Швейцария – закат "альпийской тихой гавани"?
Последние тенденции прозрачности и требования мирового сообщества в раскрытии информации заставляют задуматься – а так ли надежны иностранные компании для использования в целях конфиденциального владения активами?
Последниетенденции прозрачности и требования мирового сообщества в раскрытии информациизаставляют задуматься – а так ли надежны иностранные компании для использованияв целях конфиденциального владения активами?
Совсем недавно, 15 октября, Швейцария подписала КонвенциюОЭСР О взаимной административной помощи в налоговых вопросах (Convention onMutual Administrative Assistance in Tax Matters). И многие полагают, что последняя «тихаягавань» сдалась под натиском ЕС. Но стоит ли из-за этого волноваться украинскимбизнесменам, предпочитающим Швейцарию другим нерезидентным инструментаминвестирования?
ПодписаннаяКонвенция – наиболее всеобъемлющий многосторонний инструмент, которымоткрывается возможность уполномоченным органам стран-участниц получать активнуюадминистративную помощь в области учета и сбора налогов. Обмен информацией, врамках Конвенции, покрывает все формы административного сотрудничества междугосударствами в отношении начисления ивзимания налогов:
- обменинформацией по-запросу, автоматический и спонтанный;
- одновременныеналоговые проверки, в том числе зарубежные;
- содействиев выполнении налоговых обязательств (взыскание налогов);
- проведениесовместных аудитов;
- сохранениеконфиденциальности при предоставлении документов.
Под действиеКонвенции попадают все виды обязательных платежей в бюджет (за исключениемтаможенных пошлин), а именно: подоходный налог, налог на прибыль, на приросткапитала, на чистые активы, которые подлежат налогообложению на государственном(федеральном) уровне, а также местные налоги, отчисления на обязательноесоциальное страхование, налоги на имущество, наследство и дарения.
В то жевремя Конвенция предусматривает гарантии по защите налогоплательщиков. Так,например Сторона может отказать в предоставлении помощи, если налог, вотношении которого она запрашивается, по их мнению, не вписывается вобщепринятые принципы налогообложения, или информация раскрывает коммерческую,промышленную или профессиональную тайну. Кроме того, применение Конвенции неограничивает права и гарантии физических лиц, которые они имеют по законамгосударства, получившего запрос о помощи.
Примечательно,что Украина присоединилась к этой Конвенции еще в 2004 году, а в 2009 подписала и Протокол к ней, который вступил в силу уже с 1 сентября 2013. И с этогомомента Украинские компетентные органы могут запрашивать информацию устран-участниц, которые ее применяют (т.е. для которых Конвенция вступила всилу). А это, в частности: Белиз, Дания,Ирландия, Мальта, Нидерланды и Великобритания. В июне этого годаПравительство уже задекларировало готовность начать информационный обмен с Белизом.В отношении Великобритании компетентные органы давно сотрудничают:запрашивают и получают информацию по сделкам и операциям. С Нидерландами подписаноРабочее Соглашение О спонтанном обмене информацией, которое действует дляУкраины с 2002 года...
Нельзя сказать, что Украина не получала информацию по запросам ранее, но с вступлением в силу данной Конвенции Правительство нацелено «не откладывая в долгий ящик» приступить к ее использованию с максимальной отдачей. Так, в конце прошлого года Минфин своим Приказом №1247 от 30.11.2012 утвердил Порядок обмена налоговой информацией по специальным письменным запросам скомпетентными органами других стран. В частности, документом определено, чтоинформация может запрашиваться как в ходе досудебногорасследования относительно нарушений налогового законодательства (Ст.212 УК),так и при проверке налогоплательщика.Тип проверки не указан, но определен период запрашиваемой информации – ондолжен совпадать с периодом проверки налогоплательщика. Это дает дополнительноепреимущество бизнесу – вовремя «почиститьхвосты», если началась проверка.
Дляинициирования запроса должны присутствовать факты, дающие основания полагать, что налогоплательщик осуществлялсвоюдеятельность по схеме, которая позволила бы скрытьполученные доходы, а именно:
1) при наличии просроченной дебиторскойзадолженности у нерезидента перед резидентом факты свидетельствуют, чтонеобходимая информация находится в запрашиваемом государстве, и при проведениидосудебного следствия необходимо подтверждения достоверности такой информации (независимоначато ли уголовное производства относительно лица или по факту осуществленияВЭД операции);
2) при установлении несоответствия междуколичественными (или другими) показателями таможенной декларации и фактическиоприходованном /отгруженном товаре;
3) факты свидетельствуют о перечислениис целью дальнейшей легализации доходов, полученных преступным путем;
4) существует необходимость в полученииинформации для контроля за ценообразованием.
Законодательопределил круг операций, которые являются основанием для запросов, и этопозволяет разделить бизнес на «более» и «менее» рисковый. В то же времяпобуждает предпринимателей вести коммерческую деятельность более аккуратно: отслеживатьдокументооборот, доверять проверенным инструментам и не полагаться насомнительно дешевые оффшоры.
Что жекасается Швейцарии, то, несмотря на предстоящую ратификацию и вступление в силуКонвенции, на наш взгляд, финансовые и банковские инструменты останутся внеконкуренции. Конвенция коснется, в первую очередь, корпоративных структур, ноне частных банковских счетов физ.лиц и счетов «компаний-кошельков».Преимущества Швейцарии именно в развитом надежном банковском секторе. Иговорить о «закате» Швейцарии можно только при наличии веских аргументовненадежности финансово-банковской системы.
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак вчора о 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич вчора о 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко вчора о 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 15.05.2025 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 15.05.2025 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 15.05.2025 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 15.05.2025 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни 239
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 185
- Пристань для Ocean-у 145
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення 137
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 135
-
Чим загрожує Україні Сіміон та які шанси Дана – п'ять фактів про вибори президента в Румунії
9908
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 6409
-
Бізнес-тиждень: Ринки слухають перемовини, Нафтогаз шукає газ, Євросоюз повертає мита
Бізнес 5041
-
Міжнародні вимоги до адаптації робочих місць для людей з інвалідністю. Як нам досягти інклюзивності?
Життя
3804 -
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
3232