Позиция Турции и Украины в международной торговле
Для того, чтобы привлечь зарубежного инвестора, который обеспечит украинских граждан рабочими местами, нужно пересмотреть законодательство в отношении стимулирования бизнеса и стабилизации банковского климата.
Экспорт Турции (товаров и услуг) за 2015 год составил 152 млрд. долл., и это после спада на 10% по сравнению с 2014 годом. Экспорт Украины за 2015 год составил всего приблизительно 48 млрд. долл. В Турции такие показатели были в период до 2003 года, но потом Турция сделала существенный рывок в развитии экономики и, во многом, за счет ассоциации с ЕС. Украина так же могла бы воспользоваться моментом и реализовать на практике те возможности, которые дает статус ассоциации с ЕС. Однако здесь существуют такие подводные камни, как таможенные квоты на товар. Установив для Украины ограничения экспорта по ряду товара, Европа всегда побеждает в торговом балансе, ежегодно увеличивая разрыв между экспортом и импортируемой продукцией из Украины.
Средняя официальная заработная плата в Турции составляет около 1000 долларов США и продолжает расти. По уровню ВВП на душу населения Турция в несколько раз опережает Украину. Поэтому Украине нужно во многом брать пример с Турции в вопросах практической реализации условия ассоциации с ЕС.
Экспорт Турции образовался не на пустом месте. За место на мировом финансовом рынке нужно сражаться. А Украина, изучив опыт Турции, может максимально использовать удачные моменты ассоциации.
Для многих в Украине экспорт товаров из Турции связан с фруктами и продукцией легкой промышленности. Так оно и есть, Турция действительно производит и экспортирует продукты питания и продукцию легкой промышленности. Но если посмотреть на структуру экспорта Турции, доля продуктов питания в общей структуре экспорта Турции занимает всего 10%, а в Украине все 40%. Зато доля продукции машиностроения в общей структуре экспорта Турции больше 25%, а в Украине не достигает даже 10%, а раньше было 18%. Украина теряет свой потенциал, как экспортер автомобилей и механизмов и переходит на экспорт продуктов питания, как слаборазвитая страна. Около тридцати лет назад около 50% всего экспорта Турции тоже составляли продукты питания. Но теперь на первом месте по экспорту товаров в Турции автомобили.
Что же сделала Турция в рамках ассоциации с ЕС, что позволило ей так взлететь в экспорте продукции машиностроения? Она просто организовала производственную кооперацию с ЕС по производству продукции машиностроения в Турции под европейские бренды на давальческом сырье. Турция за 2015 год продала на экспорт легковых автомобилей на сумму 12,8 млрд. долл. При этом главным покупателем этой продукции были страны ЕС. При этом Турция купила комплектующих для производства легковых автомобилей за 2015 год на сумму 14,2 млрд. долл. Идет кругооборот товаров и машин.
В структуре импорта Турции около 11% составляет импорт природного газа и около 5% импорт нефти. При этом Турция поставляет в ЕС продукцию нефтехимии и другие химические продукты на сумму около 8,5 млрд. долл. Турция за счет своих нефтеперерабатывающих и химических предприятий обеспечивает ЕС химическим сырьем. В последнее время продукцию нефтехимии Турция стала поставлять в страны Азии, прежде всего Ирак, Индию и даже Китай.
Турция покупает много товаров в Китае, но это, прежде всего, сырье для легкой промышленности, и комплектующие для бытовой техники. Получается, что Турция, покупая в Китае полуфабрикаты, производит одежду и поставляет ее в европейские страны. Самым крупным покупателем турецкой одежды является Германия. Кроме того, Турция в производственной кооперации с Китаем выпускает бытовую технику под китайскими брендами и тоже поставляет ее в ЕС.
Что касается металла, то тут Турция применила очень дальновидный выгодный для своей экономики прием. Турция активно покупает черный металл в Украине, но она покупает не готовый металл, а металлолом. А потому за счет импорта энергетических ресурсов из других стран изготовляет на своих металлургических предприятиях высококачественный металл в виде готовых изделий, а также стали и проката и поставляет в обратно Украину и в страны Евросоюза. Вот, что теряет Украина, когда торгует на мировом рынке своим металлическим ресурсом по дармовой цене. Нужно немедленно менять этот курс, а то в будущем украинцы будут работать лишь подмастерьями у других стран.
Турция поставляет в ЕС и продукты питания. Но, в отличие от Украины, не зерно, а консервированные фрукты и овощи. Турция даже специально закупает в Индии и других Юго-Восточных Азиатских стран фрукты для переработки и уже готовые консервы или фрукты в европейской упаковке поставлять в ЕС.
Турция закупает зерно, подсолнечное масло и другие продукты питания в Украине, после чего товар получает турецкую расфасовку, маркировку турецкого производителя и уходит на экспорт в страны Ближнего Востока и Северной Африки .
В структуре экспорта Турции около 50%, это ЕС. Доля Украины составляет 0,7%. Мы в данный момент не интересны для Турции как торговый партнер. Нам нужны изменения.
Больше всего производственная кооперация у Турции развита с Германией, Англией, Италией и Китаем. И Украине сейчас очень важно, прежде всего, развивать производственную кооперацию с этими странами. Нужно начать на территории Украины создавать совместные предприятия по производству, прежде всего, продукции машиностроения для компаний из ЕС и Китая. При этом забыть почти все, что осталось в Украине от старого машиностроения. Эту продукцию на сегодняшний день в ЕС невозможно будет продать, так, как она была ориентирована на СНГ, и поэтому эти заводы проще закрыть или же переформатировать в современные предприятия, работающие на основе инновационных технологий.
Было бы разумно развивать и легкую промышленность в Украине, как это делает Турция за счет кооперации между ЕС-Украиной-Китаем. Тут Украина может выступить тем "мостиком", который обеспечит движение товаров и денег между ЕС и Китаем.
Что касается украинских продуктов питания, то нужно стараться переходить на переработку с/х сырья, а не на поставки только с/х сырья в ЕС. Иначе Украина будет все так же оставаться на международной торговой арене только в качестве сырьевого придатка.
По сравнению с Турцией, в нашей стране нет такого благоприятного инвестиционного климата. Для того, чтобы привлечь зарубежного инвестора, который обеспечит украинских граждан рабочими местами, нужно пересмотреть законодательство в отношении стимулирования бизнеса и стабилизации банковского климата.
Подписание договора о зоне свободной торговли с Турцией привлечет в Украину турецких промышленников. Учитывая тот факт, что уровень заработной платы в Украине на порядок ниже турецкого, для предпринимателей из Турции выгодно внедрять новые проекты на нашей территории, подключая украинских специалистов.
Это вопрос остается нерешенным из-за политических разногласий, которые не дают развиваться легкой промышленности, а так же другим промышленный отраслям.
Заявления запада о потере торгового суверенитета страны являются сотрясением воздуха и не имеют под собой экономического основания. Западные партнеры аргументируют свою точку зрения тем, что Украина занижает цену на товар в связи с более низкой заработной платой в стране, тем самым вытесняя более дорогой заграничный товар, но здесь имеются так же другие причины. Европейские и западные партнеры знают, что Украинские предприниматели могут составить им достойную конкуренцию в вопросе качества изготовляемой продукции. И, конечно же, эта продукция будет дешевле. Поэтому Украина может выбить почву из-под ног иностранной промышленности, что является нежелательным.
То есть, на сегодняшний день, обратившись к политической элите с вопросом «Почему Украина до сих пор не является участником зоны свободной торговли?» мы получим глубокий и развернутый ответ «Потому».
- Справа на мільярд Євген Магда вчора о 09:57
- Коли спадщина стає відумерлою: юридичні тонкощі та судова практика Дмитро Зенкін вчора о 09:00
- Військовослужбовець при виписці має право отримати комплект форми Дана Ярова вчора о 07:49
- Не так страшен Трамп... Володимир Стус 06.02.2025 20:37
- "Великий", який хоче здаватися "малим", або як ресторанний бізнес мінімізує податки Юлія Мороз 06.02.2025 15:10
- Інвестиції – це нормально: чому потрібно відмовитися від негативних установок про гроші? Ірина Селезньова 06.02.2025 14:43
- Топ-5 ключових трендів українського бізнесу у 2024 році, які необхідно виправити Соломія Марчук 06.02.2025 14:19
- До 33-ї річниці встановлення україно-азербайджанських дипломатичних відносин Юрій Гусєв 06.02.2025 14:19
- Гроші, люди, хаос. Що стримує розвиток бізнесу в Україні? Тетяна Андріанова 05.02.2025 11:01
- Коли держава бере чуже: як працює примусове відчуження майна у воєнний час? Світлана Приймак 04.02.2025 22:07
- Корпоративний стиль уніформи в медицині та б’юті-індустрії: тренд чи необхідність? Павло Астахов 04.02.2025 09:46
- Чи зможе Україна забезпечити швидкі темпи повоєнного економічного зростання? Любов Шпак 03.02.2025 21:14
- Прототип уніфікованого бронежилету розробляється Дана Ярова 03.02.2025 18:32
- Урок Трампа: три висновки після заморожування американської допомоги Сергій Миткалик 03.02.2025 14:41
- Світ обирає силу або чому питання ОПК потрапили у фокус цьогорічного Давосу Галина Янченко 03.02.2025 14:16
- "Великий", який хоче здаватися "малим", або як ресторанний бізнес мінімізує податки 245
- Гроші, люди, хаос. Що стримує розвиток бізнесу в Україні? 93
- Справа на мільярд 79
- Чи зможе Україна забезпечити швидкі темпи повоєнного економічного зростання? 74
- Урок Трампа: три висновки після заморожування американської допомоги 72
-
Окуповані території стали чорною дірою для Росії. Жахлива ціна війни для Путіна
2985
-
Українці не є нацією вбивць, пане президенте Дудо!
Думка 2096
-
Пастка для Придністров'я. Як Росія хоче конвертувати поразку в Україні у перемогу в Молдові
2053
-
Операція "Чисте місто": НАБУ оголосило підозри за земельну корупцію в Києві
оновлено Бізнес 1804
-
Азербайджан вигнав із країни головну пропагандистську організацію Кремля
Бізнес 1734