Ветер в голове
Электроэнергия из окружающей среды – это не чудо, но реальность даже в Украине. Только эту реальность нужно поддержать, чтобы она не развеялась по ветру, то есть, чтобы ветроэнергетика в нашей стране выжила.
Срок окупаемости в проектах ветроэнергетикиоколо 7 лет. С существующим тарифом на ветровую энергетику в Украине – около 12лет. Со стремительным темпом девальвации гривны и не пересмотре тарифа к курсуевро, ветроэнергетические проекты имеют тенденцию увеличения срока окупаемостидо 25 лет с постановкой вопроса, а нужно ли инвесторам вообще заниматься такимипроектами в Украине. Ведь срок эксплуатации ветровых установок – 20 лет.
Но задаваться таким вопросом нужно,прежде всего, государству, да и нам – обычным потребителям. Ключевой вопрос, который актуален сегодня для всех нас– как снизить газовую зависимость нашей страны от России. Один из ответовочевиден – на корню вырезать все коррупционные схемы на бюджетном имуниципальном уровнях. Второй ответ – поставить стратегическую цель увеличитьдолю возобновляемой энергетики в энергобалансе страны.
Европа ориентируется до 2050 года в своем энергобалансе иметь до 80% генерации отальтернативных источников. Украина, подписав ассоциацию с ЕС, имеет план до 2020 года повысить частьгенерации возобновляемыми источниками до 11%. За 5 лет хорошая амбиция. Новыполнимая ли? Учитывая, что сегодня генерация возобновляемой энергетикисоставляет 1% + 5% - гидроэнергетика, которую можно отнести к возобновляемой энергетике.
Сейчас тариф для ветра составляет 11,3евроцента, для солнца - 33,5 евроцентов.
Справедливой доходностью инвестиционныхпроектов в европейской практике считается IRR 8-10%. С учетом страновыхрисков, для Украины справедливый размер IRR (Внутренняя норма доходности) можетсоставлять 15%. Однако мы видим, что при существующем тарифе норма доходностисолнечных проектов значительно превышает эту цифру. IRR =15% усолнечной энергетики достижим при «зеленом» тарифе 27 евроцентов. То есть тарифдля «солнца» явно завышен. Никто небудет отрицать, что завышен он был исключительно для одного инвестора – Клюева,который имел прямое влияние на принятие решений в нашей стране и сегоднянаходиться в розыске, как один из обвиняемых в убийстве Небесной Сотни.Возникает вопрос: а почему тариф не пересмотрен сегодня для восстановлениясправедливости и избежание ситуации, когда Украина будет платить Клюеву за СЭС(солнечную) генерацию? Поговаривают, чтов коридорах власти даже «ходит» законопроект, который отменит решение неплатить за генерацию электроэнергии на оккупированных территориях в случае,если у производителя есть кредит в «Ощадбанке»… Вот эта перспектива напоминает слова одного из высших руководителейстраны: «И тут или они в доле, или импотенты»… Вариант ответа выбирать не тороплюсь.
Очевидно, что сегодня ситуация наэнергорынке страны – архисложная. Война усугубляет ситуацию, денег нет. Но денег нет в случае, если распределение средств оставить как есть. Но если пересмотреть «зеленый» тарифдля ключевых видов возобновляемой энергетики, то тогда уберётся коррупционнаясоставляющая в тарифе, ориентированная исключительно на одного игрока всолнечной энергетике и даст возможность формироваться реальному рынку и в«солнце», и в «био»,и в «ветре». А «ветра», как и «био», внашей стране реально много. И если представить, сколько из них можно выработатьэлектроэнергии, то желаешь, чтобы у людей,принимающих решение в нашей стране,был «ветер в голове» в смысле создания условий для инвесторов, чтобы они приходили на рынок, для его активного развитияв долгосрочной перспективе с наличием справедливых и не гнущихся «на ветру»правил игры.
- От трансфера технологий к инновационному инжинирингу Вільям Задорський вчора о 21:33
- Начинается фаза глобального разгона инфляции и масштабных валютных войн Володимир Стус вчора о 18:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? Дмитро Пульмановський вчора о 18:12
- Баланс між обставинами злочину та розміром застави Богдан Глядик вчора о 17:09
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище Віталій Кухарський вчора о 16:32
- Інноваційні виклики та турбулентність операційної моделі "Укрзалізниці" в агрологістиці Юрій Щуклін вчора о 14:16
- Тіньова пластична хірургія в Україні: чому це небезпечно і як врегулювати ринок Дмитро Березовський вчора о 11:30
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов 17.04.2025 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко 17.04.2025 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька 17.04.2025 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський 17.04.2025 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян 17.04.2025 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер 17.04.2025 08:44
- Ринок праці України: виклики та тренди 2025 року Ілля Літун 16.04.2025 19:23
- Терези Феміди: статистика виправдувальних вироків в Україні – симптом чи вирок системі? Олександр Крайз 16.04.2025 17:10
-
Оприлюднено текст меморандуму щодо угоди про копалини
Фінанси 13475
-
Потужність Rheinmetall в Україні значно перевищить заплановані 150 000 снарядів на рік
Бізнес 13455
-
FT: Raiffeisen призупинив продаж російської "дочки" через зближення США та РФ
Фінанси 5179
-
Аграрії з Кіровоградщини купують недобудовану лікарню в центрі Києва. Для чого
Бізнес 4746
-
"Червоні двері, жовті двері": небезпечна гра серед підлітків чи черговий тренд із TikTok
Життя 4689