Как получить гарантии при покупке жилья
В Украине существует 150 проблемных объектов жилого строительства и около 200 тыс. пострадавших инвесторов. Как не попасть в их число, наверное, самый важный вопрос при инвестировании в жилье.
Как происходит покупка квартир? Вы собираете средства, возможно, параллельно продаете текущую квартиру, думаете об ипотеке или рассрочке от застройщика и, выйдя на определенный финансовый результат, листаете интернет в поисках доступных вариантов. От предстоящих расходов идет кругом голова, а впереди еще ремонт и переезд. Проверка надежности застройщика сводится к его активной рекламе, рассказам о сданных объектах (10 построил, построю и 11-й) и отзывам окружающих вас людей. Отдельная категория – «мой кум/сват/брат связан со строительством этого дома, и он говорит, что там все очень круто и надежно»!
Увы, как доказывает жизнь, застройщик может лопнуть, независимо от того, как долго он строит и сколько домов успешно построил.
Как и любой бизнес, строительство жилья - это не просто земля, мужчина складывающий, если повезет ровно, кирпичи и мешки с деньгами покупателей в отделе продаж. Есть заказчик строительства, как правило, он же и владелец земельного участка. А есть компания-застройщик – именно она осуществляет и отвечает за процесс строительства и полученный результат. Безусловно, в постройке участвуют архитектурное бюро, строительные компании, консалтеры и еще множество подрядчиков – их роль важна, но конечный результат определяет девелопер (застройщик). Поэтому если ваш кум/сват/брат не является топ-менеджером компании-застройщика, гарантий у вас нет.
Неужели все так безрадостно и ненадежно? К сожалению, инвестиции в не построенное жилье - всегда лотерея. Но определенные механизмы защиты государство предусмотрело. Речь идет о том, как вы покупаете квартиру. Прямые продажи невыгодны застройщику, поэтому традиционно популярны два типа – через ценные бумаги и через фонд финансирования недвижимости.
Ценные бумаги фиксируют цену и подтверждают ваше право получить право на приобретение квадратных метров.
Договор с компанией-управителем фиксирует, что за ваши деньги вы купили столько-то квадратных метров жилья.
Если по какой-либо причине застройщик обанкротится, и стройка останавливается, в первом случае у вас есть ценные бумаги на виртуальные метры. И если новый застройщик решит выкупить эти метры, то по цене, зафиксированной в самом начале. И это оптимистический сценарий.
В случае ФФС есть отдельный закон, предусматривающий процедуру замены застройщика через суд, гарантирующий ваши (уже купленные) квадратные метры.
Что бы не смущать законодательными нормами, просто приведу общеизвестные примеры: скандальные стройки Войцеховского – прямые продажи. Исчез застройщик, исчезли деньги.
Крах «Укрбуда» - продажи велись через ФФС, после долгих (без этого в нашей стране никак) судебных процессов объекты и средства инвесторов переданы другим застройщикам. Около 20 объектов отошло «Киевгорстрою», и часть из них уже на этапе сдачи.
Но совет читать в договоре, как оформляется продажа имущественных прав на жилье был бы слишком прост, если бы не было нюансов. Как показал скандал с банком «Аркада», фонды финансирования строительства делятся на традиционные и банковские. Первые – это финансовые компании, которые поднадзорны Комиссии по ценным бумагам, регулярно сдают отчетность, проходят проверки и ведут деятельность в рамках лицензии. Банковские – это призраки, которые пока не контролируемы, так как формально это подразделение банка, без отдельной лицензии на ФФС хотя, по сути, оно осуществляет деятельность управителя ФФС (НБУ эту деятельность не контролирует).
Но есть еще одно важное различие. В традиционном ФФС каждый объект имеет свой банковский счет, с которого по мере выполнения работ финансируется застройщик. В случае же краха застройщика эти деньги не теряются. В случае краха банка, то деньги, которые лежат на счетах банковского ФФС, не подлежат первоочередной выплате.
Если у меня получилось о сложном рассказать просто, - буду рада. Теперь - думай те!
- Чому корпоративний стиль – це більше, ніж просто форма Павло Астахов 12:09
- От трансфера технологий к инновационному инжинирингу Вільям Задорський вчора о 21:33
- Начинается фаза глобального разгона инфляции и масштабных валютных войн Володимир Стус вчора о 18:53
- Омріяна Перемога: яким українці бачать закінчення війни? Дмитро Пульмановський вчора о 18:12
- Баланс між обставинами злочину та розміром застави Богдан Глядик вчора о 17:09
- Люди в центрі змін: як Франковий університет створює сучасне академічне середовище Віталій Кухарський вчора о 16:32
- Інноваційні виклики та турбулентність операційної моделі "Укрзалізниці" в агрологістиці Юрій Щуклін вчора о 14:16
- Тіньова пластична хірургія в Україні: чому це небезпечно і як врегулювати ринок Дмитро Березовський вчора о 11:30
- Модель нової індустріалізації України Денис Корольов 17.04.2025 20:15
- Історія з "хеппі ендом" або як вдалося зберегти ветеранський бізнес на київському вокзалі Галина Янченко 17.04.2025 16:18
- Ілюзія захисту: чим загрожують несертифіковані мотошоломи Оксана Левицька 17.04.2025 15:23
- Як комплаєнс допомагає громадським організаціям зміцнити довіру та уникнути ризиків Акім Кібновський 17.04.2025 15:17
- Топ криптофрендлі юрисдикцій: де найкраще розвивати криптобізнес? Дарина Халатьян 17.04.2025 14:18
- Червоні прапорці контрагентів у бізнесі Сергій Пагер 17.04.2025 08:44
- Ринок праці України: виклики та тренди 2025 року Ілля Літун 16.04.2025 19:23
-
Потужність Rheinmetall в Україні значно перевищить заплановані 150 000 снарядів на рік
Бізнес 13639
-
Оприлюднено текст меморандуму щодо угоди про копалини
Фінанси 13504
-
FT: Raiffeisen призупинив продаж російської "дочки" через зближення США та РФ
Фінанси 5190
-
Аграрії з Кіровоградщини купують недобудовану лікарню в центрі Києва. Для чого
Бізнес 4885
-
"Червоні двері, жовті двері": небезпечна гра серед підлітків чи черговий тренд із TikTok
Життя 4745