Украинское судостроение: виден ли свет в конце туннеля?
Министерство экономики Украины запускает проект по поддержке отечественного судостроения
Когда в Украине в последний раз сошёл со стапелей авианосец?А фрегат или эсминец? Хотя, Бог с ними с военными судами. Быть может, в последние годы появились отечественные БМРТ или хотя бы балкеры?
Эти вопросы кажутся сейчас странными, но совсем недавно с наших стапелей сходило огромное количество судов самых разных классов, существовали старейшее на Чёрном море Одесское (Черноморское) морское пароходство и ГП «Черазморпуть», развитая инфраструктура судостроения.
Это огромная часть экономики всей страны в целом и особенно причерноморских регионов, рост ВВП и рабочие места, ведь одно рабочее место на судостроительном заводе создаёт до 25 рабочих мест в смежных производствах. Например, город Николаев создавался изначально и всю свою историю был городом-заводом, смыслом существования которого было давать жизнь новым судам. На его примере особенно ярко виден кризис судостроения: на территорию уже бывшего Черноморского судостроительного завода можно смело приглашать Милу Йовович в образе бесстрашной охотницы на силы зла, и она органично впишется в пейзаж.
На сегодняшний день украинское судостроение находится в кризисе, а в свете прошлых успехов, пожалуй, даже в коме. Ни тоннаж, ни номенклатура построенных судов не позволяют рисовать радужные перспективы. Если взглянуть на статистику, то тоннаж построенного флота в 2020 году сократился по отношению к 2019 на 10%. Да и строят по большому счёту технически несложные суда: баржи (некоторые за счёт каннибализма доноров-лихтеров), буксиры, небольшие технические суда, стоечные суда вроде плавпричала, построенного заводом «Паллада» или же суда, невысокой степени готовности, проще говоря, корпуса, достройка и насыщение которых будет завершено на иностранных верфях. Такие объёмы постройки просто смешны в сравнении с нашим потенциалом.
Отдельно стоит упомянуть судоремонт. В отсутствие сколько-то значимого заказа на постройку нового флота, судоремонт является спасением для профильных предприятий. При этом, судя по всему, эта тенденция только укрепится. Для сравнения только предприятия, входящие в ассоциацию «Укрсудпром» отремонтировали за 2020 год 206 судов против 190 единиц в 2019.
К сожалению, много лет государство оставляло за пределами своего внимания отечественное судостроение. По слухам дошло до того, что в ответственные ведомства не обладают даже статистической информацией о состоянии отрасли, например, например на запрос консультантов отсутствовали данные о количестве судов, которые ходят под украинским флагом. Мне тяжело в это поверить, ведь Реестр судоходства Украины должен обладать соответствующей информацией, но факт остаётся фактом. Отдельные баталии сейчас точатся вокруг закона «О внутреннем водном транспорте», раздаётся его критика и со стороны судостроителей. Дошло до того, что некоторые компании стали пересматривать свои инвестиционные программы в части постройки флота в ожидании того, как законодательные новшества проявят себя на практике.
Казалось бы, нужно спасать отрасль и срочно принимать стратегию развития. И вот целый ряд заинтересованных организаций: Укроборонпром, Укрсудпром, представители судостроительных заводов SMG, «Нибулон», завод «Океан» и другие, проработав вопрос в рабочей группе, создали проект «Стратегии развития судостроительной промышленности Украины на период до 2030 года» и направили его, вместе с соответствующими законопроектами народным депутатам Давиду Арахамии и Дмитрию Наталухе. Проект стратегии получил положительный отзыв и направлен в СНБО. По словам директора ГК «Укроборонпром» Юрия Гусева, толчком к этим подвижкам послужила позиция Президента Владимира Зеленского, который и инициировал лично начало работы в этом направлении.
Шаг безусловно в верном направлении. Но беда в том, что подобная стратегия уже существовала и рассчитана она была до 2020 года. И несмотря на её существование, менее плачевным положение отрасли не стало. Одной стратегии мало, необходима соответствующая законодательная база, материальные ресурсы и, пожалуй, изменение отношения к проблеме со стороны государства в целом. Мечтой судостроителей был бы целый комплекс мер, который бы изменил ситуацию в отрасли, и это не только прямой государственный заказ. Многое лежит в области финансовых инструментов. В качестве иллюстрации эффективности таких инструментов Сергей Лысенко приводит государственное предприятие «АМПУ», которое строило для себя суда во Вьетнаме, Румынии и Китае и причиной этому в частности служит то, что эти суда предоставлены в лизинг. Наши верфи не смогли предоставить такого преимущества.
Есть надежда на то, что, с учётом внимания к этой проблеме со стороны Владимира Зеленского, всё же будет, не только принята новая стратегия развития отрасли, но и сделаны практические шаги для реинкарнации судостроения, ведь это важно и для южного региона в частности и для государства в целом. И надежды эти кажутся не беспочвенными. Министерство экономики Украины запускает проект, который будет направлен на поддержку судостроения посредством финансовых инструментов, а именно компенсацией процентных ставок по финансовым инструментам обеспечения строительства новых судов. Конечно, это только первый шаг навстречу отрасли, но любой путь начинается с него. Главное – сделать всё, что бы этот шаг оказался не последним.
- Готують підвищення тарифів для населення Андрій Павловський вчора о 22:05
- Поки ППО в дорозі – шахед вже у вікні Дана Ярова вчора о 19:14
- Тренди корпоративної міграції у 2025 році: чому підприємці обирають Кіпр, ОАЕ та Естонію Дарина Халатьян вчора о 13:10
- Кримінальна відповідальність за злісне ухилення від сплати аліментів на утримання дитини Леся Дубчак вчора о 12:49
- Без компромісів: яка методика стала золотим стандартом омолодження обличчя у світі? Дмитро Березовський вчора о 12:19
- Лідер (без) інструкції: як керувати командами в епоху ШІ, поколінь зумерів та Alpha Аліна Первушина 03.07.2025 17:56
- Час життєстійкості: як зберегти себе у світі, що змінюється? Галина Скіпальська 03.07.2025 16:23
- Угода з прокурором про визнання винуватості: жодних гарантій без рішення суду Костянтин Рибачковський 02.07.2025 23:43
- Вновь о Гегелевской диалектике и искусственном интеллекте Вільям Задорський 02.07.2025 19:21
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік Анжела Василевська 02.07.2025 19:07
- НеБезМежне право Сергій Чаплян 01.07.2025 21:44
- Недоторканні на благо оборони: головне – правильно назвати схему Дана Ярова 01.07.2025 19:33
- Корпоративний добробут: турбота про співробітників чи форма м’якого контролю? Анна Пархоменко 01.07.2025 15:04
- Як AI змінює структуру бізнесу: замість відділів – малі команди і агентні системи Юлія Гречка 01.07.2025 14:07
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася Наталія Павлючок 01.07.2025 09:50
- "Розумні строки" протягом 1200 днів: чому рішення у справі стає недосяжним 643
- Готують підвищення тарифів для населення 358
- Чи законно колишніх засуджених повторно ставити на військовий облік 318
- Суд не задовольнив позов батька-іноземця про зміну місця проживання дитини 317
- Жіноче лідерство в українському бізнесі: трансформація, яка вже відбулася 205
-
Чому small talk більше не про погоду – і як навчитися бути ввічливим, а не нав’язливим
Життя 12794
-
Культовий фільм "Диявол носить Прада" повертається: усе, що відомо про продовження
Життя 8192
-
Конкуренція за міни. Чи зможуть українські інженери перемогти хорватів та німців
Бізнес 8040
-
"Шахедів" побільшає. Як змінились російські удари дронами та як Україна може зупинити їх
6607
-
Ціна свободи. Cкільки і чим доводиться платити українцям, щоб виїхати з російської окупації
4959