К вам пришли. Как защитить бизнес от неожиданных гостей (инфографика)
Что означает новая волна проверок? Речь идет о борьбе с реальными экономическими преступлениями или проверяющие просто вернулись к старым схемам? А главное, что делать IT-бизнесменам в сложившейся ситуации?
Сообщения о визитахпроверяющих (а иногда и вовсе сторонних лиц, которые из ложной скромности нехотят вам представляться), стали появляться все чаще. Из последних громкихслучаев - изъятие серверов у NIC.UA и серия визитов в офис бизнесмена Гарика Корогодского.Что означает новая волна проверок? Речь идет о борьбе с реальнымиэкономическими преступлениями или проверяющие просто вернулись к старым схемам?А главное, что делать бизнесменам в сложившейся ситуации? Обэтом рассказывают партнеры украинских юридических компаний.
Артем Афян, управляющий партнер ЮК"Юскутум":
Что касаетсявозобновившихся проверок, интересный ответ дал один следователь «Ну вы жевидите, какая ситуация в стране». Получается, что правоохранители относятся кэтому, как к плановому наполнению бюджета, получили разнарядку – и вперед. Я неговорю, что все проверяющий так думают, но многие.
Пока не будетпроведена налоговая реформа, все будет оставаться по-старому, и деятельностьналоговиков будет больше похожа на рэкет. Раньше нам говорили, что теневуюсхему с участием конвертационных центров придумал Янукович, и бизнесу пришлосьпринять эти правила игры. Теперь что получается: Януковича мы не ловим, затонаказываем бизнес.
Пока что реформыв налоговой сфере не получаются. Налоговый компромисс, к примеру, глобальновсех проблем не решает. Даже если бизнес идет на компромисс и закрываеткакой-то конкретный вопрос, это не дает понимания о том, как работать дальше.Ведь если правила не меняются – завтра опять будет претензия, и так по кругу.
Нужно начать самнистии. И здесь два направления. Первое – снять налоговую удавку ос всех.Поскольку работать в созданных условиях и платить все налоги – простоневозможно. А второе направление – это амнистия капитала, Нужно объявить, чтовсе капиталы, полученные до определенного периода, легализуются, и по ним небудет больше никаких вопросов. Точка. И обеспечить защиту частного капитала. Иустановить понятную и выполнимую сетку налогообложения, например. 10, 12, 15%.
"Пока не будет проведена налоговая реформа, все будет оставаться по-старому, и деятельность налоговиков будет больше похожа на рэкет"
Если говорить орекомендациях, которые позволят бизнесу не терять контроля над ситуацией вслучае неожиданного визита гостей, то, в первую очередь, я рекомендую серьезно отнестиськ юридической защите бизнеса. Собственник должен понимать, что к юрзащите нужноотноситься так же ответственно, как к защите физической. Он ведь покупает окна,двери, ставит сигнализацию. С юридической защитой та же ситуация. Втораярекомендация – работать с сотрудниками. Нужно провести инструктаж, чтобы каждыйпонимал, что он должен, а чего не должен делать в этой ситуации. Ну и третье –провести внутреннюю ревизию рисков. Чтобы выявить свои слабые стороны.
В целом я хотелбы отметить, что особенно хуже не стало. На самом деле, все это время проверкине прерывались – как проводились, так и проводятся. Другое дело, что сами фактытаких проверок сегодня воспринимаются боле остро. Это связано с ожиданиями,которые возникли после Майдана, ведь бизнес активно поддерживал Революциюдостоинства. Пришло разочарование, поскольку заметного улучшения условия работыне произошло. Кроме того, падение рынка, снижение продаж и оборотов уменьшаетвозможности бизнеса компенсировать и решать вопросы с проверяющими. Плюсэлемент неопределённости – если раньше были все же, какие-никакие, правилаигры, то сегодня не понятно, что будет дальше? Что произойдет после проверки?Чего еще ждать?
Лично я уверен,что ущерб от деятельности правоохранителей, занимающихся расследованиемэкономических преступлений, гораздо больше, чем ущерб от самих экономическихпреступлений. Государству было бы выгоднее просто распустить все эти структурыи компенсировать потери от преступлений из бюджета, вышло бы дешевле.
Конечно, все этонегативно сказывается на развитии бизнеса. Руководители думают о том, чтобыперенести бизнес в другую страну. Инвесторы, которые заходят на местный рынок,трижды подумают. И дело даже не в войне. Не в АТО. Потому что в любой момент кним в офис может прийти лейтенант Петренко и изъять оборудование на миллионыдолларов.
Но даже в этойситуации есть поводы для оптимизма. Реформы, какие-никакие, все же происходят.Например, реформа ППС могла бы стать образцом для реформирования другихправоохранительных органов. Кроме того, есть небольшие улучшения в вопросе упрощенного налогообложения. Осталосьсделать так, чтобы улучшение условий для бизнеса стало более систематическимявлением.
Ростислав Кравец, старший партнер "Кравец иПартнеры":
Сейчас стоитговорить не столько о визитах, сколько о неизменном стиле работы, отсутствииуважения к предпринимателям и налогоплательщикам. Никто не думает опоследствиях и не несет ответственности за действия налоговиков, порой простоубивающих работающий бизнес.
Особых измененийв стиле работы проверяющих нет. Все изменения связаны исключительно с новымКПК, в соответствии с которым необходимо получать определение следственногосудьи. Однако из-за большой загруженности судов это особой сложности несоставляет. В большинстве своем следователи, подавая соответствующиеходатайства, основываются на вымышленных или фальсифицированных фактах.
В большинствеслучаев даже лица остались те же. Хотя стоит отметить, что особо одиозныеличности решили на время затаиться или пойти служить в АТО для того, чтобыизбежать люстрации. Хотя вся их служба связана с контролем за перемещениемтоваров в зону и из зоны АТО или Крыма, и никак не связана с реальной защитой территориальнойцелостности Украины.
Рыба гниет сголовы. Пока руководство не поймет свою социальную ответственность передобществом - ничего не измениться, какие бы новые нормативные акты не принималисьбы. Уровень коррупции как в правоохранительных, так и налоговых органахостается стабильно высоким, а популизм руководства этих органов не являетсямеханизмом для его снижения.
"Рыба гниет с головы. Пока руководство не поймет свою социальную ответственность перед обществом ничего не измениться, какие бы новые нормативные акты не принимались бы"
Если говорить о рекомендацияхпо защите бизнеса, то во-первых не стоит хранить уставные документы идокументы, к которым не желателен доступ проверяющих и посторонних, в самомофисе компании. Также я бы рекомендовал иметь несколько официальныхзарегистрированных печатей, чтобы проверяющие не могли заблокировать работукомпании. Помимо этого необходимо технически так настроить работу компании,чтобы вся информация, в том числе и бухгалтерская, хранилась и архивироваласьна внешние сервера. Также желательно всему руководящему составу компании иметьподписанные персональные договора с адвокатом, и без его присутствия официальноотказаться от дачи каких-либо пояснений, о чем письменно указать в протоколедопроса, обыска или изъятия техники и документации.
На сегодняшнийдень действия фискалов практически убивают оставшийся работающий бизнес вУкраине. И я не исключаю, что в случае продолжения и стимулирования такойполитики бизнес, особенно IТ-бизнес, постепенно переместиться из Украины вдругие страны.
Сергей Шапов, руководитель департамента уголовнойпрактики ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры":
В вопросахотношения бизнеса и власти существуют определенные, совершенно объективныепринципы, которые отлично действуют в правовом государстве, но остаются лишьпризрачной путеводной звездой на стадии построения последнего. Выглядит вседостаточно ясно – это прописные истины: для спокойного сна и успешнойдеятельности бизнесу надо знать и исполнять существующие в государстве законы,платить налоги, а установленные законами правила должны быть общеизвестны ипрозрачны. Казалось бы, у нас никто не против исполнения закона. Вместе с тем,не секрет, что Украина занимает последние места в мировых рейтингах легкостиведения бизнеса, а в вопросах коррупции – мы в лидерах! Ситуация часто усугубляется и политическойсоставляющей, а также потребностью наполнения бюджета, который трещит по швам.
Экономика и политикатесно связаны, потому контролирующие органы используются у нас, порой, длявразумления политических оппонентов. Надо полагать, что государство изначальносознательно закладывает своего рода «мину» в отношениях с бизнесом, установивпланку налогов и обязательных платежей более чем в 43% от каждой заработаннойработником гривны.
В результатеимеем падение деловой активности, стагнацию экономики в целом, снижение довериямеждународных партнеров. Естественно, это не может не сказаться на состояниидел с исполнением законов в государстве и эти вызовы несомненно скажутся и наюридической практике.
"Государство изначально закладывает своего рода "мину" в отношениях с бизнесом, установив планку налогов и обязательных платежей более чем в 43% от каждой заработанной гривны"
Вместе с тем,сложившаяся ситуация вовсе не безнадежна. Государство когда-то, несомненно, спомощью международного сообщества, выйдет на нормальные для европейской державыпозиции, как по качеству жизни, так и по ее продолжительности. Но еще долгобудет занимать умы наших соотечественников вопрос о природе необычно яркойэкономической даровитости и о деловых талантах приближенных к власти сограждан.
Для всех остальныхможно дать лишь совершенно простые, банальные советы по выживанию, которыетеоретически должны помочь. А именно: надо знать закон; надо выполнять закон, четкоследовать возложенным законом обязанностям; а в сложных вопросах прибегать кпомощи специалистов – адвокатов, юристов.
- Справа на мільярд Євген Магда вчора о 09:57
- Коли спадщина стає відумерлою: юридичні тонкощі та судова практика Дмитро Зенкін вчора о 09:00
- Військовослужбовець при виписці має право отримати комплект форми Дана Ярова вчора о 07:49
- Не так страшен Трамп... Володимир Стус 06.02.2025 20:37
- "Великий", який хоче здаватися "малим", або як ресторанний бізнес мінімізує податки Юлія Мороз 06.02.2025 15:10
- Інвестиції – це нормально: чому потрібно відмовитися від негативних установок про гроші? Ірина Селезньова 06.02.2025 14:43
- Топ-5 ключових трендів українського бізнесу у 2024 році, які необхідно виправити Соломія Марчук 06.02.2025 14:19
- До 33-ї річниці встановлення україно-азербайджанських дипломатичних відносин Юрій Гусєв 06.02.2025 14:19
- Гроші, люди, хаос. Що стримує розвиток бізнесу в Україні? Тетяна Андріанова 05.02.2025 11:01
- Коли держава бере чуже: як працює примусове відчуження майна у воєнний час? Світлана Приймак 04.02.2025 22:07
- Корпоративний стиль уніформи в медицині та б’юті-індустрії: тренд чи необхідність? Павло Астахов 04.02.2025 09:46
- Чи зможе Україна забезпечити швидкі темпи повоєнного економічного зростання? Любов Шпак 03.02.2025 21:14
- Прототип уніфікованого бронежилету розробляється Дана Ярова 03.02.2025 18:32
- Урок Трампа: три висновки після заморожування американської допомоги Сергій Миткалик 03.02.2025 14:41
- Світ обирає силу або чому питання ОПК потрапили у фокус цьогорічного Давосу Галина Янченко 03.02.2025 14:16
- "Великий", який хоче здаватися "малим", або як ресторанний бізнес мінімізує податки 257
- Гроші, люди, хаос. Що стримує розвиток бізнесу в Україні? 93
- Справа на мільярд 91
- Чи зможе Україна забезпечити швидкі темпи повоєнного економічного зростання? 74
- Урок Трампа: три висновки після заморожування американської допомоги 72
-
Окуповані території стали чорною дірою для Росії. Жахлива ціна війни для Путіна
3052
-
Українці не є нацією вбивць, пане президенте Дудо!
Думка 2678
-
Пастка для Придністров'я. Як Росія хоче конвертувати поразку в Україні у перемогу в Молдові
2162
-
Операція "Чисте місто": НАБУ оголосило підозри за земельну корупцію в Києві
оновлено Бізнес 1807
-
Меланія Трамп: десятка найдорожчих образів першої леді — весільна сукня Dior за $2 млн і не тільки
Життя 1787