"Северный поток": что делать, чтобы сохранить украинскую ГТС?
Сегодня становится все более понятным, что избежать запуска проекта "Северный поток" нам не удастся. А потому надо найти решение, как сделать так, чтобы не «похоронить» нашу газотранспортную систему.
Мощность «Северного потока» такова, что он сможет покрыть весь объем транзита российского газа в Европу, и тогда потребности в украинской трубе уже ни у кого не будет – разве что, в небольших объемах, деньги от транзита которых будут тратиться только на то, чтобы поддерживать саму систему в рабочем состоянии.
По данным государственной компании «Нафтогаз Україна», потери Украины от прекращения транзита газа составят 3% ВВП. И это даже больше, чем Россия теряет от действия западных санкций. Речь идет о сумме, практически эквивалентной той, что мы ежегодно тратим на содержание и развитие нашей армии. Такой хитрый ход Российской Федерации – фактически лишить Украину изнутри возможности финансировать свою оборону. При этом чиновники признают, что шансов на то, что Европейский Союз заблокирует строительство второй ветки «Северного потока», почти нет. Именно поэтому «Северный поток» - это сегодня один из самых сложных вопросов внешней политики Украины, и это один из самых сложных вызовов, который перед нами стоит.
Мы уже неоднократно говорили о том, что основной конфликт сегодня между США и Россией идет за энергетический рынок Европы. Для России «Северный поток» - это направление главного удара в этой экономической войне. И это отчетливо видно по растущему взаимодействию России с европейскими странами, в частности, с Германией и Австрией. Европейские страны поддерживают это строительство и непосредственно участвуют в этом проекте, несмотря на введенные санкции против российских кампаний. И вряд ли они откажутся от экономического сотрудничества с Российской Федерацией, потому что в этом проекте и их выгода также. Исходя из этого, «Северный поток» – это явная победа Российской Федерации.
Для Украины это – потеря своей газотранспортной системы. Нам нужно будет решать вопрос не только о возмещении потерь поступлений в бюджет, но и о содержании этой газотранспортной системы, которая не будет приносить прибыли, но будет постоянно требовать вложений для поддержания ее работоспособности.
Чтобы иметь хоть какой-то шанс на изменение ситуации, мы должны усиливать взаимодействие в этом вопросе с Соединенными Штатами Америки, чтобы увеличить с их помощью влияние на европейские страны. Вместе с тем, мы должны предлагать Европе экономические решения, наши предложения должны быть не на уровне лозунгов и обвинений России как агрессора и так далее, а нам нужно показать европейцам, что транзит через нашу территорию будет для них безопасным и выгодным.
Хорошим вариантом, на наш взгляд, выхода из этой ситуации, могло бы быть предложение Германии и Австрии дополнительных выгод и бенефиций с нашей стороны в пакете с продолжением транзита газа в их страны через нашу страну. Мы должны стать для них более выгодным партнером, чтобы они могли пересмотреть экономический эффект от «Северного потока» и сделать свой выбор в пользу Украины, где можно продвигать свои интересы.
Кроме того, возможно, стоит вернуться к вопросу концессии украинской ГТС, где европейские страны могут стать ее акционерами. Может быть стоить третьей стороной в эту концессию привлечь и Соединенные Штаты Украины.
Мы должны выйти на экономические предложения с нашей стороны с ведущими европейскими игроками о продолжении сотрудничества по нашему транзиту газа в Европу. Тогда возможно нам удастся что-то сделать. Если нет, если такого рода предложений не будет, если такого сотрудничества не наметится, и не будут предприняты конкретные шаги, то мы точно потеряем транзит и вместе с ним и газотранспортную систему.
- Як сплачує податки та подає звітність контрольована іноземна компанія (КІК)? Сергій Пагер 09:19
- Тренди світових витрат засобами візуалізації: військо, освіта, охорона здоров’я Христина Кухарук вчора о 19:13
- Як роботодавцю повернути кошти, сплачені працівнику за скасованим рішенням суду Альона Прасол вчора о 14:30
- Чому підприємці бояться виходити на новий рівень і як подолати цей бар’єр? Олександр Висоцький вчора о 14:12
- "Ситник проти України" – чи може справедливість бути упередженою? Дмитро Зенкін вчора о 12:57
- Нові правила подачі заявок на торговельні марки Сергій Барбашин вчора о 11:45
- Суд відмовив у позові до ФОП щодо псування техніки після ремонту Артур Кір’яков 05.05.2025 19:08
- Літо, тераси та куріння: чи є заборона для літніх майданчиків? Олег Сніцар 05.05.2025 17:12
- Регіональні тренди запитів "Відео ШІ" в Україні: піки, спад і соціальні фактори Христина Кухарук 05.05.2025 17:03
- Мінеральна угода США та України: шанс на нову енергополітику чи дорогий експеримент? Ростислав Никітенко 05.05.2025 15:55
- Інвестування в Україну – аналіз досвіду іноземних компаній Сильвія Красонь-Копаніаж 05.05.2025 13:30
- Як спадкоємцю за кордоном не загубитися у правовому лабіринті Світлана Приймак 05.05.2025 13:28
- Психологічна готовність до пластичної операції – більше, ніж "налаштування" Дмитро Березовський 05.05.2025 12:42
- Чому ми приймаємо нелогічні фінансові рішення? Антон Новохатній 04.05.2025 16:55
- Відповідальність батьків за шкоду, завдану дитиною: кейс наїзду на пішохода Артур Кір’яков 03.05.2025 09:28
-
Зміна пріоритетів: молоде покоління радше зменшить заощадження, ніж відмовиться від хобі
Життя 14512
-
Заборонений в Україні. Хто такий Сіміон і чим його перемога у Румунії загрожує Києву
10355
-
Суд наказав знести відпочинковий комплекс на Дніпрі у Києві
Бізнес 9351
-
У Чернігові демонтували пам’ятник борцям за незалежність: про що йдеться
Життя 9110
-
"Ми скорочуємо більше ніж удвічі наше виробництво", – фіндиректор Ferrexpo
Бізнес 8136