративные инвесторы - бренд. Может не все так однозначно, но центр распределения внимания находится примерно там.
Мы - небольшая инвестиционная компания, не фонд. Получая заявки на рассмотрение проектов, мы стараемся учесть как раз все возможные ценности проекта / бизнеса и то, что с ним можно / нужно сделать, чтобы он был успешным. Мы не считаем нужным засеивать тысячи проектов. Мы сосредоточены на селекции и целенаправленной работе. Поэтому рассматриваем все ценности в едином комплексе, во взаимосвязи и взаимном влиянии. Как и в абстрактном фрактале, ценности рекурсивно влияют друг на друга, создавая неповторимый узор продуктов, контента, людей и событий. Все меняется, и нам важно понимать, какую роль сыграют те или иные связи, и как на выходе получить здорового ребенка, т.е. новый бизнес, который вместе с фаундерами нужно будет и дальше растить и воспитывать.
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов вчора о 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко вчора о 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька вчора о 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський вчора о 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян вчора о 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер вчора о 08:44
- Ринок праці України: виклики та тренди 2025 року Ілля Літун 16.04.2025 19:23
- Терези Феміди: статистика виправдувальних вироків в Україні – симптом чи вирок системі? Олександр Крайз 16.04.2025 17:10
- Соціально відповідальний бізнес: Як допомагати суспільству та зміцнювати бренд одночасно? Юлія Спориш 16.04.2025 15:49
- Професії зникають, навички – у тренді Юрій Баланюк 16.04.2025 14:45
- Можливості нашого студентства: як ЛНУ створює простір для розвитку, а не лише для навчання Віталій Кухарський 16.04.2025 13:25
- Згода другого з подружжя при відчуженні автомобіля: юридичні наслідки та ризики Арсен Маринушкін 16.04.2025 12:29
- Тиша, ручка і результат: секрет сильних керівників Катерина Мілютенко 15.04.2025 22:33
- Нерозподілений прибуток КІКів: як законно уникнути податку в 23% в Україні Ростислав Никітенко 15.04.2025 10:41
- Індустріальні парки як інструмент економічного зростання регіонів та країни Дмитро Соболєв 14.04.2025 14:23
- Нація вбивць 370
- Терези Феміди: статистика виправдувальних вироків в Україні – симптом чи вирок системі? 199
- Професії зникають, навички – у тренді 139
- У ДРРП відсутні дані щодо майже кожного другого житлового об’єкта: Що це означає? 115
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків 94
-
Україна з 1 липня перейде на номінальну напругу 230/400 вольт
Бізнес 13986
-
В яких європейських країнах найбільше люблять котів. До добірки потрапили країни-сусідки України
Життя 11194
-
Наймасштабніший спортивний івент літа: ВДНГ анонсує "Активну країну"
Життя 9269
-
"Ганебний прецедент": українська студія звукозапису продублювала "Minecraft: Фільм" російською
Життя 7139
-
Потужність Rheinmetall в Україні значно перевищить заплановані 150 000 снарядів на рік
Бізнес 6571