Двигатель реформ
Сейчас реформы практически стоят на месте. Как это изменить и что является главным ресурсом для перемен к лучшему?
Совсем недавно Freedom House опубликовала свое ежегодное исследование осостоянии трансформации постсоциалистических стран “Nationsin Transit 2016”. Достаточно внимания былоуделено и Украине. Эксперты организации считают 2016 год ключевым для страны: либобудет совершен рывок трансформации государства, либо может начаться откат внемногих совершенных реформах.
За счет чего Украина может воспользоваться шансом и добитьсязначительного прогресса в трансформации государственных институтов? Ответ можнонайти в этом же отчете FreedomHouse.Для Украиныпровели сравнение по семи индексам со странами-членами Евросоюза истранами-кандидатами на вступление в ЕС. Лучший показатель Украины - «Гражданское общество» - вплотную приближается к государствамЕвросоюза, значительно превышая индекс тех стран, которые только готовятсястать представителями Европейского сообщества.
В то же время, худшие оценки Украина получила в индексах коррупции, судебной системы и её независимости, а также в показателе национального управления. Очевидно,такое положение дел стоит исправлять, другой вопрос – как этого добиться.
Прошло уже более двух лет после Революции достоинства, авидимых и успешных реформ состоялось, к сожалению, не так много. В большихгородах увидели новых полицейских, бизнес получил возможность работать черезсистему электронных закупок «ProZorro».Начали работать новые антикоррупционные органы – НАБУ и НАПК, а все транзакциибюджетных средств можно отслеживать через портал e-data.Для журналистов-расследователей создалипочти райские условия, раскрыв реестры собственности.
Однако, все это могут назвать те, кто интересуются процессомреформ. У куда более далеких от этого людей слово «реформы» ассоциируется только с негативом: повышением тарифов на газ и электроэнергию, ростом курса доллара в три раза за два года, атакже падением уровня доходов и инфляцией.
Революция достоинства значительно повысила уровеньактивности граждан – появились десятки новых общественных организаций, а бытьволонтером - действительно почетно. За два года энтузиазм граждан,которые так и не почувствовали существенных изменений, стал понемногу угасать. В2014-м рост активности был скорее эмоциональным ответом, всплеском патриотизма– это отлично работает на коротком промежутке времени, однако полностью несоответствует долгому процессу трансформации. Одна из основателейобщественных организаций РПР и «Centre.UA» СветланаЗалищук говорила: «Мы готовились к спринту в реформах, а пришлось бежатьмарафон».
Однако, сейчас интерес общественности понемногу началугасать, действующая коалиция с трудом собирает нужные голоса подзаконопроекты, поэтому реформы практически стоят наместе уже не первый месяц. Что вэтом случае делать? Использовать то, что у нас есть – сильное гражданскоеобщество.
Один из самых ярких примеров консолидации общества ради перемен – коалиция общественных организаций «Реанимационный проект реформ». РПР появился еще в 2014 году, а сейчас это - ключевая общественная организация, направленная на трансформацию государства. За два года было принято 80 законопроектов, которые были поддержаны РПР. «Свои люди» есть у общества и во власти: к примеру, есть партнеры РПР в Верховной Раде, которые вносят законопроекты общественных организаций и активно их «лоббируют». Не менее яркий пример - новый вице-премьер по вопрос евроинтеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе, которая, по её словам, рассчитывает на поддержку гражданского общества.
Сила гражданского общества – главный имеющийся козырь сегодня. Им нужно пользоваться по полной уже здесь и сейчас. Для того, чтобы у власти была политическая воля напродвижение, а не торможение реформ, общество должно продемонстрировать четкийзапрос на настоящие реформы, а не на их имитацию и пустые слова о «жизнипо-новому».
Более того, нужно использовать наличие союзников во власти. Кто знает, как будут складываться дела дальше - например, в прокуратуре команда реформаторов, по сути, осталась за бортом. Из-за недостаточного общественного внимания и давления на власть в реформе прокуратуры система, фактически, была просто законсервирована.
Кто бы что ни говорил, однако политики пытаютсясоответствовать запросам общества и пытаются быть «в тренде», набираяпопулярность среди населения. Сергей Лещенко, видящий ситуацию изнутри Верховной Рады, не раз рассказывал о том, какбоятся депутаты снова увидеть горящие шины под парламентом.
Когда у преимущественного большинства граждан требованиембудет изменение избирательной системы или полноценная реформаправоохранительной системы, а не абстрактное «больше денег», – политикам придетсяпойти на неудобные для них реформы, хоть как бы им этого ни хотелось избежать.Ведь оставляя все, как есть, они только теряют рейтинги, что уменьшает шансы еще раз попасть на должность Президента или в кресло депутата. Дляполитиков низкие рейтинги равнозначны смерти. И на это идти не хочет, наверное,ни один политик.
2016-й должен стать поворотным годом для Украины. И ключевая роль в этом процессе отведена обществу: либо мыостаемся патерналистами и конформистами, либо готовы брать на себяответственность и своими же руками строить лучшее будущее для каждого из нас.От запроса граждан зависит и то, какую Украину мы будем видеть завтра.
- Справа на мільярд Євген Магда вчора о 09:57
- Коли спадщина стає відумерлою: юридичні тонкощі та судова практика Дмитро Зенкін вчора о 09:00
- Військовослужбовець при виписці має право отримати комплект форми Дана Ярова вчора о 07:49
- Не так страшен Трамп... Володимир Стус 06.02.2025 20:37
- "Великий", який хоче здаватися "малим", або як ресторанний бізнес мінімізує податки Юлія Мороз 06.02.2025 15:10
- Інвестиції – це нормально: чому потрібно відмовитися від негативних установок про гроші? Ірина Селезньова 06.02.2025 14:43
- Топ-5 ключових трендів українського бізнесу у 2024 році, які необхідно виправити Соломія Марчук 06.02.2025 14:19
- До 33-ї річниці встановлення україно-азербайджанських дипломатичних відносин Юрій Гусєв 06.02.2025 14:19
- Гроші, люди, хаос. Що стримує розвиток бізнесу в Україні? Тетяна Андріанова 05.02.2025 11:01
- Коли держава бере чуже: як працює примусове відчуження майна у воєнний час? Світлана Приймак 04.02.2025 22:07
- Корпоративний стиль уніформи в медицині та б’юті-індустрії: тренд чи необхідність? Павло Астахов 04.02.2025 09:46
- Чи зможе Україна забезпечити швидкі темпи повоєнного економічного зростання? Любов Шпак 03.02.2025 21:14
- Прототип уніфікованого бронежилету розробляється Дана Ярова 03.02.2025 18:32
- Урок Трампа: три висновки після заморожування американської допомоги Сергій Миткалик 03.02.2025 14:41
- Світ обирає силу або чому питання ОПК потрапили у фокус цьогорічного Давосу Галина Янченко 03.02.2025 14:16
- "Великий", який хоче здаватися "малим", або як ресторанний бізнес мінімізує податки 257
- Гроші, люди, хаос. Що стримує розвиток бізнесу в Україні? 94
- Справа на мільярд 91
- Чи зможе Україна забезпечити швидкі темпи повоєнного економічного зростання? 74
- Урок Трампа: три висновки після заморожування американської допомоги 72
-
Окуповані території стали чорною дірою для Росії. Жахлива ціна війни для Путіна
3072
-
Українці не є нацією вбивць, пане президенте Дудо!
Думка 2799
-
Пастка для Придністров'я. Як Росія хоче конвертувати поразку в Україні у перемогу в Молдові
2197
-
Меланія Трамп: десятка найдорожчих образів першої леді — весільна сукня Dior за $2 млн і не тільки
Життя 2012
-
Операція "Чисте місто": НАБУ оголосило підозри за земельну корупцію в Києві
оновлено Бізнес 1812