Форс-мажор на прицеле
Неисполнение обязательства в связи с пандемией занимает умы всех юристов, имеющих дело с договорами. Как работает форс-мажорная оговорка? И какой она должна быть чтобы защитить, когда нужно?
Признайтесь, как часто до ситуации с пандемией мы не просто заглядывали (скролили с большой скоростью), а действительно внимательно, с чувством, толком и расстановкой читали форс-мажорную оговорку в контракте?
А сколько раз пришлось прочесть этот «непопулярный» раздел договора после введения карантина и ограничительных мер в Украине, по всей Европе, в Азии и США?
Смена фокуса и вот юристы страны учатся разбираться в форс-мажорных оговорках контрактов.
По общему правилу обязательства, следующие из договора, должны выполняться надлежащим образом – в срок, в порядке и способом, предусмотренным договором. Но что если выполнению обязанностей по договору нечто препятствует? Поставщик в сырьевой цепочке не смог выполнить условия договора поставки (у него предприятие закрыто – всех работников распустили по домам – карантин). Срочно найти альтернативного поставщика - задача сравни сюжету кинофильма «Миссия невыполнима». А что будет, если доступ на предприятие, которое обязано осуществить отгрузку товара покупателю будет закрыто решением властей (например, как очаг инфекции)? Будет ли в этом случае работать форс-мажорная оговорка? Каким образом она действует?
Ответы на этот и многие другие вопросы кроется в законодательстве, которое регулирует договорные отношения. Если во внутрихозяйственном обороте – нормы Гражданского кодекса и Закон «О торгово-промышленной палате Украины» вместе с купой судебных решений - нам в руки, то во внешнеэкономических контрактах – украинскому бизнесу придется попотеть. Ведь то как работает, применяется и какие правовые последствия создает форс-мажорная оговорка будет предопределено именно законом той страны, которую стороны в договоре выбрали, а если и не выбрали (такое тоже может быть), то, тогда необходимо определять, закон какой страны применим. Для этого тоже есть специальные законы или международные договоры.
Что общего, что объединяет форс-мажорные оговорки, которые включены в контракты, урегулированные законами разных стран:
1. Форс-мажорная оговорка – контрактный способ защиты стороны, которая не может выполнить свои контрактные обязательства по обстоятельствам, которые от нее не зависят.
2. Форс-мажорная оговорка – не прекращает обязательство, а лишь освобождает сторону от предусмотренной контрактом или законом ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства.
3. Форс-мажорная оговорка - освобождает от ответственности временно – на период действия обстоятельств, которые объективно препятствуют исполнению договора. После завершения этих препятствий – контракт подлежит исполнению, а за нарушение обязательства наступит ответственность.
4. Форс-мажорная оговорка может быть разной: содержать указание на конкретный перечень обстоятельств, с которыми стороны связывают объективную невозможность исполнить договор, а может содержать критерии, которые позволят отнести обстоятельства к форс-мажорным, так называемые «catch it all clause».
5. Обстоятельство признается форс-мажорным, если оно объективно препятствуют выполнению обязательства обязанной стороной и не зависит от воли этой стороны. По общему правилу ухудшение финансовой ситуации (например, сокращение выручки от реализации продукции в силу любых причин) не является форс-мажорным обстоятельством.
То есть в ситуации, когда вследствие решения администрации предприятия последнее было закрыто, а работники отправлены в отпуска, что не позволило выполнить обязательства по поставке товара – поставщик не сможет ссылаться на форс-мажорную оговорку, так как закрытие предприятия было обусловлено его же решением. А в примере, когда предприятие было закрыто решением властей (к примеру, для ликвидации очага инфицирования), и, как следствие, не смогло исполнить обязательства по контракту поставки товара, так как не смогло его произвести и отгрузить перевозчику - у поставщика есть (с определенными оговорками) шансы сослаться на форс-мажор и требовать освобождения от ответственности за нарушение сроков поставки.
Так какая формула у удачной форс-мажорной оговорки в контракте? Зависит от многих факторов. Признаюсь, что форс-мажорная оговорка, часто появляющаяся в контрактах в режиме копи-паст может оказаться эффективной. Особенно если в ее основе положены типовые оговорки, рекомендуемые различными международными организациями. Международная Торгово-промышленная палата (ICC) обновила свою стандартную форс-мажорную оговорку, с учетом обстоятельств пандемии (https://iccwbo.org/content/uploads/sites/3/2020/03/icc-forcemajeure-hardship-clauses-march2020.pdf). Такая форма рекомендована для использования во внешнеэкономических контрактах. Обращает внимание раздел «Презюмируемые события форс-мажора». Из него следует, что в отсутствие обоснованных возражений, стороны договорились считать указанные в данном разделе обстоятельства такими, что:
- не находятся под контролем стороны;
- их невозможно было предусмотреть и предупредить в момент заключения договора.
Иначе говоря, обстоятельства, на которые прямо указывает раздел «Презюмируемые события форс-мажора» признаются форс-мажором, если сторона, которая не получила исполнение не докажет противоположное:
- что обстоятельства находятся под контролем стороны;
- что обстоятельства можно было предусмотреть и предупредить в момент заключения договора.
Такой вот нюанс, а как существенно влияет на распределение нагрузки по доказыванию в случае спора! Но лучше до спора, конечно же, не доводить.
- Війна змінила правила гри: Україна на першому місці за передачами озброєння (2022–2024) Христина Кухарук вчора о 16:22
- Как оформить наследство в Украине, если вы находитесь за границей: пошаговая инструкция Віра Тарасенко вчора о 14:50
- Централізація закупівель: як Україна та ЄС підвищують ефективність державних витрат Олена Усеінова 23.05.2025 17:38
- Обмеження переказів між картками: що зміниться з 1 червня? Денис Терещенко 23.05.2025 15:07
- Як уникнути блокування податкових накладних? Сергій Пагер 23.05.2025 08:47
- Сімейне підприємництво в Україні: міжнародний досвід та перспективи Юлія Мороз 22.05.2025 14:15
- Світло – не трофей Ірина Голіздра 22.05.2025 12:56
- Оскарження тарифу на електроенергію: КОАС розглядає справу проти постанови КМУ Андрій Хомич 22.05.2025 11:38
- Господарювання без сторонніх або ТОВ з 1 учасником Альона Пагер 22.05.2025 09:39
- Капітал у квадратних метрах: стратегічний погляд на інвестиції в українську нерухомість Раміль Мехтієв 22.05.2025 09:07
- Хто вбив Андрія Портнова? Дмитро Золотухін 22.05.2025 01:17
- Психосоціальні ризики: прихована загроза безпеці праці, яку не варто ігнорувати Валентин Митлошук 21.05.2025 15:51
- Війна і молодь України: виклики, нові цінності та перспективи розвитку після війни Захарій Ткачук 21.05.2025 13:32
- Що робити зі скасуванням торгівельного безвізу для України Юрій Щуклін 21.05.2025 13:22
- Суд не вправі оцнювати ухвали НСРД Андрій Хомич 21.05.2025 11:39
- Хто вбив Андрія Портнова? 3445
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 216
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі 153
- Війна змінила правила гри: Україна на першому місці за передачами озброєння (2022–2024) 98
- Обмеження переказів між картками: що зміниться з 1 червня? 90
-
Нові 1920-ті, "кернесанс" і "Геть від Москви!": як живе Харків за 30 км від Росії
10859
-
Виклик Маску: як Китай утричі обігнав Starlink за потужностями виробництва супутників
Думка 7754
-
Натреновані на вбивство: Кремлю доведеться розв'язувати проблему розлючених фронтовиків
Думка 6960
-
"Агресор космічного масштабу". Ексрозвідниця США про загрозу РФ, Китаю і нову роль України
5961
-
L'Oréal Україна запускає другий сезон програми L'Oréal Startup Hub: як подати заявку
Новини компаній 5261