Без НАТО в голове
В чем основная ошибка реформы украинской армии?
Недавно Президент Украины Петр Порошенко вочередной раз задекларировал, что целью реформы Вооруженных сил Украины являетсяпереход на стандарты НАТО. Такая позиция Главнокомандующего – вполне очевидноеотражение курса на интеграцию в европейское сообщество.
Однако, для возможности полноценнопроводить совместные операции с нашими партнерами по НАТО, нам необходимаполная реформа всего сектора государственной обороны. Отдельные реформы вНацгвардии или ВСУ не решат задачу по обеспечению обороноспособности страны вполном объеме. Изменения должны быть глубокими и системными: в первую очередь, реформированиеСНБО и Минобороны, а также перераспределение функций между Министерствомобороны и Генштабом. Необходимо полностью поменять систему планирования,управления и принятия решений.
Для того, чтобы понять, почему это важно,давайте разберемся: что же такое стандарты НАТО и почему украинской армии в первуюочередь необходима именно реформа системы управления?
Взаимоотношения Украины и НАТО имеютдавнюю историю, однако так и не привели к какому-то конкретному результату. Непоследнюю роль в этой пробуксовке сыграли и спекуляции на тему натовскихстандартов. Спорят о том, какие угрозы для ВПК, якобы, несет переход настандарты НАТО, о затратности этого перехода и так далее. Короче говоря, рассуждениямина тему прикладных аспектов нас планомерно отвлекают от сути вопроса.
НАТО – это система коллективнойбезопасности. На данный момент в Альянсе состоят 28 государств. В этихгосударствах говорят на разных языках, их армии имеют разную численность иразное вооружение, все эти армии по-разному комплектуются. Но благодаря единымстандартам в НАТО смогли добиться абсолютной интеграции всех этих армий вединую систему.
Дело в том, что стандарты НАТО – это не одинаковыекаски и патроны. Стандарты НАТО – это, прежде всего, стандарты управления. Этоглавная идея: все структурные единицы всех военизированных формирований всехгосударств, входящих в НАТО, управляются одинаково. Это дает широчайший простордля маневра: можно, например, перебрасывать подразделения одной страны подкомандование генералов другой страны – и эффективность ниже не станет.
Стандарты управления на практике означаюттиповую структуру штаба, типовой процесс принятия решений. Это значит, что всевоенные в НАТО разговаривают на одном языке, они точно знают, как поступят ихколлеги во время проведения совместной операции, какие факторы будут учтены впроцессе принятия решений и т.д.
Когда эксперты Международного проекта«Центр подготовки «PATRIOT» начали свое сотрудничество сНациональной гвардии Украины, первым этапом нашей работы стала разработка новойструктуры управления – именно потому, что перед нами стояла сделать так, чтобывсе подразделения НГУ взаимодействовали между собой максимально эффективно.
Единые стандарты управления делаютвозможным максимально эффективное взаимодействие под началом единого оперативногокомандования. Существенно уменьшаются сроки, необходимые для переведенияподразделений в боевую готовность.
Что это дает Украине? В особый период войныцелый ряд структур переходит под управление Генерального штаба: это иНацгвардия, и армия, и пограничная служба и т.д. Важно, чтобы все они моглимгновенно встроиться в систему государственной обороны, чтобы они моглиполноценно взаимодействовать друг с другом. Знаете, как в LEGO: кубики из одного набора подходят ко всемостальным? Вот так должно быть и здесь. А для этого важно, чтобы на всехуровнях системы государственной обороны мыслили одинаковыми категориями. Чтобыу них были стандарты управления и стандарты принятия решений. Поэтому все структуры,которые входят в сектор государственной обороны необходимо реформировать поодному образцу.
Когда мы говорим о государственнойобороне, мы должны понимать, что это – вертикально интегрированная структура. Азначит реформы в ней необходимо начинать «с головы».
Да, война на востоке Украины стала длявсех нас шоком. Резко менять структуру управления не было возможности – убоевых частей были планы действий на особый период и подобного рода изменениятолько помешали бы их исполнению. Потому первыми стали вводить стандартывторого, а то и третьего порядка. Но дальше так действовать нельзя.
За последний год в ВСУ произошло многоизменений – то есть трансформационные процессы структурного характера уже идут.Государство всерьез озаботилось материальным обеспечением военнослужащих:существенно увеличили заработную плату, ведется работа по улучшению системыснабжения и т.д. В Минобороны отмечают, что бюджет, который получило ведомствона 2016 год – это существенный прогресс по сравнению с предыдущими годами. Однако,если система неэффективна – будет ли реальный результат от этих финансовыхвливаний?
Очевидно, что в первую очередь необходимосоздать систему государственной обороны, в которой станет возможным правильнораспределять и использовать ресурсы, грамотно планировать и своевременнопринимать необходимые решения. Эта система должна иметь понятные и прозрачныемеханизмы работы. Это не говорит о том, что, например, планы войсковых операцийдолжны утверждаться на общественном совете, нет! Это значит, что гражданскоеобщество должно иметь возможность контролировать систему государственнойобороны в тех вопросах, которые не являются военной тайной: тендеры, питаниебойцов, снабжение и так далее. Мы все покупаем у государства услугубезопасности – и мы имеем право знать, за что мы платим.
Реформа, которая сейчас идет в Нацгвардии,доказывает, что нужные структурные изменения можно проводить достаточноэффективно и в достаточно сжатые сроки. Все это реально, если есть четкий пландействий и четкое понимание целей. И разработка такого плана – то, над чемкоманда Международного проекта «Центр подготовки «PATRIOT» сейчас активно работает.
- Як почути майбутнє? Молодь, офлайн-спілкування і роль дорослих Олексій Сагайдак 15:49
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі Юлія Буневич 14:04
- Крутити корупційні схеми на загиблих – це за межею моралі Володимир Горковенко 10:13
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ Христина Кухарук вчора о 17:58
- Вибір, як ключовий квант життя Алла Заднепровська вчора о 13:44
- Пристань для Ocean-у Євген Магда 16.05.2025 18:32
- Регламентування та корпоративні політики для електронного документообігу Олександр Вернигора 16.05.2025 17:15
- Покроковий алгоритм бронювання військовозобов’язаних працівників Сергій Пагер 16.05.2025 12:23
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення Євген Магда 15.05.2025 18:32
- Бізнес у пастці кримінального процесу: хто вимкне світло? Богдан Глядик 15.05.2025 18:26
- Коли лікарі виходять на подіум – більше, ніж показ мод Павло Астахов 15.05.2025 15:21
- Пільгові перевезення автотранспортом: соціальне зобов’язання чи фінансовий тягар Альона Векліч 15.05.2025 13:52
- ПДФО на Мальті та в Україні... Хто платить більше? Олена Жукова 15.05.2025 13:49
- Изменения в оформлении отсрочки по уходу: новые требования к акту и справке Віра Тарасенко 15.05.2025 12:23
- Як втримати бізнес на плаву: ключові фінансові помилки та способи їх уникнути Любомир Паладійчук 15.05.2025 10:27
- 5 управлінських викликів для державних підприємств під час війни 216
- Від парової тяги до цифрової етики: як змінювалось людство й корпоративна безпека 184
- Пристань для Ocean-у 145
- Зупинити СВАМ – завдання стратегічного значення 137
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 132
-
Чим загрожує Україні Сіміон та які шанси Дана – п'ять фактів про вибори президента в Румунії
9883
-
Що змінило хід виборів у Румунії і який урок з них має винести Україна
Думка 5500
-
Бізнес-тиждень: Ринки слухають перемовини, Нафтогаз шукає газ, Євросоюз повертає мита
Бізнес 5040
-
Де дивитися фінал Євробачення-2025 і з ким змагатиметься Україна
Життя 4520
-
Міжнародні вимоги до адаптації робочих місць для людей з інвалідністю. Як нам досягти інклюзивності?
Життя
3803