Авторські блоги та коментарі до них відображають виключно точку зору їхніх авторів. Редакція ЛІГА.net може не поділяти думку авторів блогів.
26.07.2013 13:42
Несколько слов о трансфертном ценообразовании
Ст. 39 Налогового кодекса "Методы определения и порядок применения обычной цены" переписана весьма существенно. Она получила новое название («Трансфертное ценообразование») и около 20 новых подпунктов
Последствия мирового кризиса побуждают большинство стран мира искать новые подходы к фискальной консолидации. Скажем, во Франции для этого не только повышена ответственность за нарушение налогового законодательства - тамошние фискалы даже получили разрешение на прослушивание телефонных разговоров. При этом для многих государств приоритетным становится именно усиление госконтроля за трансфертным ценообразованием.
Закон о трансфертном ценообразовании (проект № 2515), который был принят 4 июля 2013 Верховной Радой (сейчас направлен на подпись Президенту Украины), содержит как мировые подходы, так и учитывает национальную специфику. Это конструктивный подход, поскольку в таких вопросах нецелесообразно ориентироваться на какую-то одну страну или слепо копировать набор наиболее распространенных инструментов. Тем более, что международный опыт достаточно многогранен. Характер трансфертного регулирования в разных государствах зависит в т.ч. и от уровня развития общественных институтов. Именно поэтому в Китае и Индии соответствующие регламенты считаются одними из самых жестких. Если же говорить о конкретных механизмах, можно вспомнить, что в Российской Федерации для налогоплательщиков предусмотрена возможность заранее согласовать с налоговыми органами политику формирования цен путем заключения соглашений о ценообразовании. Достаточно интересен опыт регулирования трансфертного ценообразования в Казахстане. В этой стране к подконтрольным операциям относят международные соглашения и сделки, совершаемые на территории Казахстана, и они непосредственно взаимосвязаны с международными операциями при следующих условиях:
- происходит реализация полезных ископаемых, добытых недропользователем, который является одной из сторон сделки;
- если одна из сторон сделки пользуется налоговыми льготами;
- одна из сторон несет убытки по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.
Следует отметить, что в Украине контроль за трансфертным ценообразованием уже частично был и до этого - за счет функционирования механизма обычных цен (ст. 39 Налогового кодекса «Методы определения и порядок применения обычной цены»). Между тем законопроектом № 2515 указанную статью НК переписано весьма существенно. Она получила новое название («Трансфертное ценообразование») и около 20 новых подпунктов.
Так, закон содержит широкий перечень подконтрольных операций (ст. 39.2.1 НК). Речь идет
и об операциях продажи (приобретения) товаров и услуг, осуществляемых нерезидентами,
и операции, осуществляемые резидентами Украины, в частности, которые:
1) задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый (отчетный) год,
2) применяют специальные режимы налогообложения по состоянию на начало налогового (отчетного) года,
3) уплачивают налог на прибыль предприятий и / или налог на добавленную стоимость по отличной от базовой ставке в соответствии с настоящим Кодексом на начало налогового (отчетного) года;
4) не были плательщиками налога на прибыль предприятий и / или налога на добавленную стоимость по состоянию на начало налогового (отчетного) года. Но все же разница с предыдущим вариантом этого же пункта НК просто огромная - в законопроекте, подготовленном к первому чтению, предлагалось проверять все (!) операции, осуществляемые связанными лицами на территории Украины. С одной стороны, такие подходы имеют место в мировой практике (Греция, Польша, Германия). С другой, окончательный вариант закона более лоялен к национальному бизнесу, хотя и не максимально удобен. Но, возможно, на первых этапах целесообразно было бы вообще сосредоточиться только на внешнеэкономической деятельности предприятий, что позволило бы быстро активизировать работу по борьбе с выводом капиталов в оффшоры, что чрезвычайно актуально для Украины.
Не исключено, что внутри страны есть смысл контролировать операции со связанными лицами, занимающихся такими видами деятельности, которые пользуются налоговыми преференциями, эксплуатируют стратегические ресурсы государства или осуществляются с сомнительными контрагентами (по примеру Казахстана).
Достаточно дискуссионной представляется норма относительно представления первичных документов, подтверждающих подконтрольные операции (пункт 39.4 НК). Учитывая, что некоторые сделки могут включать сотни таких документов, это положение существенно увеличивает время для подготовки отчетности, а также административные расходы на соблюдение законодательства. При этом подача всего спектра первичной отчетности требует современных телекоммуникационных технологий, которые в Украине еще не получили распространения. Однако и с учетом указанных моментов, принятия трансфертного закона - это шаг вперед, особенно на фоне обсуждения его как с бизнесом, так и с политиками. То есть происходит поиск общих интересов бизнеса и власти. Принятие этого документа и его принципиальная реализация должна обеспечить более равномерное налоговую нагрузку, о чем мечтает каждый украинский бизнесмен, который работает «по-белому». Но чтобы бизнесмен действительно захотел работать «без схем» Миндоходов также должен инициировать уменьшение ставок НДС, единого социального взноса и НДФЛ
Якщо Ви помітили орфографічну помилку, виділіть її мишею і натисніть Ctrl+Enter.
Останні записи
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак вчора о 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич вчора о 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко вчора о 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук 18.05.2025 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська 18.05.2025 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 15.05.2025 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 15.05.2025 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 15.05.2025 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 15.05.2025 10:27
Топ за тиждень
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни 239
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 185
- Пристань для Ocean-у 145
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення 137
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 135
Популярне
-
Чим загрожує Україні Сіміон та які шанси Дана – п'ять фактів про вибори президента в Румунії
9908
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 6409
-
Бізнес-тиждень: Ринки слухають перемовини, Нафтогаз шукає газ, Євросоюз повертає мита
Бізнес 5041
-
Міжнародні вимоги до адаптації робочих місць для людей з інвалідністю. Як нам досягти інклюзивності?
Життя
3804 -
Новий формат переговорів. Про що Трамп дві години говорив з Путіним
3232
Контакти
E-mail: [email protected]