Отрицательный отбор в госструктурах – так дальше жить нельзя
Как вы относитесь к чиновникам? К их количеству и качеству работы?Иногда, доходит просто до абсурда: кажется, что чем выше человек занимает должность, тем менее он профессионален.
Выкогда-нибудь общались с нашими генералами? Эту историю рассказал мой хорошийзнакомый Алексей (будемего так называть), работавший в одном из министерств Украины времен Януковича.Так как было это относительно недавно, вряд ли что- то успело кардинальноизмениться.
Синусоида скилов госслужащих
Итак,представьте: МИНИСТЕРСТВО с ковровыми дорожками, высокими потолками,просторными (правда, не у всех) кабинетами, новенькими Макинтошами на широкихстолах и прочими прелестями. Рабочий день начинается в 9:00, заканчивается в 18:00, иногда чутьпозже, обед с 13:00 до 14:00. Все по графику, все четко, зарплата вовремя, деньв день, длинные отпуска, полный соцпакет (о его качестве речь не идет). В целом, звучит неплохо.
Но для кого все это? Рассмотрим, как выгляделаиерархия в подобной госструктуре: в самом низу – люди, зачастую не умеющиепользоваться даже компьютером, занимали обычные рядовые должности. Для тех, ктоповыше, достижением уже считалось, если человек умеет пользоваться интернетом,может отправить почту и набрать документ в Word. Мелкие начальники – руководители отделов и управлений – люди, как правило,достаточно грамотные, хорошо ориентирующиеся в служебных вопросах, знающие, какминимум, еще один язык, кроме русского и украинского, хорошо владеющиекомпьютером и прочими техническими премудростями. Верхушка, начиная от начальниковдепартаментов, заканчивая министрами и их заместителями – те, кому за 50(изредка младше). У них толпа помощников, секретарей, прочих адъютантов исоветские взгляды на управление. Это же просто ужас!
Когда Алексейприходил по каким-то служебным вопросам к высоким чинам, он с трудом сдерживалсмех, когда генерал не мог понять, куда вставить флэшку на новеньком маке илиоткрыть текстовый редактор при том, что на ноутбуке стоял обычный Windows. Максимум,для чего использовался компьютер – распечатать документ или побродить винтернете. В то время как у подчиненных стояли компьютеры середины 2000-х, иногда чуть новее. Зато генералы, в отличиеотподчиненных, хорошо разбирались ворганизации своего «законного» бизнеса и знали, кому и сколько нужно отсчитатькупюр. Наверное, именно благодаря таким знаниям и связям становятся генералами.
Кто пашет, на том и едут
По такомупринципу работают во многих госорганах. Толковый, хочешь поменять что-то клучшему – работай, но не выделяйся на фоне остальных, излишняя инициативностьне приветствуется. Нет знакомств или денег – продвигаться по службе будешьочень долго. Работой нагрузят, не переживай. Все для тебя! А когда инициативапотихоньку угасает, потому что понимаешь: всё сделанное особо никому не нужно,никто этого не оценит — начинают говорить, что ты плохо работаешь. Вот так иуходят с госслужбы те, кто мог бы сделать реальный вклад в развитиегосударства. К тому же, инициатива быстро пропадает еще из-за того,что зарплата, как у бездельников, так и у «пахарей» одинаковая – копеечная.
Отрицательный отбор
Ко всемупрочему, в Украине 480 генералов. Только вдумайтесь в эту цифру — это же целыйполк! Желающих одеть погоны с большими звездами с каждым годом все больше. Воти приходится выдумывать новые департаментыв уже и так раздутых госорганах. Аеще к расходам на зарплаты и пенсии прибавьте содержание толпы «прислуги»и помощников, тогда вы поймете, насколько дорого обходятся нашей странегенералы. Вот и получается, что те, кто хотел бы приносить реальнуюпользу государству, уходятиз-за низких зарплат инекомпетентности коллег; а те, кто имеют связи и деньги, становятся генералами.Первых понять, конечно же, можно, профессионал найдет себя и внегосударственном секторе, а вот дедушку, который с трудом может напечататьдокумент, а со многимизадачами не справится без ордыпомощников, наверняка никуда не возьмут… Так и живем.
АлександрПасхавер, президент Центра экономического развития, в одном из своих интервьюотметил: «Государственная система выстроена так, что у нас произошелотрицательный отбор в чиновничестве. Что такое украинский чиновник? Этокатастрофическое сочетание некомпетентности, вороватости и безответственности.Система выстроена так, что в первую очередь на госслужбу берут таких».
Именно так ипроисходит во всех ключевых ведомствах. Мы ощущаем катастрофическую нехваткутехнократов, людей новой формации и нового типа мышления. Нам нужны те, ктопонимает ценность современных технологий, особенно в Министерстве обороны:дроны, кибероружие, новые виды защиты, роботизация, электронный документооброт.
К сожалению,нынешние генералы застряли во временах Советского Союза с ламповыми ЭВМ итумблером «вкл/выкл». И к войнам XXI века оказались не готовы.
От совка в цивилизованный мир
В США, к примеру, всего 40 генералов. В 10 раз меньше чем в Украине, и это приогромной разнице в территории и количестве населения этих двух государств. Мыже не самая богатая страна, чтобы содержать так много ненужных чинов?
Возможно, стоит, наконец,предпринять какие-то меры? Избавиться от постсоветских стандартов и прекратитьбездумно растрачивать госсредства.
Пора применить рациональныйподход к отбору специалистов для работы на государственную машину, избавитьсяот дармоедов и взяточников, чтобы нам не было стыдно за тех, кто трудится наблаго страны. Начать привлекать дорогих высококлассных профессионалов, мыслящихкатегориями будущего. Но заработной платой в 2000 гривен их не привлечешь.
- Війна змінила правила гри: Україна на першому місці за передачами озброєння (2022–2024) Христина Кухарук вчора о 16:22
- Как оформить наследство в Украине, если вы находитесь за границей: пошаговая инструкция Віра Тарасенко вчора о 14:50
- Централізація закупівель: як Україна та ЄС підвищують ефективність державних витрат Олена Усеінова 23.05.2025 17:38
- Обмеження переказів між картками: що зміниться з 1 червня? Денис Терещенко 23.05.2025 15:07
- Як уникнути блокування податкових накладних? Сергій Пагер 23.05.2025 08:47
- Сімейне підприємництво в Україні: міжнародний досвід та перспективи Юлія Мороз 22.05.2025 14:15
- Світло – не трофей Ірина Голіздра 22.05.2025 12:56
- Оскарження тарифу на електроенергію: КОАС розглядає справу проти постанови КМУ Андрій Хомич 22.05.2025 11:38
- Господарювання без сторонніх або ТОВ з 1 учасником Альона Пагер 22.05.2025 09:39
- Капітал у квадратних метрах: стратегічний погляд на інвестиції в українську нерухомість Раміль Мехтієв 22.05.2025 09:07
- Хто вбив Андрія Портнова? Дмитро Золотухін 22.05.2025 01:17
- Психосоціальні ризики: прихована загроза безпеці праці, яку не варто ігнорувати Валентин Митлошук 21.05.2025 15:51
- Війна і молодь України: виклики, нові цінності та перспективи розвитку після війни Захарій Ткачук 21.05.2025 13:32
- Що робити зі скасуванням торгівельного безвізу для України Юрій Щуклін 21.05.2025 13:22
- Суд не вправі оцнювати ухвали НСРД Андрій Хомич 21.05.2025 11:39
- Хто вбив Андрія Портнова? 3445
- Україна: 68 місце за якістю життя і 87 за зарплатами – сигнал для реформ 216
- Секс під час війни: про що мовчать, але переживають тисячі 153
- Війна змінила правила гри: Україна на першому місці за передачами озброєння (2022–2024) 98
- Обмеження переказів між картками: що зміниться з 1 червня? 92
-
Нові 1920-ті, "кернесанс" і "Геть від Москви!": як живе Харків за 30 км від Росії
10933
-
Виклик Маску: як Китай утричі обігнав Starlink за потужностями виробництва супутників
Думка 7769
-
Натреновані на вбивство: Кремлю доведеться розв'язувати проблему розлючених фронтовиків
Думка 6980
-
"Агресор космічного масштабу". Ексрозвідниця США про загрозу РФ, Китаю і нову роль України
5965
-
L'Oréal Україна запускає другий сезон програми L'Oréal Startup Hub: як подати заявку
Новини компаній 5299